Чудеса

 1879 Монахиня Иркутского Знаменского женского монастыря, старица 65 лет, Евпраксия Ощуркова поведала следующее:
С начала 1879 года видела во сне видение, будто она пришла в Иркутский Кафедральный Собор и стала в Казанском приделе молиться на коленях Богу и в это время принесли будто в церковь местную икону Казанской Пресвятой Богородицы, как это и делается на самом деле; каждое лето уносят икону Святую по деревням, где и бывает носима по нескольку месяцев; и вот она, монахиня Евпраксия, молясь, вдруг увидела, что половица доски под самым местом, где почивают Святые нетленные мощи Святителя Софрония, как бы раздвинулись и исчезли, отчего она, монахиня, ужасно испугалась. Вдруг слышит от стоящего тут голос: «что испугалась и чему изумилась? Скажи градодержавцам и архипастырю, чтобы устроили над этим местом решётку(сказал указывая на то место, где открылся пол), всякие люди ходят и стоят над этим местом». А она думает: «вот скажу об этом отцу Иоанну Чирцеву». В этом голосе она узнала Святителя Софрония, который был в той самой мантии, в которой изображён Святитель Софроний на иконе, стоящей на окне. По объявлении об этом монахиней Архипастырю Иркутскому Вениамину устроены в тоже время периль.

1875г 23 февраля заявила письменно причту собора Мария Попова, что она страдала много времени водяною болезнью и более всего опухла в ногах и чувствовала в них сильную боль и судороги и страшную усталость и что с великим трудом могла ходить только в церковь, а больше никуда. Перед означенной болезнью была у ней левая рука сломана, но не выправлена как следует, и потому ничего не могла делать и чувствовала по временам в ней сильную боль. На 21 ноября, на день Введения во Храм Пресвятой Богородицы, я шла, говорит она, из церкви от Спаса, покатилась и упала и повредила себе правую руку; тут бывшая со мною хозяйка квартиры моей подняла меня, я же от жестокого ушиба невыносима кричала и никто не позаботился поправить мне руку. Лежала бесчувственно в таком мучении до февраля. В один день хозяйка совсем решила везти меня в больницу, но мне не хотелось; и, горько я плакала и в таком положении заснула; и вижу, приходит ко мне монах и садится подле меня, такой добрый и ласковый, с любовью и состраданьем начал со мною беседовать, а я ему рассказываю о своей болезни. Потом я его спрашиваю : «Вы откуда, батюшка, я Вас не видела ни в монастыре, ни в домовой; или Вы миссионер?». Он мне отвечает: «Как ты меня не знаешь? Я живу в соборе и ты у меня бывала». И начал меня уговаривать, чтобы не ходила в больницу, «если пойдёшь, то там умрёшь; лучше отслужи панихиду по Софронии, возьми елея от лампады, помажься сим и будешь здорова». Я говорю, что меня непременно хотят отвезти в больницу, а он мне повторяет: «не езди в больницу, там умрёшь, послушай меня и выздоровеешь», благословил меня и ушёл. Проснувшись, я поняла, что это был сам Святитель Софроний и как есть походит на портрет, стоящий в соборе. С тех пор я почувствовала облегчение во всём и стала ходить, делать своими руками и креститься. А так я до сего времени не могла ни встать, ни креститься, ничего делать. Обещалась данный обет исполнить.

В 1885 году жили в селе Голуметском, Балаганского участска, уезда Верхоленского. Мещанина М.А. Огородникова дочь Ольга захворала горловой болезнью, две недели почти ничего не могла проглотить, а доктор жил в Аларской степной думе за 15 вёрст, да к тому же и он хворал, значит, помочь было совершенно некому. Каик знали домашние средства, все испробовали, а больная слабела уже совершенно так, что думали, что уж смерть приходит, начала остывать с ног; я, мать её, поехала вечером к доктору, думаю, что заочно не может ли что прописать; это было в 10 часов вечера, а когда ехала дорогой и вспомнила Угодника Божия Софрония, а мы всегда имели к нему веру несомненную, но во время болезни дочери совсем забыла, с горя ли или по невежеству, только по дороге вспомнила и стала просить его говоря : «Угодник Божий, ежели имеешь дерзновение у Господа, помилуй дочь мою, если слышишь так далеко»… я боялась ещё, чтобы дочь не умерла без напутствия, так как священника дома не было. Это было в 12 часов ночи, в это время больная была в предсмертном состоянии, домашние все были около больной ( у нас громадное семейство). Вдруг одна из маленьких дочерей говорит: «дайте Ольге скорее масла», сейчас дали чайную ложку и масло стало в горле, долго она почти не дышала, вдруг как-то наклонилась, проглотила и стала говорить «дайте чаю»! Я приезжаю в час ночи от доктора, дочь сидит на постели, хотя слабая, но совершенно облегчённая от болезни, я не стала её уже и лекарства давать, а все единогласно благодарили Бога и Угодника Божия Софрония и обещались написать образ Его. И тут явил чудо своё батюшка Святитель Софроний. Был в селе Голуметском у нас поселенец, мало-мало писал для крестьян иконы, о более поновлял старые, и стали мы просить его написать икону, взяв за образец имеющийся у нас на бумаге его священное изображение; мы сомневались, что он хорошо сможет написать лик Святителя, но Угоднику угодно было и тут явить нам, недостойным, милость свою. Когда мужик принёс нам образ, мы обрадовались, что лик оказался написанным хорошо. Но ни ранее, ни после он не мог написать так, сколько его просили многие, а мы одни удостоились иметь верное изображение. Почему-то священник не мог освятить тот образ, тогда я окропила сама Богоявленской водой, которую всегда имела, и поставила на ряду с образками и всегда, что с кем случится, только попросим его и всё исполнится по милости Угодника Божия. Дочь Ольга увидела во сне, что Святитель пришёл в облачении, благословил нас и сказал : «прославьте меня, а я вас прославлю». Но как и чем прославить? С тех пор мы много получали исцелений, семейство у нас 27 человек, чуть кто захворает, сейчас отслужим панихиду и больной поправлялся. Потом мы жили в станице Ундинской, что за Нерчинском… У священника о.Евграфа заболел сын 10 лет; я приезжая и вижу, что мальчик при смерти и приобщён Св.Тайн. родители были в крайнем горе; я и говорю: «батюшка, обещайте отслужить панихиду по Святителю Софронию, что в Иркутске почивает, а батюшка ответил на это: «да разве мыслимо поправиться Феде?». На это я ничего я не сказала, однако прошу: «помоги, Угодник Божий!». Ночью ребёнку сделалось совсем худо, тогда батюшка призвал на помощь Святителя Софрония. После предсмертных конвульсий вдруг ребёнок заснул; утром батюшка просил переслать в Иркутск денег на панихиду. Ещё много получали милостей: в 1891г внук наш Анатолий, 7 лет, ушибся, катаясь во дворе, и захворал, был совсем при смерти, и обещали отслужить панихиду по Святителю Софронию и Господь помиловал молитвами Угодника Божия. И всякое прошение мы получали через Святителя Софрония. Ещё по приезде из России в конце 1877года мы даже и не знали, что есть мощи Святителя Софрония, и в то время жили мы в Иркутске на Тихвинской улице, в доме Лейбовича, и одна из дочерей видела во сне или почти наяву, что вошёл к нам Архиерей во всём облачении, благословил наше семейство и сказал : «прославлю и вознесу вас, если вы меня прославите и напишите мой образ», а дочь спросила его: «кто ты, Владыко?». Но ответ забыла, и когда мы пришли в собор в первый раз, то она увидела образ Святителя Софрония и сказала : «вот этого Архиерея я и видела у нас». В то время мы не имели возможность написать образ Угодника Божия, потому что в дороге во время переезда из России в Сибирь лишились почти всего, что имели: потонуло всё в реке Енисей. Теперь имеем, слава Богу, возможность написать образ Святителя Софрония, о чём и имеем честь заявить. 1891г подписал Верхоленский мещанин Михаил Огородников.

