Начало служения

* Происхождение. Начало пути
* Киевская духовная академия
* Наместник Александро-Невской Лавры
* Сибирское служение. Призвание
* Рукоположение во епископа
* Сборы. Дорога

* Прибытие в Иркутск
* Начало служения
* Соратники Святителя Сафрония
* Продолжение школьного дела
* Дороги Святителя
* Попечение о нравственном облике паствы

* Монастыри. Храмы
* Благовест
* Апостольское служение
* Личность Святителя
* Подвижничество
* Последние дни. Кончина

 

Ознакомившись с положением дел в епархии, Святитель взялся за преобразования в Духовной консистории, в монастырях и приходах, обратился в Святейший Синод с просьбой «прислать из внутренних епархий излишних людей в особенности семинаристов и духовного чина людей и годных для занятия священных должностей в Иркутской епархии, где в оных лицах чувствуется крайняя скудость и нужда неотложная».
Ко времени святителя Софрония иркутские обители уже имели почти столетнюю историю. Основатели этих монастырей были исполнены горячим желанием иноческого, подвижнического жития. Такими были местночтимые угодники Божий: не известный по имени схимник-основатель Братской - Спасской пустыни на р. Ангаре, иероманах Гермоген - основатель Киренского Троицкого монастыря, схимонах старец Герасим - основатель Иркутского Вознесенского монастыря и другие иноки, подвизавшиеся здесь, на Сибирской земле, память которых доныне пребывает с похвалами.
Настоятель Вознесенского монастыря, старец архимандрит Нафанаил (Калиницкий), человек большого служебного опыта, успешно настоятельствовайший в сибирских монастырях - Нерчинском, Якутском, Селенгинском и Иркутском, бывший духовником святителя Иннокентия (Кульчицского) и с ним прибывший на службу в Сибирь, был назначен Владыкой Софронием «первоприсутствующим Иркутской Духовной консистории для отправления дел епархиальных». Вторым членом консистории был назначен образованный иеромонах Илия (Вепрецкий), прибывший вместе с Владыкой Софронием.