Устремляясь в обители вечности, устремляясь к вечной жизни, желая спасения и видя, что Преблагословенная Дева Богородица нас спасает, воззовем к Ней с любовью и радостью, воззвовем к Ней в молитве, чтобы Она, Заступница усердная молила Бога о нас, чтобы Она сохраняла нас в этой жизни, чтобы она блюла душу нашу, потому что это так важно, так необходимо, потому что, если будет жива наша душа, то и тело наше будет благополучно.
Уже и плакали по Отечеству, уже и не надеялись на какую-то победу. Но все это промыслительно, все это было попущено Господом, чтобы не на свои силы, но на Божественные надеялись те, кто совершал то благое дело по освобождению святого Отечества, Отечества, которое явилось, прежде всего, православным. И ни иные силы, ни иные надежды не имели, кроме как на Господа и на заступничество Божией Матери.
"Сегодня, братья и сестры, празднуя Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, будем молить Бога о том, чтобы не только внешне праздновать этот день в песнопениях и молитвах, но, прежде всего, чтобы чувство, покаявшегося на кресте разбойника, было чувством нашего сердца, было чувством нашей исповеди и любви к Богу, и будем помнить о том, что со Креста не сходят, с него снимают..." Проповеди на Крестовоздвижение митрополита Иркутского и Ангарского Вадима и протоиерея Сергия Кузнецова.
"Это не наблюдается в других народностях, они празднуют больше Рождество Христово, нежели Пасху или то, что связанно со смертью, потому что считают, что смерть – это тление, это лишение, это прекращение жизни как таковой. А, вместе с тем, для христианина это только начало, начало новой жизни…"
«Завершением нашей жизнь должно быть успение. И сегодня святая Церковь изъясняет, какой бывает переход в вечность. Дай Бог, чтобы мы сподобились этого блаженного перехода в жизнь вечную, в жизнь, к которой призваны. И Матерь Божия умоляет за нас Сына своего и Бога нашего».
«Грядут времена, которые многих людей искушают, являются соблазнительными, и многие отступают от Христа. Как и тогда сегодня в ужасе многие думают - «А тот ли это Мессия?» - который провещал нам слово Божие и обещал жизнь вечную, обещал нам воскресение, обещал, что смерти не будет. И эти сомнения и поныне грядут в человечество».
И сегодня в Евангелие об этом читалось. Где всего два человека, слепца, просили Бога, молили Его, чтобы Господь послал им исцеление. Молитва-то простенькая, «Господи, помилуй» всего лишь. И вот эта молитва простенькая дала им исцеление. И телесных немощей и душевных немощей. И таким образом мы все, а мы пребываем все в этой немощи, но, получая благоволение и благодать Божию, мы исцеляемся от этих немощей. Мы продолжаем жить. И жить с радостью. Для чего? Для служения Богу.
И вот как самый яркий пример такого полагания воли Божией в центр своей жизни пред нами предстает наш небесный заступник святитель Софроний, епископ Иркутский. Его память особо дорога не только для всей иркутской паствы, которой он является небесным ходатаем и заступником. Но и особенно для нашего святого храма, в котором он, будучи восемнадцать лет без малого Иркутским архиереем, имел свое кафедральное место пребывания, о котором он заботился изо всех сил.
Сегодня как никогда а в особенности в этот день святая Церковь предлагает и показывает нам пути ко Христу. Господь приводит нас к себе разными путями и показывает это на примере святых апостолов первоверховных Петра и Павла – разных, пришедших разным исповеданием. Так святая Церковь, желает нашего спасения, желает нашего вразумления и исправления, показывает единство, самое твердо необходимое, которое должно присутствовать в нас.
Великая неизреченная милость Божия к роду человеческому. Вновь сошел Благодатный огонь. Как благословение Божие, как некий завет человечеству в том, что не прекратится его историческое бытие…
"Кто из нас знает, что испытал Христос Спаситель, когда возопил: «Боже мой, Боже мой! Зачем Ты Меня оставил…» Вот это чувство богооставленности. Оставленности, которую не знал ни один человек, живущий на земле…"
Сегодня в Великий четверг Святая Церковь вспоминает события, которые являются одним из оснований церковной жизни. Почти две тысячи лет назад в Иерусалиме Господь устанавливает таинство Евхаристии, когда во время ветхозаветной Пасхи он дает ученикам хлеб со словами: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (видеозапись)
"Они видели в нем Мессию, Mессию не о котором говорили пророки, но видели в нем Mессию, который являл им величие их земного царства, их земного благополучия, их земного владычества и отнюдь им не было понятно, о каком Царстве говорил Христос Спаситель".(видеозапись)
"Господь наш выходит из гостеприимного дома Лазаря и его сестер и отправляется в Иерусалим. Но все замечают, что что-то меняется… Если Господь раньше пытался всячески ограждать себя от почета, от возношения, то здесь он уже принимает все то, что предлагается ему от окружающих его людей…"(видеозапись)
"Событие это имеет историческое значение. С 1930 года здесь не совершалась Божественная Литургия в святом храме. Храм доселе здесь существовавший был уничтожен, и, казалось бы, что у тех, кто это делал, было устремление, чтобы никакая память даже о духовной жизни, о том, чтобы говорить человеку о Боге, ни в какой мере не жила в сознании людей". (видеозапись)
Напутственное слово митрополита Иркутского и Ангарского Вадима после монашеского пострига священника Константина Мануйлова 22 марта 2014 года в Успенском храме г. Иркутска.
В наиболее двусмысленном положении бывают те люди, которые находятся на воинской службе. В силу разных обстоятельств эти люди подвержены с одной стороны власти человеческой, а с другой стороны они предстоят пред лицом Божиим…
Память святителя Иннокентия Иркутского. Неделя о Страшном Суде. Проповедь митрополита Иркутского и Ангарского Вадима в Знаменском кафедральном соборе Иркутска, 23 февраля 2014 года.