1896 Записка, переданная ключарю собора архиепископ Тихоном в июле месяце 1896года:
«1889года, 23 июня, иркутянка Юлия Яковлева, чиновническая жена, пишет : благодарю Господа моего, что Он удостоил меня, грешную, увидеть огненный столб, стоявший над тем пределом Богоявленского собора, где почивали мощи Еп.Софрония. видение продолжалось около двух часов в одном направлении, верхняя часть столба как бы наклонялась, изменяла направление, т.е. на короткое время наклонялся и столб снова становился прямо. Это было уже поздно вечером, от 11 часов до часу, в общий пожар в Иркутске (1879г).
После этого я видела много помощи у просящих Святителя; первая- на своей семье безнадёжно больных, оставленных врачами. Мать, приведённая по руки, приложившись, ушла здоровой, вторая помощь- 9ий сын бездыханно лежал, оставленный на руках мамы; с полною верою, что один только Святитель Софроний может помочь, я пошла и отслужила панихиду за упокой Угодника Божия и нашла сына в полном сознании по возвращении домой от литургии; третья помощь- дочь моя двадцати одного года была излечена от плеврита по молитвам Святителя Софрония.
Уверяю, что всё это истина святая; во время видения огненного столба я сидела в ограде Спасской церкви напротив Богоявленского собора; со мной был некто Лясота и его жена; он теперь уже умер, а жена его жива».
VI. Письмо, переданное в Иркутский Кафедральный собор 13 марта 1897г титулярным советником Владимиром Алекс.Петровым :
«Я- уроженец С.-Петербургской губернии, города Павловска, 48 лет, из С.-Петербурга. Остановившись у одной из иркутских обывательниц, я, желая ознакомиться с новым моим местопребыванием, спрашивал её о городе Иркутске и, как православный, прежде всего о святых храмах Божиих, и вот от неё то я впервые и узнал о Святителе Софронии.
Все мы, приехавшие, должны были разделиться на две части: одна- должна была быть оставлена в Иркутске, образовав центральное управление, а другая- уехать за Байкал на линию вновь строящейся железной дороги. Служба за Байкалом имела для нас преимущество в материальном отношении и потому понятно, все не прочь были туда поехать, но не всем это суждено. Главный наш начальник, назначив лиц, которым следовало ехать за Байкал, пригласил меня и сказал, что я в настоящее время, как неопытный и новый служащий, не могу рассчитывать на командировку за Байкал. Я, конечно, смирился с этим.
Обходя иркутские храмы Божии, я зашёл и в старый собор и помолился у гроба Святителя Софрония, прося его быть моим покровителем и заступником и устроить мою жизнь и службу в Сибири к лучшему. Не прошло и недели с того дня, как я был в старом соборе, меня вновь пригласил мой начальник и объявил мне, что назначил меня за Байкал в Читу. Это первое, я отнёс к помощи Святителя Софрония. И прося его не оставить меня своим заступничеством и за Байкалом, я уехал в начале ноябре 1895г, постоянно и там призывая молитвенно на помощь Св.Софрония, и я с лёгкостью нёс возложенные на меня обязанности и всегда был отличаем начальством.
В феврале 1896г я получил в Чите телеграмму от жены из С.-Петербурга, что она с дочерью, а моею падчерицею, выезжает ко мне в Иркутск. Тотчас я отправился в местный собор и просил отслужить панихиду по Святителю Софронию и стал ожидать приезда жены, но не в Иркутске, как она предполагала, а за Байкалом; во в марте месяце того же 1896г я получил от неё из Томска вторую телеграмму о том, что она сидит в Томске, и что у ней в дороге затерялись все её вещи. Это меня почему-то нисколько не опечалило; я вновь пошёл в Читинский собор и попросил священника о.Гавриила Осташевского отслужить панихиду по Святителю Софронию, твёрдо верую, что он поможет нам разыскать вещи. И, действительно, вскоре я получил от жены телеграмму, что все вещи найдены. Это второе, что я отнёс к заступничеству Св.Софрония.
В мае 1896г жена моя приехала в Иркутск, а я по службе не мог к ней приехать, но начал хлопать о переводе меня в Иркутск, а тем временем она подыскала для меня квартиру. Однажды она свалилась с лестницы второго этажа и сильно ушиблась, но с помощью Божией по молитвам Святителя Софрония скоро поправилась. Словом, со дня моего превого посещения старого собора и молитвы у гроба Св.Софрония, куда начала ходить и жена моя с падчерицею, и до сего дня я нередко видел на себе и своей семье покровительство и заступничество Св.Софрорния. теперь на могу рассказать ещё два случая, из которых одного я сам был очевидцем, а о другом мне рассказал сам испытавший помощь Св.Софрония. в конце прошлого 1896г я жил в селении Мысовой , в гостинице Нодия, у которого в ноябре месяце заболел сын 3-ых лет и, несмотря на помощь врача, ребёнку, становилось всё хуже и хуже и даже не могли определить болезни ребёнка. Так продолжалось несколько недель. Наконец, я предложил родителям ребёнка бывшее у меня масло от лампады св.иконы над гробом Святителя Софрония и посоветовал помазать ребёнка маслом и молитвенно призвать на помощь Святителя Софрония.
Родители послушали меня и ребёнок после многих бессонных ночей спокойно заснул. На другой день я уехал в Иркутск и когда вернулся в начале января следующего года, нашел ребёнка совершенно здоровым. Может быть странным покажется, что об этом я заявляю, а не родители ребёнка, но этому удивляться нельзя; в жизни почти постоянно так. В минуты скорби мы обращаемся к помощи Божией и Святых Угодников Божиих, а минули бедствия и скорби- мы не только Святых Угодников, но и Бога забываем.
Второй случай был в феврале месяце сего года. Из Мысовой уезжал в Европейскую Россию железнодорожный служитель г.Грушмани с женою и 3-х летней дочерью. Прощаясь с ним, я сказал ему, что если он хочет иметь счастливый путь, то пусть зайдёт в Иркутске в старый собор и попросить у Святителя Софрония помощи на предстоящий путь. В начале сего месяце я был на службе в Канске, где встретился ещё раз с Грушмани и от него узнал следующие. Проездом через Иркутск он, по моему совету, зашёл в старый собор, но без жены и дочери, помолился у гроба Святителя Софрония, прося его помощи на предстоящий путь и затем уехал. На одной из станций по Московскому тракту ночью, когда лошади были запряжены в глухой возок, но кучера не было на козлах, жена г.Грушмани хотела сесть, как лошади подхватили и унесли возок без ямщика с женою г.Грушмани и ребёнком. Пока Грушмани будил народ, чтобы ехать за умчавшимися лошадьми, жена его с дочерью благополучно вернулась на станцию, а через несколько времени привели и лошадей с возком. Жена Грушмани рассказала мне, что когда лошади понесли её с дочерью, она, видя неминуемую гибель, взяла дочь на руки и, отворивши дверцы возка, выскочила оттуда, прир чём ни она, ни дочь нисколько не пострадали, но даже не получили ни одной царапины. Факт этот был отмечен в иркутской газете «Восточное Обозрение» как весьма счастливая случайность при большой небрежности наших ямщиков и заведующих почтовыми станциями. Конечно, найдутся люди, которые будут относить случай с женой и дочерью г.Грушани к счастливой случайности, но мы, т.е. я и г.Грушмани, относим это к очевидной помощи Св.Софрония. в самом деле, не странно ли, что лошади подхватили именно в то время, когда в возке сидели только жена и дочь Грушмани, не бывшая у гроба Святителя Софрония, а сам г.Грушмани только намеривался садиться.
О сём вышесказанном я давно собирался написать, а теперь, вновь возвращался за Байкал, побоялся греха молчать, а решил во славу Святителя всё написать. Подписал: Помощник контролёра Государственного Контроля по постройке забайкальской железной дороги, титулярный советник Владимир Александрович Петров. 1897г 12 марта. Город Иркутск, Вдовий переулок, д.Сахаровой.
Факт ещё, который, говорит г.Петров, я не писал по скромности. Падчерица моя пред масленицей должна была ехать в Петербург и нуждалась в попутчики и нашли уже; но в назначенное время попутчик заболел, отъезд отлагался надолго, а там бездорожица, да и надо бы спешить в Петербург. Дочь моя плакала, а мать её утешала «верь, Св.Софроний всё устроит и ещё лучшего попутчика пошлёт». И что же? Совершенно неожиданно для меня (говорит В.А.Петров) получаю назначение в Канск, и, таким образом попутчиком моей падчерицы оказался я сам.

