Духовное возрастание: жизнь Святителя до Сибири

* Духовное возрастание
* В ожидании въезда в Китай
* Проповедь Слова Божия народам Сибири

* Попечение о духовных пастырях народа
* Укрепление духовной жизни народа

* Строительство храмов
* Духовное делание
* Кончина Святителя
* Первое обретение мощей
Киево-Могилянская академия

Святитель Иннокентий (в миру Иоанн) происходил из волынских дворян, которые в XVII в. из-за тягот польского владычества переселились в Черниговскую губернию. Здесь примерно в 1680-1682гг. и родился будущий Святитель.
В житии и чудесах Святителя Иннокентия, напечатанных в Иркутске около 1877г с рукописи, хранивщейся в иркутском Вознесенском монастыре, сказано « Когда прииде он в возраст, то отдан был во граде Киеве в училище, для обучения преподаваемым там наукам. Потом там же, в Киевской академии, обучался словесным наукам: риторике, философии и богословию и иностранным наукам: латинскому, греческому и польскому».

Скорее всего, примерно в 1695г.,. в возрасте 12-13 лет отрок Иоанн был отдан для обучения в Киевскую коллегию при Киево-Печерской лавре. «Фара, инфима, грамматика, синтаксима и поэзия – эти низшие классы коллегии скоро пройдены юношей ревностным и благочестивым. По указу Петра, посетившего коллегию в 1700 году, в 1701 она получает статус академии.

Стефан Яровский и Феофан Покопович Учителя будущего Святителя

В старших классах Иоанн изучает философию, метафизику, богословие, но особенно он интересовался занятиями по словесности и проповедничеству, так как именно в этом направлении он мыслил свою жизнь. В тогдашних риториках между правилами общей словесности помещали и правила духовного витийства. Стефан Яворский и Феофан Прокопович, славившиеся профессора по словесности и проповедничеству в академии, имели влияние на развитие в Иоанне любви к духовному слову.
«В академии в то время науки преподавались с большим успехом. Все усилия были направлены на то, чтобы воспитанники коллегии по выходе из нее распространяли просвещение в народе, и словом, и сочинениями противостояли проискам совратителей православных чад церкви в иноверие. …Киево-Печерская лавра стояла в главе лиц, заботившихся как о поддержании славы академии, так и о судьбе воспитанников по выходе из нее. Лавра нередко давала из среды себя наставников для академии, а воспитанники сей последней, желавшие принять иночество, по окончании курса наук поступали в число братии лавры, пока в свою очередь не делались начальниками или наставниками академии или настоятелями монастырей».

Принятие монашества в Киево-Печерской лавре

Примерно в 1706 году будущий Святитель окончил основной курс академии, а в 1708 году принял монашеский постриг с именем Иннокентий в Киево-Печерской Лавре, в пещере преподобного Антония, основателя монастыря. Скорее всего принять монашество он решил раньше, скорбные обстоятельства жизни – смерть родителей, чума в Киеве в 1708 году ускорили решение.
В 1710 году иеромонах Иннокентий в числе других ученых киевских монахов был вызван в Москву для преподавания в Московской славяно-греко-латинской академии, находившуюся тогда в Спасском монастыре. Сначала он стал преподавателем словесности, а затем префектом академии и качестве такового преподавал курсы философии и нравственного богословия, заведовал порядком внутренней и внешней жизни воспитанников академии.

Александро-Невская лавра при Петре I

А в это время в Петербурге был устроен Троицкий Александро-Невский монастырь. Одной из главных задач монастыря было обеспечение богослужения во флоте, любимом детище Петра. В монастырь, по указу Петра, собирали монахов. Таким-то образом в 1719 в Невский монастырь был вызван со званием соборного иеромонаха и префекта Иннокентий Кульчицкий. Сначала Иннокентий стал соборным иеромонахом корабля «Самсон», стоявшего в Ревеле, затем получил должность обер-иеромонаха флота в Финляндском корпусе при г. Або, где руководил духовенством, служившим на кораблях и на суше.

Итак, изучение светских наук и Слова Божия, монашество, учительство, духовное окормление Российского флота - вот начальные вехи биографии Святителя.
В 1720 г. святейший Синод назначил иеромонаха Иннокентия главой Русской Православной миссии в Китае. В 1721г., 5 марта иеромонах Иннокентий в присутствии императора был поставлен в епископа.