Духовное делание. Облик Святителя

* Духовное возрастание
* В ожидании въезда в Китай
* Проповедь Слова Божия народам Сибири

* Попечение о духовных пастырях народа
* Укрепление духовной жизни народа

* Строительство храмов
* Духовное делание
* Кончина Святителя
* Первое обретение мощей

Постоянные заботы не были преградой к попечению о собственной душе. Не остались скрытыми для благоговейного наблюдения и нашли отажение в преданиях о Святителе его келейная и духовная жизнь. Владыка Иннокентий не отличался крепостью здоровья, особенно страдал головными болями, но подвигов своих, ни молитвенного, ни смирения плоти, не оставлял. На теле он носил власяницу, поверх которой был подрясник из шкуры лося и кожаный, с железной пряжкой пояс. Молиться святитель любил за монастырской оградой в пещере, которую выкопал основатель Вознесенской обители старец Герасим. Еще был у святителя обычай обходить по ночам Вознесенский храм и молиться на него с четырех сторон.
Святитель никогда не оставался праздным. Любя труд и рукоделия, по ночам шил чирки (обувь) для учеников школы, а днем пособлял монастырским служителям ловить рыбу или очищал в монастыре дорожки. Утешением было для него помогать бедным; и он особенно любил детей, которые в летнее время приносили ему ягоды, за что получали щедрое вознаграждение.
Обратимся мысленно взором к тем далеким временам: суровый край, отличающийся величественной природой, люди с суровыми нравами, начальствующие, имевшие в силу удаленности от центрального правления почти неограниченную власть и распоряжавшиеся ее весьма по-разному - странная, взрывная смесь необразованности, даже дикости, грубоватости, откровенной грубости и одновременно широты души, предприимчивости, энергии, смелости. Не каждого человека, особенно из начальствующих принимали люди «Иркутской землицы», а Святителя любили, сохранили чудные предания о нем, пронесли память и почитание через столетия.

Св. Иннокентий сам чинит свои одежды, а приближенные его ловом рыбы снискивают себе пропитание

Каким сохранился в памяти сибиряков внутренний и внешний облик Святителя? Кроткий, смиренный по отношению к невзгодам собственного жизнеустроения, молитвенник и труженик, истинный Владыка, который подобно любящему, мудрому сердцем отцу семейства, неусыпно пекся об устроении духовной, благочестивой, нравственной жизни своей паствы и вверенных ему людей духовного чина – порой сурово, порой снисходительно, но всегда внимательно, без оглядки на собственное время и немощи.
Святитель был человеком высокой внешней и внутренней культуры, по-настоящему образованным человеком и считал необходимым распространить образование в далеком крае, много потрудился, чтобы устроить школу. Сколько будущих священников и просто образованных людей, трудившихся на благо города и края вышли из этой школы! То, что имел сам, владыка щедро отдавал людям.

Св.Иннокентий принимает участиев посеве и монастырских работах

После смерти Владыки его имущество было захвачено вице-губернатором Иркутской провинции А.И. Жолобовом. В житии Святителя обращается внимание на то, что незаконный захват имущества Святителя Жолобовым и затем, в оправдание себя, клевета на почившего, когда пришло распоряжение Сената имущество вернуть, явно промыслительное попущение Божие. Владыка Иннокентий и при жизни отличался нестяжательностью, терпел нужду, а после кончины его лишили всякого земного имущества.
И еще, люди не всегда относились к нему приветливо, не всегда власти проявляли должную заботу: владыке пришлось претерпеть клевету, небрежение и противодействие властей. Проиллюстрируем сказанное следующим примером. Владыка жил в Вознесенском монастыре, там же был Архирейский приказ, монастырь находился в нескольких километрах от города, и дорога была очень трудная, лесом, через реку Ангару. Вот, что читаем об этом в житии: «Но можно думать, что разрушительнее всего могли действовать на слабый организм Святителя переезды из Вознесенского монастыря в Иркутск. Кроме текущих дел, и в особенности личного Его надзора за строением неоконченного каменного Богоявленского собора, требовавших частого его пребывания в городе, сколько во дни управления Святителя было экстренных позывов Его из обители! Курьеры один за другим неслись в Сибирь с известиями: о кончине Екатерины I, и восшествии на престол Петра II…о кончине Петра и о принятии престола, сперва с известными ограничениями, затем без ограничений, Анною Иоанновною. Ни дождь, ни грязь по болотистой дороге от монастыря до Иркутска летом, ни зимние метели, ни бурная , по временам, переправа чрез своеобычную Ангару, ничто не могло извинить епископа, если бы при таких случаях не явился он в Иркутский собор для отправления молебна, - тем более, что при переменах правления первый должен был присягать, и действительно значился под присяжными листами первый епископ Иннокентий».