1898 Сего 1898 года 1-ого сентября во вторник, в 11 часов дня, в мою квартиру (ключаря Иркутского кафедрального собора священника Милия Чефранова) пришла жена таможенного чиновника (ныне в отставке за выслугою пенсии) Николая Скворцова- Анастасия Скворцова и, между прочим, сообщила мне, что когда при Преосвященном архиепископе Пафрении уже много лет тому назад открыли пещеру с гробницею Св.Софрония , то многие сходились в Богоявленский собор: одни- по благоговению и вере, другие- по любопытству, в числе последних была и я с мужем. Стоя у пещеры и слыша запах сырой с плесенью и затхлостью, подумала про себя, а может быть, и сказала: «какие это мощи? Аромата нет; покойник,- покойник и есть, а не мощи, и гроб обыкновенный». Постоявши, мы пошли домой. После оказалось, что и муж мой, стоя со мною, тоже подумал про себя. Приходим домой, а у сына нашего, которого мы оставили выходя из дома здоровым, оба глаза совершенно заплыли гноем. Промывания не помогали. Я сразу поняла, что это Святитель Софроний меня наказал и обещала отслужить по Св.Софронию панихиду. Оказалось, что и муж мой тоже о мощах думал, что это обыкновенный и простой мертвец. И вот, ему в ту же ночь ночь снится, будто он и много других любопытных стояли в соборе над пещерою, где почивает Святитель, и рассуждают о происходящем в нетленном гробе Святителя Софрония. И вот будто бы растворились царские врата Казанского придела, выходит Св.Софроний с жезлом в руке и махая жезлом, громко говорит : «вон, вон отсюда негодные!». Мы бежать… и муж проснулся. После сего сна муж мой всё время боялся ходить в собор, боясь голоса грозного Святителя Софрония. А узнал он его по портрету, висевшему на стене у места погребения. Как только я дала обещание отслужить панихиду, всё мне не удавалось побывать в соборе (мы тогда жили в Иркутске) и глаза ребёнка снова начали заплывать гноем; я снова дала обещание отслужить панихиду, болезнь проходила; когда не отслужу панихиды, болезнь возвращалась. Боясь, чтобы мальчик не ослеп, я пошла в собор отслужить панихиду на сухом рисе. Пришедши домой, наваром от риса промыла гной и глаза поправились. С того времени я всегда и всем говорила о Св.Софронии. ещё она рассказала о том, как у одной женщины в Кяхте заболел мальчик, сам стал сохнуть, а живот расти. Чем она ни лечила, ничто не помогало, и простые домашние средства и русских, и китайцев, и бурят. Услышав от неё о её горе, я посоветовала отслужить панихиду по Святителю Софронию и водою с панихидного рису поить мальчика. И она на четвёртой недели Великого поста пришла в субботу в собор; там было очень много причастников и священник отказывался служить. По настоятельной просьбе нашей он отслужил литию, водою с панихидного риса мать стала поить ребёнка, а рис сварила и дала сыну в виде каши. Мальчик быстро выздоровел. Окончив это, рассказчица добавила: я уже много видела и слышала о чудесах Св.Софрония. Живя в Троицкосавске, я уже давно собиралась в Иркутск, но то старость, то недостатки, то нес кем,- всё это мне мешало побывать в Иркутске. Но вдруг я потеряла зрение: лечиться боялась, но дала обещание побывать в Иркутске и помолиться у мощей Святителей Иннокентия и Софрония, но опять отложила. И когда я стала окончательно терять зрение, то со слезами просила прощения за неисполнение обета и побывала наконец. Когда я вторично ослепла, пошла к Споручнице грешных. И плача пред иконой говорила: «Споручница наша! Ты устрой, мне побывать в Иркутске, пошли мне средства и помощь». И вот, получаю от дочери из Киренска телеграмму: «Мама, приезжай в Иркутск я высылаю деньги». Так я приехала. Всё рассказанное согласно подтвердить присягою. Рассказа сухая седая старушка.

1883 года я заболела скарлатиной: болела семь дней. Какие были под руками средства, всеми испытывали лечить, но ничто не помогало, а боль всё опаснее становилась. Приехал окружной врач, осмотрел у меня горло и надежды на излечение не полагал никакой, и только сказал : «молитесь Богу!». Ночью мне стало совсем худо, так что я с трудом стала дышать, а что говорю мои слова едва могли разобрать мои родители, потому что я не могла громко и внятно отчётливо произносить слова, в горле был нарыв, а снаружи горло так сильно распухло, что сравнялось с лицом, а само лицо от боли рвало (чувствовалась боль и напряжение лицевых мускулов). Я сначала сильно боялась смерти, думала, что скоро умру, а потом смирилась с этой мыслью и начала приготовляться к этому неизбежному исходу. Я попросила своего отца, чтобы он исповедовал меня и приобщил Св.Тайн (он был священник). Отец мне предложил,чтобы привезти священника из соседней деревни, ноя сказала отцу, чтобы он сам исповедовал меня и приобщил, потому что я не надеялась дождаться священника. В 11 часов ночи отец исповедовал и приобщил меня Св.Тайн, потом сказал мне : «вот, дочка какие были лекарства- все испытали и лучшего от них нет; так вот, если Богу угодно, тот тебя исцелит Святой Блаженный Софроний» и принёс мне изображение Блаженного Софрония, подал и говорит: молись, он тебя исцелит, а какое обещание будешь давать, то давай такое, какое ты сама бы могла исполнить. Я взяла изображение Святителя, поцеловала его и помолилась усердно. В ту же минуту у меня боль в губах прекратилась (так, у меня болело всё, даже лицо и губы), а тут в одну минуту стало легко, я положила изображение святителя на горло и тут стало легко, потом на всё лицо и вся боль в лице затихла. И так мне стало легко и здоров, и спокойно, и отрадно, и я сейчас же уснула. Пробудилась в 7 часов утра, почувствовала, что у меня во рту горечь сделалась и вдруг нарыв в горле лопнул и вышло одна целая одна вторая стакана гноя и я стала совсем здорова. К вечеру вернулся врач и я вышла к нему. Он сильно был удивлён те, что я хожу и говорит : «я думал приеду к вам на похороны, а вы ходите». Ему сообщили каким чудом я спасена. Он подтвердил : «именно чудом». Что я написала, то истинная правда, что и присягою обещая подтвердить. Город Чита, Забайкальской области, вдова коллежского ассесора Зинаида Петровна Иванова. 1901год, 4 июня.
1900 года 4 мая заявила крестьянка Вятской губернии Наталия Фоминых, 39 лет, что видела в 1900г в первый день Св.Пасхи Святителя Софрония в 2 часа дня, идучи из Вознесенского монастыря, стоящего в дверях Богоявленского собора в сиянии.
1900г Грехом было с моей стороны умолчать о помощи Божией, явленной моему семейству по молитвам Святителя Софрония. В первой половине ноябре 1900г заболела трёхлетняя дочь моя София. Приглашён был детский врач, который через два дня лечения определил её болезнь брюшным тифом. Температура стояла высокая и ребёнок метался, бредил и постоянно пробуждался, дико и с криком озираясь вокруг себя. Врач сказал, что болезнь усилится, температура ещё повысится, усилится, следовательно, и бред. После такого неутешительного предсказания врача в тот же день вечером я отправился в Богоявленский собор и прибег к молитвам Святителя Софрония. Молясь пред гробницей Святителя, я дал обещание, в случае получения просимого, приписать выздоровление моей девочки ходатайству Святителя и чудо исцеления записать в книгу заявлений. В эту же ночь, несмотря на предсказание врача, моя девочка спала спокойно и нас следующий день температура понизилась. Врач, посещавший больную каждый день, выразил недоумение по поводу такой резкой перемены в ходе болезни. Девочка через два дня совершенно оправилась, врач спустил её с постели, шутя объясняя всё капризами девочки. Про свою молитву я умолчал, сообщивши только жене своей. 1 февраля 1901г.

1903 г февраля 10 дня. Я, крестьянин Казанской губернии, Спасского уезда, села Куралова, Иван Петрович Журавлёв и жена Евдокия Архиповна, имеет просьбу. Ваше Высокопреосвященство отслужить панихиду по Святителю Софронию так как мы в вере и надежде на Святителя Софрония, ибо он есть угодник Божий и по его святым молитвам Господь спасает и милует на всяком месте. Проездом через Иркутск мы были у мощей Святителя Иннокентия и были в соборе, в котором почивает нетленное тело высокочтимого Святителя Софрония, и поклонились мы Святителям и просили у них помощи Божией и заступничества. Я просил исцеления от катара желудка, я дал обещание по приезду в Артур, если Господь мне поможет оправиться здоровьем и начну работать, послать, сколько найду возможным, и теперь исполняю это, так мне Господь помог благополучно доехать и я совершенно оправился здоровьем.


Мой муж был сегодня в Казанском Кафедральном соборе и слышал, что там священник говорил о чудесах Святителя Софрония, Епископа Иркутского. Так вот позвольте и мне, Ваше Высокопреосвященство, сделать мой заявление о проявленном чуде Святителя Софрония. В 1899г дочь моя Екатерина была больна скарлатиной в самой сильной форме, её лечили три доктора и она подавала надежду на выздоровление; тогда я решила пойти к Святителю Софронию и отслужить панихиду и просить его об исцелении дочери моей; во время панихиды я клала рубашку дочери на гроб Святителя. Когда пришла домой, дочь моя лежала как мёртвая, я надела на неё рубашку, больная уснула; когда же она проснулась, сразу стала просить кушать и через несколько дней совершенно поправилась. Ольга и Фёдор Нифонтовы, живущие в городе Иркутске.

