Подсолнух, или «Илиотропион. Наше время». Часть 4

Подсолнух, или «Илиотропион. Наше время»

Предисловие и Часть 1. Зри в корень, или «О познании воли Божией»

Часть 2. Лествица, или «О сообразовании воли человеческой с волей Божественной»

Часть 3. Время плодоносить, или «О пользе сообразования воли человека и воли Божией»

Часть 4. Бремена во всякое время, или «О препятствиях и о том, как отклонять от себя все, что мешает сообразованию своей деятельности с волей Божией»

Что мешает архиерею? Что ему особенно трудно? Крест архиерейства тяжел прежде всего, наверное, тем, что при всем обилии дел и постоянной окруженности людьми архиерей просто «обречен на одиночество» среди людей как человек. Его перестают воспринимать как человека и часто не прощают ему того, что легко прощают себе или близким.

«Хочется примириться с теми людьми, которым не хочется со мной мириться, - признается владыка.- И это все очень сложно. Легко простить того, кто у тебя просит прощения, хочет измениться. Но есть такие люди, которые обижены на тебя. Этому может найтись причина, а бывает, что обиды возникли и беспричинно, как несуразности некоторых жизненных обстоятельств в жизни».

«Архиерей в Церкви поставлен руководить, на нем лежит ответственность за все происходящее. Кроме того, архиерей должен уметь строить отношения с людьми. – рассуждает владыка Максимилиан. - Я за совместное творчество, за сотрудничество. Хотя не всегда это возможно, не всегда среда наша церковная оказывается к этому готовой. Архиерей непосредственно участвует в церковной жизни, а священники — это его помощники. Но не каждому священнику легко это принять, особенно если архиерей благословляет что-то, что ему, священнику, не по нраву. Тут у него и силы пропадают, и творчества никакого нет, и желания это делать… А если бы то же самое ему самому в голову пришло — он, может быть, горы свернул бы на своем пути. Вот в этом проблема - найти людей, которые бы тебя понимали, которые подходили бы ко всему творчески, которые решали бы вопросы развития епархии, а не замыкались бы на своих приходах, в своих стенах, настоятельно намекая, чтобы никто не вмешивался в их дела».

«С другой стороны, тебе, архиерею, - продолжает владыка, - в большинстве случаев никто не даст совета, когда ты сомневаешься, когда тебе нужно принять решение, и принять его мудро; когда тебе нужно быть последовательным в изменяющейся ситуации; когда случаются искушения и тебе кажется, что тебя не понимают, что твоими действиями недовольны. Трудно также и то, что никто тебе не возражает, потому что все знают, что ты архиерей, и стараются не беспокоить, не высказываться против. А это может совершенно изменить характер человека, сделать его деспотичным: что бы он ни сказал, его все слушают. И когда он сталкивается, наконец, с человеком, который не слушается, который спорит, он начинает гневаться. Чтобы не превратиться в деспота, очень важно помнить, что не один ты это дело делаешь, что это Божие дело, общее дело. Смиряться и слушаться наставника непросто, но смиряться и правильно распознавать волю Божию тогда, когда наставником стал ты сам, гораздо сложнее».

Прошлой осенью владыка переболел ковидом: «Когда ты болеешь, особенно в тяжёлой форме, очень остро чувствуешь, что невозможно жить без Бога. Тебе не хватает воздуха, который в обычное время даётся даром. У меня, например, с детства был один из самых больших страхов – задохнуться. Мне во сне снилось, что я задыхаюсь, и от этого я просыпался. Возможность дышать – это то, что Господь даёт нам даром, а мы этого не замечаем, забываем Его благодарить. Но когда этот дар отнимается, острее чувствуется его ценность. Когда не хватает воздуха и начинается внутреннее смятение, ты творишь короткую молитву, зовёшь Бога, и помощь приходит сразу. Она ощутима и физически, и духовно. Я на себе испытал, как паника побеждается молитвой. В душе наступает покой, исчезает смятение, унимается сердцебиение, и даже дышать становится легче. Все самые тяжёлые дни я спасался только короткими молитвами. Только от нас самих зависит наша духовная жизнь и наше отношение к происходящему. Господь никого не оставляет. Если Господь нас создал как любимых чад, Он хочет от нас внимания, верности и ответной любви».

Часть 5. «Мы и наши святые», или «О пособиях воле человека к сообразованию его деятельности согласно с волей Божественной»

Материал предоставлен редакцией журнала Братской епархии «Врата», где он будет напечатан в следующем номере

17.08.2021