Святитель Иннокентий, Русакова Г.
картина находится в Православной женской гимназии

Ни власти, никто из горожан не удосужились устроить владыку в городе, может и была в его сердце горечь, но вслух он ее не высказывал. Епископ был человек долга, служения духовного и государственного, бремя своих обязанностей нес сам, не полагаясь на других, не прося о помощи, не ропща. Тот, кто не просит любви, но сам изливает ее на людей, не всегда получает благодарность и не сразу. Вот и Святителя любили при жизни, но в тоже время не всегда были благодарны. Зато какую любовь и благодарность проявили к нему люди Сибирской земли позже! Не может не тронуть сердце та теплота, величественность и торжественность с которой отмечали открытие – 1-е обретение мощей Святителя, 100-летия обретения мощей, в наши дни – 200-ление обретение мощей, то как отмечают день Святителя ежегодно 9 декабря. Отрадно бывать в Знаменском храме, где каждый воскресный вечер, за исключением постов, читается акафист Иннокентию Иркускому. Торжественно поет хор, а хору вторят горожане, которые стоят на службе с книжечками акафиста в руках, храм всегда полон в такие часы.

Возле Вознесенского монастыря

В 15 верстах от Вознесенского монастыря находилась деревенька, Малая Еланка. Здесь во времена Святителя был складочный монастырского хлеба и жило несколько монастырских служителей для посева хлеба и сенокошения. Место было уединенное, в распадине, между двумя горами, осененное дремучим лесом, оно нравилось Святителю и он часто приезжал в эту деревеньку отдохнуть от забот управления. Осматривая хозяйство, он собственными руками принимал участие в полевых работах. Святитель основал здесь часовню, в которую ходил крестным ходом из монастыря и предрек, что на месте часовни будет здесь церковь. К этой часовне прирублена была впоследствии колокольня и снабжена четырьмя звучными колоколами от усердия иркутских граждан. Так сообщается в житии Святителя. В каком наименовании была часовня? Или Николаю Чудотворцу или Казанской иконе Божией матери.
И вот что поразительно. Когда через Иркутск прошла железная дорога, прошла она недалеко от Малой Еланки и поставленная здесь станция получила наименование «Иннокентьевская». В советское время ее переименовали незатейливо: «2-й Иркутск» (в отличие от главного вокзала), но многие жители города и по настоящее время помнят первое настоящее название. А храм и в этом месте тоже стоит – Михайло-Архангельская церковь, хорошо знаемая и почитаемая иркутянами. Рядом с храмом бьет чистый источник, «Иннокентьевский», стоит часовенка. Летом вода в источнике холодная, а зимой теплеет. Облиться водой из источника, особенно на Рождество – и благочестиво, и в удовольствие! А уж набрать «иннокентьевской» водички люди едут со сего города да и из соседних. В Советское время, в годы гонений на церковь, власти хотели перекрыть источник, замуровать, но вода пробилась из-под земли многочисленными ручейками и затопила близ лежащие места, источник открыли. Благодать почивала на Первосвятителе Иркутском в дни его жизни, не оставляет она и места, благословленные им.