1901г мая 25 числа причтом кафедрального собора получено письменное заявление следующего содержания:
«Считаю долгом заявить соборному причту, что Блаженный епископ Софроний, тело которого почивает в старом кафедральном соборе, несомненно Угодник Божий, имеет чудотворную силу и ходатайство пред Богом. Дочь моя Евдокия, имеющая от роду около одного года, захворала Великим постом, числа не помню; болезнь продолжалась около одного месяца. Сначала лечили своими домашними лекарствами, но они не помогли, болезнь стала усиливаться. Тогда я должен был послать жену свою в детскую больницу. Доктор, осмотрев больную, прописал лекарство и сообщил, что у ней сильнейшее воспаление лёгких; докторские лекарства нисколько не помогали больной, болезнь усиливалась, 1-ого апреля, в первый день Светлого Христова Воскресения, дочь моя начала совершенно умирать, руки и ноги стали совершенно холодными. И ещё к тому же одна особа подтвердила, что ребёнок умрёт. Ожидать было нечего, одна надежда на Божественную помощь. Находясь в отчаянии, я и моя жена прибегли с молитвой к Богу и Его Угоднику Софронию. Сначала помазали маслом больную от Святителя Софрония, а потом немного напоили и это оказало чудотворную силу: ребёнок после этого как будто заснул, потом стал отходить руки и ноги; назавтра ребёнку стала много легче, и так лучше и лучше, и моя единственная дочь Евдокия, во славу Угодника Божия Софрония, стала совершенно здоровой и от болезни поправилась. Всё сие написанное верно. Подписал: крестьянин Иркутской губернии, Балаганского уезда, Идинской волости, села В.-Острожного Елизар Иванович Бочаров. За неграмотностью и личной просьбой расписался иркутский мещанин Илларион Александрович Назаров, 24 мая 1901г».

Более 20 лет я страдал невыносимой болезнью- пищевой невралгией, отражавшейся на дёснах и зубах, которые, по совету лечивших меня врачей, были вырваны до последнего, а болезнь не переставала. В последние три года болезнь доводила меня до безумия, это засвидетельствовал лечивший меня доктор Маковенций, Брянцев, Рублец, Зисман, Болотов и много других. В 1898г ездили для лечения в Россию. Был в Москве, Петербурге, крондштате, Киеве, Чернигове, и во всех этих городах морился и лечился , но полного выздоровления и облегчения не получил. Молясь в Чернигове пред мощами Святителя и Чудотворца Феодосия, я чувствовал облегчение и поторопился ехать домой в Иркутск. Прибыв сего года в начале сентября, вскоре вновь заболел и всё время с 20 декабря 1898г по 2 декабря 1899г лечил меня доктор Болотов, делая, при участии известнейшего хирурга г.Бертмана, операции, после которых я и чувствовал облегчение, но болезнь не прекращалась. 2-ого декабря 1899г, встав поутру, я поехал в Казанский собор, где, во время архиерейского поминовения усопших, долго молился пред мощами Св.Софрония, прося его святых молитв пред Престолом Царя Небесного об исцелении меня от болезни, при чём я стал чувствовать облегчение. Возвратившись домой совершенно свежим и весёлым, я рассказал об этом жене и детям. После сего вторично 9 декабря поехал и молился со слезами пред мощами Святителя Софрония, болезни уже нисколько не чувствовалось. Обрадованный этим чудом, я со слезами благодарил Господа за Его милости и Святителя Софрония за великое его чудотворение, обещав записать обо всём этом подробно в книгу, присовокупив, что если молитвами Святителя Софрония болезнь совсем перестанет мучить меня, тогда через несколько месяцев, прославлю великое чудотворение Святителя Софрония устно перед всеми родными знакомыми и через газетные сообщение по всему просвещённому миру. Всё выше сказанное записываю, как человек проживший 65 лет, по чистой совести, как истинную правду, не преувеличивая. Великое чудотворение Святителя Софрония, никогда по гроб моей жизни не забуду, внушу всем детям моим и внучатам прославлять, молиться и благодарить Господа нашего Иисуса Христа за святые его милости. Святую Матерь Его, Славную Владычицу Пресвятую Богородицу и Св.Чудотворцев и Угодников Божиих, да даст мне Господь здравие и исцеление от болезни по молитвам Святителя Софрония. Подписал: отставной канцелярский служитель, сторожил и домовладелец города Иркутска Лаврентиий Васильевич Васильев. Января 12 дня 1900г. Иркутск.

Крестьянин Балаганского уезда, Иркутской губернии, Осинской волости, Лузиновского села Иван Леонтьевич Лузин 2-й был болен руками и ногами почти без движения. Несколько времени одна рука совершенно не владела: в таком положении больной Лузин находился до 4 февраля сего года. В этот день Иван Лузин с помощью родных и знакомых ему лиц был доведён до мощей Святителя Софрония в собор, где он почивает. Лузин, отслужив панихиду по Святителю Софронию, приложился ко гробу его и прикоснулся к ризе Святителя и Чудотворца Софрония, и тотчас же почувствовал в себе облегчение от болезни, а через неделю совершенно поправился от болезни и поступил на службу к купцу Тельных в городе Иркутске, что могут подтвердить и удостоверить это чудо- моё исцеление, как моя совесть, так и служащие у Тельных люди. К сему объяснению крестьянин с.Осиповского, Иркутской губернии. Иван Лузин подписуюсь.

1902 года июля 11 дня. Иркутский мещанин Андрей Герасимович Овчинников заявил о своём желании записать следущее: по ремеслу он плотник, рука у него давно уже надсажена работою, а в последний год он и даже больше года болел настолько, что он не знал куда с нею деваться. В последнее время он покрылся страшной опухолью от локтя до кисти, так что невозможно было работать и поднимать тяжести. Обращался к медицинской помощи облегчения не получал; наконец, получил совет от родных и знакомых сходить и помолиться Святителю Софронию. Вечером 7-ого числа, ложась спать и мучаясь от болезни руки, дал обещание идти утром к Святителю Софронию, помолиться и испросить помощи, в надежде, что он исцелит меня лучше всяких докторов. Уторм стал и почувствовал, что рука совершенно здорова, никакой боли не чувствовалось. Тогда я пошёл уже совершенно здоровым к Святителю и благодарил его за исцеление. Это исцеление так долго болевшей прежде руки приписывую ходатайству Святителя Софрония. Иркутский мещанин, Андрей Овчинников, а под безграмотности подписал обер-офицерский сын Николай Иванович Овчинников.
XXVII. Уроженка города Иркутска вдова Мария Багрянцева свидетельствует: ещё до Рождества прошлого (1906) года у меня заболела правая рука в самом сгибе кисти; было невозможная боль и до локтя ломота и опухоли, так как что со слезами мне приходилось и всё более левой рукой. Если что я подымала правой рукой, то почти всегда кричала от боли. Когда же я была в соборе , то всегда молилась у гроба Святителя Софрония и просила облегчить мою болезнь. Во время праздника Рождества Христова мне как будто было лучше, ноя январе настоящего года я ещё более почувствовал боль и тогда я уже обратилась с горячей молитвой ко Святителю Софронию. 5 февраля отслужила панихиду и взяла помазала себя при гробе Святителя Софрония и помазала больную руку с верою на ночь. Когда я проснулась ночью, то почувствовала, что боль уменьшилась и руку можно было переворачивать и сгибать и в тот же день, т.е. 6 февраля, я пошла к вечерни и ещё раз помазала маслом из лампады и обтёрла её покрывалом с гроба Святителя Софрония. Тогда я сразу почувствовала облегчение болезни и боль в моей руке не повторилась. При гробе Святителя Софрния я неоднократно получала исцеления и облегчения в своей жизни.

1909г января 6 дня. Сотворил со мною чудеса Блаженный Софроний, Великий Чудотворец, исцелил у меня руку, которая не поднималась неделю и нельзя было нечего делать ею. Я пошла за святою водою на водосвятие; когда Владыка освятил воду, я спустилась в пещеру и просила Блаженного Софрония, как сумела, и помазала из лампады маслом; и вот Великий Чудотворец Софроний услышал мою просьбу и во время всенощной моя рука стала ощущать от иглы уколы, а когда я пришла домой, то рука моя стала совершенно здорова и незаметно никакой опухоли. Благодарю Господа и Святого Угодника Блаженного Софрония за его ко мне милость, в чём и подписуюсь: крестьянка Вятской губернии, Орловского уезда, Побрельской волости, деревни Даниловской, вдова Наталья Алексеевна Фоминых. 46-ый год от роду, проживая в Иркутске 22 года. Резолюция Высокопреосвященного Архиепископа Тихона: «5 июля 1909г. Исцелённая лично мне представила сие письмо в собор. Тихон А.Иркутский».

