Попечение о духовных пастырях народа. Устроение школы

* Духовное возрастание
* В ожидании въезда в Китай
* Проповедь Слова Божия народам Сибири

* Попечение о духовных пастырях народа
* Укрепление духовной жизни народа

* Строительство храмов
* Духовное делание
* Кончина Святителя
* Первое обретение мощей
Просвещение юношей светом разума святого евангелия

В то время в ведении епископа находились все стороны жизни епархии, и в особенности надзор за деятельностью и поведением духовенства, за состоянием духовного просвещения и нравственностью прихожан. Нелегкое это было дело! Священников из Центральной России присылали весьма редко, чаще их избирали из прихожан или из низшего звена церковнослужителей. Как правило, они были необразованными и во многом не соответствовали своему званию. Требовались священники добросовестные, благочестивые, образованные, искренне привязанные к своему краю, знавшие жизнь и языки как русских переселенцев, так и коренных народностей.

Св. Иннокентий устроил при монастыре первую русскую школу и сам занимался обучением детей

В числе первых распоряжений Святителя Иннокентия по принятии в управление Иркутской Епархии была забота о поддержании монгольской школы, заведенной в Иркутском Вознесенском монастыре архимандритом Антонием Платковским, школа была создана двумя годами раньше и находилась в плачевном состоянии, т.к. ее устроитель больше заботился о своей карьере, а школа была одним из средств к этому. Святитель прибавил жалование учителям, потребовал аккуратной высылки положенного на учеников содержания от монастырей, вызвал из Селенгинска переводчика, расширил эту школу открытием при ней отделения для обучениия детей всех сословий славяно-русской грамоте и письму. С 1727 года школа стала Русско-монгольской.
Владыка предписал всем церковнослужителям отдавать своих детей для обучения в школу. За уклонение принял строгую меру – назначил15-рублевый штраф. В 1730 году в школе значилось 35 учеников. Святитель заботился об обустройстве школы, подборе учителей, обеспечении учеников книгами, одеждой, продовольствием. Из анализа приведенных в жизнеописании владыки сведений следует, что дело это было очень нелегкое. Содержание школы стоило ему немалых забот и огорчений. Средства были крайне скудны. Владыка не жалел для школы и средства Вознесенского монастыря и собственные незначительные средства.
Вспомним, что владыка был одним из образованнейших людей своего времени. Он хорошо понимал как значение образования вообще, так и важность и необходимость его для священников и приложил все возможные силы для устроения начала просвещения в Иркутске.
Первосвятитель Иннокентий очень хотел и много заботился о том, что бы иркутяне и вся паства его епархии имели достойных благочестивых священников. По должности владыка творил духовный суд, если к тому были серьезные обстоятельства – проступки священников. И, как следует из документов, делал это нелицеприятно, но с попечением о их духовном обновлении. В тоже время он проявлял отеческую заботу и восхищение, если встречался с истинным благочестием.