Прибытие в Иркутск

* Происхождение. Начало пути
* Киевская духовная академия
* Наместник Александро-Невской Лавры
* Сибирское служение. Призвание
* Рукоположение во епископа
* Сборы. Дорога

* Прибытие в Иркутск
* Начало служения
* Соратники Святителя Софрония
* Продолжение школьного дела
* Дороги Святителя
* Попечение о нравственном облике паствы

* Монастыри. Храмы
* Благовест
* Апостольское служение
* Личность Святителя
* Подвижничество
* Последние дни. Кончина
 
 

Утром в пятницу пятой недели великого поста, 20 марта, святитель Софроний прибыл в Иркутск. Вначале он заехал в Вознесенский монастырь - место жительства своих предшественников - святителя Иннокентия I (Кульчицкого),который там был и погребен, и епископа Иннокентия II (Неруновича), на могиле которого (в Братском остроге) святитель Софроний молился по пути в Иркутск. В монастыре его встретили настоятель архимандрит Нафанаил и все братство. Отслужив благодарственный молебен за благополучное путешествие и поклонившись могиле святителя Иннокентия, епископ Софроний в архиерейском облачении проследовал в город

«Приезд епископа Иркутского Софрония ознаменован торжественною встречею у церкви святого Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев, с хоругвями и святыми иконами, в сопровождении городского духовенства в облачении, во главе которого был Пекинский Архимандрит Амвросий, при колокольном звоне всех церквей города. От этой церкви чудотворцев Преосвященный, в предшествии крестного хода, шел в Богоявленский собор и служил литургию».
Святитель Софроний остался в городе (в доме иркутского гражданина Михаила Козунова), так как приближалась Пасха - 5 апреля, а лед на Ангаре был очень плох.
С этого времени началось и управление Святителем Софронием вверенной ему епархией, которое продолжалось до дня смерти его - 30 марта 1771г.

 
 

В течение 17 лет своего служения епархии Святитель Софроний постоянно был занят благоустройством своей епархии с внутренней и внешней стороны. Внутренняя сторона благоустройства епархии заключалась в неусыпной заботе Святителя о поднятии умственного и нравственного уровня тогдашнего духовенства и в просвещении инородцев православною верою. Внешняя сторона благоустройства епархии выразилась во время Святителя Софрония в построении многих новых церквей, открытии новых приходов; снабжении церквей приличной утварью; в устройстве колокольного звона; лучшей постановке пения в церквях. От того времени о личности Святителя осталось несколько указаний на то глубокое уважение, каким он пользовался в епархии и примеры его духовной прозорливости.