22 марта 1899г резолюция: «внести в книгу записей явлений милостей Божиих по молитвам Святителя Софрония». Подписал: Тихон, Архиепископ Иркутский. Г Иркутск. 21марта.- Ваше Высокопреосвященство, Преосвящейнейший Владыко! Я грешный не могу скрыть и утаить на своей душе великий грех. У на с в городе Иркутске в Старом Соборе находится нетленное чудотворное тело Святителя Софрония. Хотя и не открыты его мощи, ноя душевно считаю его за Святого Иркутского Чудотворца. Я иркутский мещанин Арсений Иванович Тараскин, а ранее был крестьянин Саратовской губернии, Балашевского уезда,Усть-Щербединской волости. В Сибири живу с 1-ого октября 1882г, занимаюсь коммерцией. И вот с 1-ого июня 1897г по 18-ое августа я был без места более как год; трудно было мне жить с моим семейством; семейство моё состояло из сына 4-ых лет Александра, жены и меня третьего. Прошлого 1898г я решил с семейством ехать в Томск или Нижний Новгород для приискания себе места. С 5 июня 1898г я стал продавать своё имущество и собираться в дорогу, а до этого всё искал себе места в Иркутске; мне обещали предоставить место зимой; и в виду этого я решил ждать места в Иркутске. 15 августа в день Успения Пресвятой Богородицы я со своим семейством пошёл к обедни в Старый Собор; один Господь видел трудность моего положения…. Я спустился ко гробу Святителя Софрония, стал пред нетленными мощами и горячо ему молился и просил его милости и заступничества у Бога; когда я выходил от гроба его, то взял елея от лампады, помазал себе голову и так мне стало на душе легко; не прошло долгого времени, как 17 августа, на 3-ий день после моего посещения Собора, в 11 часов дня Иркутский купец Я.Я.Тышковский послал за мной и принял меня на службу. Возвратясь к семейству, я от радости плакал, я шёл домой и прославлял Бога, Владычицу и Святителя Софрония, благодарил за совершённое надо мной чудо, явленное мне молитвами Святителя Софрония, и теперь я ежедневно молюсь ему и понимаю его заупокой и прошу его милости и заступничества у Бога Всевышнего Судии за нас грешных; и он мне, Батюшка Софроний, во многом и многом помогает, я душевно и сердечно ещё подтверждаю сей факт, совершившийся надо мною и с великой радостью и желанием могу показать под присягою. Подписал: Иркутский мещанин Арсений Иванович Тараскин.

Объявляю о чудном исцелении Святителя Софрония. У меня два года сильно болели ноги при перемене погоды, а к тому же в прошлом году я была в Соборе у Святителя Софрония и так неудобно стала, что мне всю обедню в правую ногу дуло с полу и с того времени в течение целого года эта постоянно была холодной; тогда я обратилась к Святителю Софронию с молитвой: « Святитель Софроний! Исцели болезни ноги моей, я поставлю свечу и отделаю твою святую икону!». И что же? Сейчас же почувствовала, что нога как бы согрелась.. тогда я с большей ещё верой стала просить об исцелении и другой тоже больной ноги и эта нога почувствовала облегчение от боли. Я сейчас же встала на молитву и благодарила со слезами Святителя Софрония и прочитала ему тропарь: «правило веры и образ кротости». По сие время по молитвам Святителя Софрония не чувствую в ногах никакой боли. Подписала: Знаменского монастыря монахиня Нимфозора. 1899г

28 января 1900 года. Резолюция. «записать где следует. Тулуновскому благочинному можно поручить сделать справку более точную по адресу». Подписал: Тихон Архиепископ Иркутский. Преосвященному владыке. Доношу Вашему Преосвященству о чудесах С. В. Софрония. Мать моя Матрона Алексеевна Безенкова во время болезни правой руки, в которой была простуда, сильная опухоль и ломота, помазала елеем из лампады от гроба Святителя Софрония больную руку и еще на пути к дому из Собора уже почувствовала облегчение и пришедши домой окончательно исцелилась. Это было 3 ноября 1899 года. Подписала Иркутская мещанка Матрона Безенкова; место жительства: Тулун; Иннокентьевский завод, собственный дом.

1895 года во время проезда из России в амурский край в город Иркутск я знал одну землячку, которая рассказала мне следующее: «У нас в Старом Кафедральном Соборе в Казанском приделе есть под спудом мощи Святителя Софрония и сегодня ему память (30 марта), служба была очень хорошая советовала бы и вам сходить и помолиться. Многие получают исцеление помазав глаза маслом, находившемся в лампадке перед образом Пресвятые Богородицы у входа в пещеру к Святителю». Следуя совету, на завтра же я пошел в Собор, пришел с опозданием, но все же молился и видел как во множестве народ входил и выходил из пещеры приложиться ко гробу Святителя, многия брали елея из лампады и помазывали очи и лоб. Сердечная боль у меня уже давно была и вот я подумал: «Как бы я желал помазать больное место священным маслом, и как только так подумал, как в тот же момент ощутил, как будто кто то помоченным перстом в масло приложил палец против больного места».

По окончании панихиды я спустился в пещеру Святителя Софрония, сделал несколько поклонов и вышел обратно. С тех пор болезнь моя прошла и по настоящее время не возобновлялась, что и приписываю чудесному исцелению Святителя Софрония. Желая возблагодарить Угодника Божия Софрония за свое чудесное исцеление, прилагаю при семь один рубль денег и прошу отслужить на гробе его по нем панихиаду. Крестьянин Вятской., Орловского уезда, Спасской вол., деревни Аредашка, Филимон Трофимов Лобастов подписуюсь. 1892 года ноября 19 дня харбин. Сим свидетельствую, что подписавшийся в сем заявлении Филимон Лобастов явился ко мне с заявлением и рассказывал мне вышеизложенное чудо с проникновенным чувством прося моего совета. Я предложил ему лично написать вам сие письмо, которое свидетельствую своею подписью: священник 17 Восточно-Сибирского стрелкового полка иеромонах Виталий. Г. Харбин походное полковая церковь на пристани.

1903 года 19 августа вдова надворного советника Акилина Андреева Петрова, свидетельствующая в Красноярск, заявила: «В 1901 году сильно обожглась и болела от ожога. Во время болезни она обратилась молитвенно к Святителю Софронию, пила масло из его лампады и вскоре совершенно исцелилась от язвы, бывшей от ожога. Быстрое свое выздоровление г. Петрова приписывает молитвенному предстательству Святителя Софрония. В том же году до болезни, проездом из Иркутска в Красноярск в Ольгинской станции она дала масло из лампады Святителя Софрония некоему Николаю, у которого была сильная опухоль шеи, так, что он с трудом мог глотать и никакия мединския средства ему не помогали. Тогда г. Петрова помазала маслом шею и уши больного, дала ему выпить этого масла и больной скоро поправился. Это она делала опять таки твердо веруя в заступничество Св. Софрония. В Красноярск она неоднократно давала масло из лампады Св. Софрония больным детям и все они выздоравливали. Жительство г. Петрова имеет в Красноярске, Почтамтский переулок, д. Андреева

