Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим и возлюби ближнего твоего как самого себя - вот две наибольшие заповеди. Но только исполняя вторую заповедь, мы сможем исполнить и первую. Современный человек, он больше эгоистичен, нежели братолюбив. Так вот, все христиане, даже современные мы с вами, обязаны идти за Христом, обязаны соблюдать Его заповеди. И идя за Христом, совершая дела любви и милосердия, мы будем уподобляться и Богу, и всем святым.
Человек может или идти с Богом, несмотря ни на что, ни на какие трудности, или может катиться вниз под горку, но человек не может оставаться в таком статическом состоянии, находясь посредине, или, как можно сказать, пытаясь усидеть на двух стульях. Такого быть не может. Человек или идет к Богу, или уходит от Него.
Вот в этом был восторг учеников Христа Спасителя. Они радовались этому. Радовались, потому что видели в Успении Божией Матери и грядущее их успение, и их преселение от этой земли, от этой жизни, от этой юдоли плача, преселение их возлюбленному Учителю Христу Спасителю...
И свет, который воссиял на Фаворе, был не свет физический, апостолы прозревали в этом свете нечто большее. Откуда, например они узнали, что рядом со Спасителем присутствуют Моисей и Илья? Ведь они их никогда не видели, и не было описаний их внешности. Однако апостол Петр их называет по именам…
Христианские праздники именно тем и важны, что они имеют быть не только в историческом прошедшем, но они пребывают всегда, они пребывают для нас поныне как некое напоминание о Славе Божией, чтобы мы не усомнились в Божественном Сиянии Христа Спасителя...
И вот сегодня, стоя вместе в рукотворном притворе, взирая на три кущи, одну Господу, другие угодникам Божиим, мы проникаемся в сердце не только видимым светом от этих белых стен, убеленных как снег, но и светом невещественным, светом истины, просвещающим всякого человека...
Своим поступком святые братья страстотерпцы Борис и Глеб выразили настоящую христианскую любовь и послужили примером и указанием другим правителям сохранять мир в государстве, не боясь отдать за это свою жизнь... Пусть же пример святых братьев будет напоминать нам о том, что сила Божия в немощи совершается и внешне зримая слабость, на самом деле, является огромной духовной силой.
Она испытала и страшную Голгофу, трудно было представить, что Она переживает. Если кто-то из вас по несчастью провожал в путь всея земли свое чадо, то знает, как горестно с ним прощаться. Это не закон естества, это противоестественный закон.
Казалось бы, уже беда приходила на порог, казалось бы, уже нет у нас с вами возможности отстоять Родину нашу. Но по молитвам Матушки Богородицы Господь посылал помощь. И вновь и вновь народ русский, государство вновь вставало с колен, и Церковь Божия укреплялась.
Вспоминая Предтечу Спасова Иоанна, мы с особым вниманием, с особой тщательностью и с особым глубоким смыслом воспринимаем слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие», - эти слова как никогда звучат и поныне для всех нас злободневно.
Именно таковое состояние неверия, а часто теплохладности, бывает присуще самим нам. Мы ходим в храм, - "а вдруг поможет"… И вот это-то "вдруг", эта неуверенность и лишает нас того, что мы просим, лишает нас искренности и величины веры хотя бы с горчичное зерно, потому что вера наша в таковом случае чаще является суеверием.
Царство Божие, к нему устремление должно быть неизбывным чувством, чувством, вложенным в сознании каждого человека, дабы всякий человек имел бы веру в жизнь вечную, веру в Бога. И далее искать правды Божией, а правда Божия - это заповеди Божие, жить по ним надо, исполнять их надо, следует стремиться к тому, во всяком случае, чтобы их исполнять.
Мы часто читаем Священное Писание, разумом его понимаем, а сердцем в него не проникаем, до глубины мы не можем осознать. Или некоторые строки Священного Писания вызывают у нас недоумение, даже внутренний протест...
В русской святости было множество святых, и они стремились к этой святости вопреки многим внешним влияниям и внутренним врагам. И стремились и достигали ее. И не случайно Россия и поныне остается хотя бы в какой-то мере принадлежащей к тем истинам, которые заповедал совершать Христос Спаситель.
Церковь, которая объединена вокруг Христа, она незыблема и свята. И хоть существуют члены этой церкви больные, грешные, недостойные, как мы их именуем, но, тем не менее, они находятся на пути спасения, ибо Христос Спаситель говорил, что «Я пришел в мир не спасти праведные, но грешные».
Обращаясь к Самарянке у колодца, Господь показывает нам, что если мы хотим быть истинными поклонниками Божьими, то мы должны пребывать в Духе и истине Святого Евангелия, которое мы должны и знать и понимать.
Святая Церковь почитает жен-мироносиц, которые оказались первыми, кому явился воскресший Христос Спаситель. Когда мы обозреваем все это, то невольно поддаемся той роли, которая играет женщина в домостроительстве нашего спасения. А эта роль велика. Она не очень понятна нам, не всегда осязуема, но вместе с тем, она понимаема, она зрима нами в историческом аспекте.