В апреле 1903 года у Кафедрального Протоиерея о. Михаила Фивейского заболеть двухлетний ребенок Михаил. Приглашен был детский врач Федоров, который констатировал у ребенка восполнение легких. Через несколько дней регулярного лечения и тщательного ухода здоровье ребенка все более и более ухудшалось. Созван был консилиум из врачей: Федорова, Брауна и Юргенсона. На консилиуме констатировали у ребенка злокачественный плеврит. При уходе доктора заявили мне, что положение ребенка серьезное и надежды на выздоровление нет ни какой. Вечером того же дня больной стал задыхаться оконечности стали холодеть и чувствовалось уже холодное дыхание; больной не мог действовать и лежать, как мертвый. Страшно потрясенный, я возложил всю надежду на Господа Бога и молитвенное ходатайство Святителя Софрония, пошел в Богоявленский Собор, поставил свечу пред изображением Св. Софрония, изображения Святителя на атласе взял с собою и спустился к гробнице Святителя, положил изображение на гробницу и слезно молил Угодника Божия об исцелении умирающего ребенка. Слезная молитва меня успокоила. Взявши изображение Святителя с гробницы и масло из лампадки над гробницею, я возвратился к умирающему ребенку, помазал грудь маслом, дал поцеловать священное изображение и положил на грудь. Часа через два ребенок оживился и даже заговорил. К нашему удивлению ночь спал спокойно и проснулся утром следующего дня сравнительно бодрым и веселым. Прибывший доктор был крайне удивлен, нашедши такую перемену в больном и шутя журил ребенка за такой каприз. Уходя из квартиры и удивляюсь такой перемене, доктор прямо сказал мне, что, входя в квартиру, он вполне был уверен, что мальчик уже умер. Тут же я ему выказал свою веру в заступничество небесное Святителя Софрония. Доктор сказал, что действительно положение больного было безнадежно. Таким поворотом в состоянии больного были поражены и Браун с Юргенсоном, когда им сообщено было об этом. Я, жена и дети глубоко верим, что такое молитвенное предстательство Святителя Софрония подняло ребенка нашего от смертного одра.
Иркутск. Сентября 12 дня 1896 года я вижеподписавшийся иркутский мещанин Флегонт Михаилов Мусуфранов имею честь донести церковнослужителям Собора: был я несколько раз болен зубами, грудью и рукою, но помощью Святителя Угодника Божия Епископа Софрония был я исцелен.
Казачья дочь Параскева Попова из Забайкальской области, Кайдаловской Казачьей Станицы, 31 года попросила записать следующее:
1) В первый раз Параскева Попова в 1885 году страдала от ушиба ноги 9 дней; я вспомнила, говорит Попова, что в Иркутске есть в Соборе Св. Софроний, но я не пошла к нему, а отправилась домой. Когда выходила с Байкальского парохода на берег, упала и вывихнула ногу. Я пожалела, что не зашла поклониться Святителю Софронию и думаю, что за то и наказана. На 9 день болезни мне явился во сне Св. Софроний в Архиерейском белом одеянии и в митре, благословив меня, дал поцеловать крест, который был у него в руках, и когда подавал мне крест, то зацепил своими руками больную ногу, я почувствовала сильную боль в ноге и от боли проснулась, соскочила с кровати и нога уже не болела.
2) 1895 года 25 декабря, в праздник Рождества Христова я проболела 12 дней; явился Св. Софроний и сказал: «Исполни свое обещание» (а когда я в первый раз была больна то обещала быть в Иркутске и отслужить панихиду, но все не было времени) – и, исполнивши, будешь здорова». На завтра я была уже здорова. В сентябре я приехала в Иркутск и отслужила панихиду по Святителе и уже хотела идти обратно домой, но напал на меня какой-то страх, я чувствовала слабость и недомогание и ноги как будто стали болеть (я чувствовала тупую боль в ногах). Тогда я подумала, должно быть нужно сказать священнику о том, как меня помиловал Святитель Софроний. Теперь я чувствую себя крепкою и здоровою; пришла и снова отстояла обедню и панихиду и решила заявить притчу. Как в первый раз в сентябре, так и сегодня я от гробницы Святителя чувствовала благоухание.

5 сентября 1896 года Иркутская мещанка Агприппина Степановна Тюрюмина заявила священнику о. Николаю Дебрскому, что она получила два исцеления по молитвам Св. Сафрония. Она свидетельствует:
1) Три года тому назад у меня сильно болела рука и я дала обещание отслужить панихиду по Святителе Софронии, что я исполнила. Взявши масло от лампады Св. Софрония, я стала мазать им больную руку и почувствовала облегчение от болезни, а вскоре боль руки совсем уничтожилась.
2) Кроме сего, летом 1896 года я, Тюрюнина, лишилась сна, что продолжалось около месяца. Я снова прибегла к молитвам Святителя и обещалась отслужить панихиду, но обещание свое не вполне исполнила, хоть сон и возвратился ко мне. Через несколько месяцев ночью я почувствовала сильную головную боль и тогда то вспомнила, что не исполнила своего обещания. Поставила образ Святителя к себе в голову, я стала молить Святителя закрытыми глазами, усердно прося его об исцелении меня от боли. Затем я уснула и видела во сне что что-то блеснуло от иконы Святителя; к утру боль в голове уменьшилась и вскоре совсем прошла. Я на другой же день пошла в собор и отслужила панихиду по Святителе, горячо благодаря Его об исцелении меня от болезней.

12 ноября 1896 года крестьянка Енисейской губ., Канскаго округа, Устьянской вол. и села, Мария Матвеевна Богатырева заявила, что сын ея Иркутский мещанин Петр Осипов Безналов (по первому мужу) был сильно болен внутренними болезнями и потом у него была сильная опухоль груди. Все эти болезни не поддавались лечения докторов. Тогда он прибег к молитвам Иркутского Чудотворца Св. Софрония и стал просить, как Св. Софрония, так и Св. Иннокентия об исцеления его болезни. Через три дня болезни начали уменьшаться, опухоль в груди спадать и вскоре он совершенно выздоровел. Свое исцеление он приписывает именно чуду, совершенному над ним угодником Божьим Св. Софронии. О своем выздоровлении от болезни, по молитвам Св. Угодника Божьего, сын мой писал мне из Ханькоу, где он находился на службе и просил меня по молиться, отслужить панихиду и заявить кому следует о его исцелении по молитвам Святителя.

Та же Богатырева заявляет от себя, что и она тоже получила исцеление от Святителя Софрония. 6 лет тому назад – говорит Богатырева: «я страдала болью в животе, и хотя лечилась от своего недуга, но облегчения не получила. Тогда я обратилась с горячей мольбою к Святителю и просила его исцелить меня. Отслужив панихиду о Св. Софронии, я взяла с собою масло из лампады и принимала его внутрь и мазала им больной живот, прося Угодника Божья об исцелении; так я делала несколько раз и Угодник Божий помог мне я перестала болеть животом. Принося Святителю искреннюю благодарность, я снова просила служить Ему панихиду и со слезами молилась у гробницы. В это время спустился в пещеру мужчина, одетый в шубу из собачей шерсти и тоже молился Святителю. Я, грешница, взглянув на него, подумала: «всех то ты, батюшка, принимаешь, и одетых в собачью шкуру». Когда же мужчина вышел из пещеры, тогда я почувствовала необыкновенное благоухание от гроба Святителя. Тогда я поняла, что напрасно судила такого человека, который молился усерднее меня Святителю. Необыкновенное благоухание я ощущала даже и в то время, когда вышла из пещеры и молилась уже пред Казанской иконы Богоматери, прикладываясь к ея образу.

2 марта 1987 года жена титулярного советника Мирая Николаевна Ларева, проживающая в селе Мальтинском Иркутскаго округа, заявила, что три месяца она страдала кровотечением из горла, так что доктора признали у ней чахотку и отказались от лечения. Тогда я – говорит Ларева: «обратилась к помощи Св. Софрония, прося его об исцелении меня от болезней. Но так как я не могла сама ехать в Иркутск, то просила одну знакомую, чтобы она выслала мне в Мальту икону Св. Софрония, что та и исполнила. Получивши икону Святителя в начале февраля следующего года, я стала молиться Угоднику Божию и просить его об исцелении от недуга своего. Омывши водою на иконе изображенную руку Святителя, я с верою и полную надеждою на исцеление стала пить эту воду, прибавить туда несколько капель лекарства; так я делала несколько раз и болезнь моя стала уменьшаться, а через неделю у меня и совсем перестала идти кровь из горла. Это чудо, явленное мне, я вполне отношу молитвам Св. Софрония, так как раньше, сколько я не принимала разный лекарств, они не сколько не помогали. В благодарность об исцелении по молитвам Св. Софрония Ларева 2 марта с.г. служила панихиду у гробницы Святителя и затем повела в Собор и 5 марта удостоена прощения Св. Таин Тела и Крови Христовых.

Считаю за грех умолять пред Вашим высокопреосвященством о своем убеждении, что Епископ Софроний, тела которого почивает в Старом Иркутском Кафедральном Соборе имеет чудотворную силу и ходатайствует Святитель о нас грешных. Живя в Иркутске назад тому три года, т.е. в 1901 году живя без службы я в материальном отношении терпел нужду. Так как времени свободного у меня было много, то я и ходил каждый четверг по молиться Угоднику Софронию, чтобы он устроил мою жизнь. Однажды я идя из Старого Собора, получаю по пути письмо и телеграмму: приглашают меня на службу в качестве доверенного Мачинской резиденции, выдали мне прогоны, тогда я пошел к Святителю, попросить отслужить по нему панихиду и тем возблагодарить за милость Св. Софрония ко мне.
Затем, второй случай. Я был одно время болен, просил отслужить панихиду по Святителе и я выздоровел; поэтому чту Святителя на ряду с другими Святыми, молюсь ему, за китаю лампаду пред его священным изображением.
Третий случай. Живя в Чите 12 декабря 1903 года я заболел так, что меня поднимали другие, сам я подняться не мог и думал, что более уже не встану, но Святый Угодник Софроний услышал мою молитву. Я велел затеплить лампаду пред его Святым ликом, велел налить ложечку деревянного маслица, привезенного из Иркутска от гроба Святителя, выпил его и…. на другой же день я пошел на службу: я оказался совершенно здоров. Семья моя удивилась такому быстрому чудодейственному исцелению. Тогда я пошел в Читинский женский монастырь, просил священника отслужить панихиду по блаженному Софронию. Я все откладывал свой долг написать об этом вашему Высоко Преосвяшенству, считаю долгом заявить, что показанное сдесь готов подтвердить присягаю. Иркутский мещанин Гардей Михайлов, 39 лет. гор. Чита. Января 5- го дня 1904г.

У моей сестры О.Г. Ланиной болела нога несколько лет , так что у ней образовалась рана. Она попросила меня осенью 1898 года взять масла из лампады Св. Софрония, помазала им больное место, рана стала заживать и больная поправилась. Через несколько времени она увидела видения, находясь в дремоте, будто по двору шел небольшого роста старичок в монашеском одеянии; остановившись среди двора и постучавши посохом, он скал: «что же ты мне не заплатила за лечение?» Сестра моя ранее не видела изображения Святителя, а увидавши в собор нашла сходство с виденным во сне Л. Г. Попова. 6 Солдатская №8. гор. Иркутск.

В 1899 году Е. Я. Кулькова захворала водянкой, я ей рассказала о сестре, больная попросила масла от Святителя Софрония, а я скоро этого сделать не смогла, болезнь усилилась и доктор велел готовить ее к смерти. После соборования она обмерла и лежала около суток, как мертвая. Сын ее усердно молился об ее выздоровлении. И вдруг она пришла в себя и стала просить есть и пить, тут я принесла и масла от Святителя и больная быстро стала поправляться и до сих пор она жива и водянка ее оставила. Л. Г. Попова. 6 Солдатская №8 Иркутск.

Крестьянка Иркутского уезда, Смоленской вол., Капеталина Григорьевна Болицкая, 35 лет, вдова, православная, проживающая в Иркутске по 6-ой Солдатской №15, заявила: лет пять тому назад я простудила правый бок, лечила разными лекарствами, болезнь усиливалась и вот 22 октября 1908 года я увидела во сне пришедшего ко мне священника с крестом, в черной рясе, похожего на Св. Софрония, в доли будто бы стоит мой муж, я решила что это батюшка пришел исповедать меня, он докоснулся правого больного бока рукой, что тона бумажке написав, приказал пользоваться этим недорогим лекарством, указал где его взять, батюшка вышел, а я проснулась без малейшей боли. Обещания своего отслужить панихиду по Святителе Софронии сразу не исполнила, наконец, панихида была отслужена и болезнь, на удивление всех, меня знавших, прошла бесследно. Подписала: Капитолина Болицкая. Многолетнюю болезнь, лечение докторов, врачей, фельдшеров и фельдшериц – удостоверяю. Тем более, что плеврит прошел при неблагоприятных условиях; помещение, где я жила, распологало к развитию болезни: была сырость и скученность. Подписал муж заявительницы К. Болицкий. 1 марта 1890 года.

Я, Евдокия Ильиничевна Панова, 37 лет, крестьянка села Крыжановщины, в 1899 году января месяца хворала простудой и была опасно больна, и тогда я послала невестку в город отслужить панихиду и когда отслужила, то я же дала обет сходить пешком к Святителю и тогда стала заметно поправляться, и теперь совершенно не чувствую боли.

Священник Иркутского кафедрального собора Василий Корнаков получил следующее письменное заявление.
Осмеливаюсь еще раз беспокоить вас описанием чуда исцеления по молитвам и предстательству пред Богом Святителю Софронию Иркутского Чудотворца. Не откажите, добрейший батюшка, сообщить летописцу и сказателю многоразличных чудес Святителя Софрония, между прочим следующее: 20 декабря минувшего года Господь дал жене моец Александре Константиновне благополучно разрешиться от бремени дочерью Марии. На третиц день с 23 на 24 декабря с родительницей случился припадок болезни, в медицине определяемой названием родительной горячкой, при чем больная приходила в такое бедственное положение, что сама и не чаяла встать когда-либо с постели. Мучительное состояние ея было так сильно, что смотреть на страдание ея было невозможно без содрогания. В таком положении я прибег к врачам; явились двое. Между тем, я подал телеграмму отцу Иоанну Кронштадтскому; явился сосед- священник напутствовать болящую страдалицу. После ухода доктора жена моя стала засыпать и вот в полудремоте, как будто наяву, видит следующее: она стоит в пределе Богоявленскаго собора в Иркутске; в церкви так хорошо, так приятно, что не вышла бы она от туда. Пред нею образ Святителя Софрония… Затем в полусне она ишо произнесла «чудо совершилось». После сего при помощи Божией жена стала поправляться и теперь, благодаря заступничеству пред Господом и великой милости к нам Св. Софроний, здорова. Приписываю с верой и любовью это ничему другому, как чуду Св. Софронию, котораго, кстати сказать, жена во время болезни ни разу не вспомянула и не молилась ему, а сам Угодник Божий напомнил ей о себе.
И так, просим вас отче, усердно просим сообщить о случившемся сказателю жития и чудес Св. Софрония и совершить за упокоенную литургию и панихиду, а также не откажите пожалуйста послать счет наш образ Св. Чудотворца Софрония в наш адрес в Читу.
Всегда готовы к услугам родственник убогий иерей Василий, благочинный недостойный городских Читинских церквей и грешный законоучитель Читинской учительской семинарии, Титов. Гор. Чита. 1901 год 6 марта.

1901 года 22 марта. Считаю своим священным долгом засвидетельствовать здесь след. факт благодатной помощи блаженного Софрония семейству священника о. Александра Ионина, законоучителя Иркутской мужской губернской гимназии. В ночь с 21 на 22 января 1901 года дети его – Александр 14 лет, ученик 4 класса гимназии, и Мария, 10 лет, ученица преготовительнаго класса Иркутской Ив. Ст. Хаминова гимназии, заботели дифтиритом. 22 числа в 8 часов утра приглашенные 2 врача – постоянный домашний Л.С.Зисман и другой врач, приглашенный первым, констатировали дифтерит в сильной степени. Немедленно было сделано самими врачами вспрыскивание противодифтеритной сыворотки. Доктор Зисман навещал больных через каждые 2 часа. Оставшиеся еще не зараженный дочь о. Александра Евгения, 15 летняя гимназистка 5 класса, квартирант промышленник 1 класса Владимир Странкевич, больной ангиной, а Евгения – головой и кашлем, были отправлены немедленно утром с появлением докторов, констатировавших дифтирит, в мою квартиру, так как мои жена и теща – сестра и мать жене о. Ионина. Сообщение установлено только по средствам услуги тлишь вне дома, чтобы не занести заразы. Дифтерит у Александра и Марии с каждым часом усиливался, температура выше 40 градусов, больные потеряли сознание, метались и стонали, захлебываясь и задыхаясь. Сам о. Александр еще не оправился от тифа и супруга также не совсем была здорова, сестры милосердия найти не могли. Сиделкою взялась быть вдова протоиерея Иркутской Тихвинской церкви Анна Петровна Знаменская. 4 часа по полудню доктор Зисман сказал родителям и Знаменской, что мальчик Александр, как больше летами и вообще крепкий и здоровый, может перенести, но девочка и вообще-то хилая – безнадежна, так как она сильнее поражена дифтеритом, дифтерит парализовал не только горло, но и всю полость рта, нос, уши и глаза и должен задушить дитя. Поэтому должны приготовиться ко всему. В сильном горе мать больных шлет кучера известить через прислугу нас о грозящей опасности и просит относительно здоровых детей своих Евгения и Владимира и сестру свою – поспешить в Богоявленский собор, отслужить панихиду по Св. Софроний и попросить особенно за болящую Маню (Марию, так как вообще это свое болезненное дитя поручило покровительству Св. Софрония, который уже раз спас это дитя от наступавшей уже смерти от воспаления легких еще младенцем в 1894 году в апреле месяце). Дети и тетка, она же и мать крестная всех детей о. Ионина, в пятом часу вечера пошли в собор; отслужена была по их просьбе панихида. Дети взяли масло от лампады Святителя и из собора отнесли к воротам своего дома, где и передали через того же кучера масло протоиерейше Знаменской. Та получив масло от Святителя, переменяя компрессы у больных и давая лекарство, смазала шеи больных и дала им в лекарстве масло от Св. Софрония. Это было в 7 часов. После перемены компрессов и принятия обычного во весь день лекарства (не помогавшего) оба больные заснули и спали почти 2 часа; в 9 часов пробудившись и после обычной при дифтерите рвоте попросили себе пищи. 10 часов ночи явился доктор и удивился быстрой и резкой перемене к лучшему. На завтра, 23-го, оба больные уже смеялись, чувствовали аппетит, принимали пищу, и начался процесс выздоровлении. Что замечательно: девочка поправлялась быстрее и без лишних обычных при дифтерите осложнений. После установления дезинфекционного и карантинного периода, выздоровевшие дети Александр и Мария начали ходить на уроки. Записано по просьбе детей, матери и тетки, согласно показаниям их и протоиерейши Знаменской.

Согласно словесного распоряжения Высокопреосвященного Тихона на заявление лично Его высокопреосвященству исцеленной, которую он послал ко мне, как седьмичному священнику и находящемуся еще в соборе, мной в Богоявленском соборе в четверг, 15-го марта 1901 года, со слов не грамотной просительницы на особом листке бумаги был записан следующий акт: «крестьянка Томской губернии, Починскаго селения и волости, вдова Пелагия Аленитовна Тенева, 62 лет, 10 лет страда от нароста дикаго мяса на наружной части десны правой верхней челюсти, между щекою и челюстью кровяно-багровый кусок мяса, на подобие какого-либо языка, спускался с верхней десны между щекою и обеими челюстями причиняя страдание не только болью но и постоянно мешая говорить и принимать пищу, особенно горячую или холодную к тому же по принятии пищи или при разговоре, а и иногда ночью во сне- это мясо язык, ранилось зубами и тогда начиналось кровотечение из раны и чувствовалось в челюсти и щеке боль с ломотой и еще сильнее, сделать операцию – срезать этот нарост или удалить посредством прижигания ляписом, она боялась, а другие средства не помогали. Так, страдая, она услышала о помощи Св. Софрония всем, кто к нему обращается и она стала в свободное время ходить в собор и просить Святителя Софрония об исцелении; маслом от лампады мазала и правую щеку и во рту, нарост и десну, и нарост постепенно уменьшаясь исчез совершенно. Это исцеление по милости Святителя Софрония совершилось в 1900 году. До сего времени она ждала, желая увериться, действительно ли она совершенно исцелилась от этой болезни. И теперь с уверенностью заявляет, что ее исцелил от болезни и страданий Св. Софроний своими молитвами. Свои показания она согласна подтвердить присягою. 1901 года 22 марта.

1901 года 22 дня вдова священника Елизавета Ивановна Калугина заявила мне, священнику Гагарину, что у нее болела нога три с половиной года и она, не смотря на лечение врачей, сильно страдала; когда же стала молиться Святителю Софронию, то рана на ноге без лекарств стала заживать и теперь она совершенно здорова. Город. Канск. Дом дьякона Оирсова.

1902 года два дня. Заболел от простуды в марте месяце настоящего года и не мог ходить; лечивший меня врач посоветовал ехать в Иркутск и я, действительно поехал…, здесь я обратился к Святителю Софронию с горячею молитвой об исцелении меня, отслужил понехиду, подал на проскомидии за упокой души Святителя Софрония и на другой же день встал с постели совершенно здоров и никаких болей не чувствуя до сих пор. Мариинский мещанин Антон Антонов Исаевич.

1902 г. Июля восьмого дня. Я, нижеподписавшийся, иркутский мещанин Андрей Михайлов Рыков заявляю следующее: 26 лет я страдал общим расслаблением, так, что временами не мог работать, обращался к врачам, но они мне не помогали. Последний врач меня лечил Третьяков. Наконец о темнел и находился в таком положении целый год. В это время я начал пить водку и старался запиться насмерть. Добрые люди из сожаления научили меня обратиться с молитвою к Святителю Софронию и я стал усердно ему молиться, а жену свою послал в собор к гробнице Святителя велел поставить свечу. На завтра же стал себя чувствовать лучше и вот уже два года как я вижу и работаю, восхваляя Святителя Софрония за его помощь. Андрей Михайлов Рыков, а за него расписался Иван Попов. Кузнечные ряды, собственный дом.

Письмо на имя Его Высокопреосвященства. «Считаю за грех не заявить Вашему Высокопреосвященству о благодатном исцелении. Полученном мною по молитвом Святителя Софрония; у меня была больна правая нога; целый год был ревматизм и по приезде своем из города Иркутска через две недели я получил облегчение и теперь не чувствую никакой боли; я удостоился побывать у Святителя Софрония 26 декабря 1901 года, а теперь прославляю будущего светильника церкви и градо – Иркутска Святителя Софрония, что он принял молитву мою, грешного раба Божья и умолить Господа о благодатном исцелении моей ноги; это заявление прошу занести в книгу. Затем прошу Вашего Архипастырского благословения, глубокочтимого и любимого бывшего нашего града Красноярска Архипастыря. Канцелярский служитель Окружного Суда Петр Кошкаров. 7 августа 1902 года город Красноярск.»

17 сентября 1902 года. Крестьянка Талькинского селения, Иркутского уезда, Татьяна Дмитриевна Ветрова заявила мне об исцелении по молитвам Святителя Софрония ея сына, мальчика семи с половиной лет, от болезни; под языком у него появился шарообразный нарост, это болезненное явление продолжалось года полтора; обращались к докторам и в Кузнецовскую больницу и к Бергману, они произвоили разрез нароста, но помощи не оказали; нарост снова появляется. Тогда мать мальчика обратилась к Святителю Софронию и после этого нарост стал мало-помалу убывать и, наконец, совершенно исчез к Великому посту. Подписал: священник Василий Корнаков.

1901 года октября 14 дня исцелился по молитвам целителя Софрония от тяжкой болезни скарлатины мальчик 8 лет, сын дьякона Красноярского Кафедрального Собора, Афанасьев.

У моей дочери Елизаветы. Которой теперь восемь лет, в 1898 – 1899 годах было сильное нервное подергивание век (моргание); на девочку было тяжело смотреть. Я обращалась несколько раз к врачам и из них врач Болотов, нашел, что оно происходит от разбухания слизистой оболочки носа, и прописал мазь для смазывания носа; девочки стало лучше; но как только прекратилось смазывание, болезнь возобновилась. Мне было очень жаль девочку и вот я решила оставить лечение, а обратиться к Божьей помощи. В первый же четверг я пошла с дочерью в Собор на панихиду, приложилась к Святителю и покрыла покровом голову больной девочки. На другой же день я заметила, подергивание век стало меньше, а потом и совсем прекратилось. Я тогда же обещалась написать об это случае, но все откладывала свое намерение, то думала, что болезнь была небольшая, то забывала об этом. С прошлого года у меня появились сильные головные боли, в начале раза три в месяц, а потом усилились чаще, не поддаваясь лечению. Наконец на первой неделе Великого поста, начавшись со вторника, головная боль мучила меня до конца недели, не давая покою ни днем ни ночью. Я приписала это тому, что не исполнила своего обещания. В воскресенье на первой неделе я пошла в Собор, приложилась к гробу Святителя и взяв масло от лампады помазала голову, и тогда же почувствовала облегчение и вот уже как пять недель головные боли прекратились. Я рассказала священнику о помощи Святителя Софрония, он посоветовал изложить это письменно. Жена Инженера электрика Ольга Вагина. Иркутск. 21 марта 1903 года. Почтамтская улица дом № 8.

Жена крестьянина Казанской губернии Тетюшского уезда Больстребенской вол., Параскеева Прокопьева Калашникова, проживающая в настоящее время в Знаменском предместье г. Иркутска, сообщает, что долгое время страдала ревматизмом в руках и ногах; особенно болезнь усилилась за последнее время т.е. в прошлом 1902 году с сентября месяца, не имела возможности вставать а тем более ходить; больная несколько раз обращалась за врачебной помощью, но было бесполезно, т.к. боль в суставах рук и ног не унималась, то прикованная к одру болезненному, она отчаялась видеть себя когда либо здоровою и даже желала себе смерти дабы не причинять беспокойство семье, но Господь судил иначе. Г. Калашникова, по совету верующих людей, возымела ревностное желание побывать, как только состояние здоровья позволит, в кафедральном соборе и поклониться нетленным мощам Блаженного Епископа Софрония. 2 марта 1903 года Калашникова почувствовала себя способную исполнить обещание, хотя силы были еще слабы. В сопровождении одной доброй женщины, больная отправилась на лошади по направлению к собору. В соборе больная почувствовала себя значительно лучше, простояла литургию, спустилась в пещеру приложиться к Святителю, помазала маслом от тлеющего святильника и направилась обратно; и к удивлению больной и сопровождавшей ее женщины, она пошла, не нуждаясь посторонней помощи. Но побоявшись за себя (за время своего страдания она потеряла надежду на выздоровление), не решилась больная дойти до дома пешком, хотя пришлось и без того не малое расстояние пройти от кафедрального собора до Владимирской церкви, тут она наняла возницу, а домой приехала совершенно здоровой и в настоящее время свободно ходит, исполняя свои хозяйственные обязанности.

 

 

e