09.10.2015

Священник Димитрий Лобов

О христианском отношении к домашним животным

 

 

Скорби создание Мое

Твой господин не устоял в объятьях райской тверди.

И ты душа живая вслед за ним

Пойди, не ведая греха,

Чтоб разделить с ним чашу смерти.

Пусть видит он твой угасавший взгляд

Как твои члены коченеют

Пусть видит он, что мир его грехом распят

Страдает, мучается, тлеет.

И если любит он тебя

Пусть на своих глазах тебя теряет

И скорбь о том, что расстается навсегда

Пусть сердце муками терзает.

Отдай создание Мое

Отдай свое минутное дыханье

Отдай свой счастья краткий миг

Чтоб пробудилось покаянье.

 

            Возможно, некоторым покажется, что тема, о которой я хочу сейчас порассуждать, мелочная и не стоит пристального внимания. Но давайте не будем спешить с выводами. Тема рассуждения это христианское отношение к домашним животным, к смерти домашних животных. В большинстве все мы или держим, или держали домашних животных и сильно к ним привязываемся и любим. Порой наша любовь к ним граничит с безумием, порой приносит  невероятные страдания, и об этом хотелось бы говорить.                            

         Любовь свойственна человеку, человек должен любить Бога, подобного себе человека и, конечно же, окружающий мир, тот дом с его обитателями, который дал нам Господь для жизни. Помним же и заповедь данную Адаму в раю: возделывать рай, и помимо того мы знаем, что Адам давал названия всем животным земли, таким образом участвовал в благоустроении мира. Если человек перестает любить и заботиться о мире, то это приводит его к разрушению. Итак, мы должны любить животных, заботиться и сохранять их, мы не можем, любя, не привязываться к ним, и это с нами происходит, и в этом нет ничего плохого, ибо что за любовь без привязанности? Мы должны смотреть на наш мир глубоко по-христиански, и тогда никакая привязанность не повредит человеку.

Обычно мы смотрим на наш мир и на животных как бы только на поверхность, но не глубоко. Христианство же нам открывает существующие глубины нашего мира. Христианство нам говорит, что наш мир это проекция Бога, наш мир носит в себе отпечаток своего Творца, и красота нашего мира только потому красива, что так украсил ее великий художник и основатель всего Господь. Красота нашего мира - это отражение той истинной красоты, которую несет в Себе наш Бог.

Очень много положительного и даже душеполезного может вынести для себя христианин из того, что будет иметь животное. В нашем мире и в контакте с животными мы учимся состраданию, любви, терпению, мы реализовываем свое желание заботы, получаем ответную ласку, скрадываем одиночество. Но мы из всего этого должны оказаться способными увидеть и почувствовать раскрывающуюся к нам любовь и красоту Божию. Ведь именно Он и именно для нас согласно Писанию привел все существующее из небытия в бытие. Человек должен увидеть за верхней кромкой нашего видимого мира Бога, и, увидев, Его полюбить, полюбить в ответ на Его любовь, полюбить через любовь к видимому миру.

            Господь устанавливает и рамки нашей любви к животным и миру. Зная, что по слабости человеческой веры, человек способен уклониться от правильной любви и привязанности к неправильной, зная, что человек может начать любить творение больше Творца, еще в Ветхом Завете, Бог повелел приносить животных в жертву и разрешил убивать животных, разрешил есть мясо. Но это произошло не по причине того, что Бог безжалостен к Своему творению, это было актом любви к человеку, ведь если человек любит животное больше чем Бога, то он создает себе кумира и служит и почитает этого кумира, а это большой грех за который человек наказывается вечными мучениями.  Из истории многих народов мы знаем множество культов животных, которые существуют и до сих пор. Таким образом, умирая, животные служат цели спасения человека и в этом мы должны увидеть, насколько ценен для Бога человек. Почему так ценен для Бога человек, так ценен, что Господь идет на то чтобы мучилось и умирало другое живое существо пусть и неразумное, но дышащее, чувствующее радость и боль страх и гнев?

            Когда начинается нами изучение христианства, мы сталкиваемся с прописными истинами, одна из которых говорит нам о том, что после смерти животные не имеют продолжения жизни, после смерти животное из небытия взятое, возвращается в небытие. Я задумался и понял как это страшно, животное проживает краткий миг жизни, частью которой являются, на поверхностный взгляд, страдания. Мы привязываемся к ним, любим их, вкладываем средства на их содержание, и потом все уходит в небытие, мы сталкиваемся со страданиями их страшной смертью. Мы видим ищущие нашей помощи и поддержки глаза, но сила смерти сильнее наших желаний жить. Потом мы страдаем и мучаемся от потери, не в силах удержать слез, наша душа заболевает и тлеет. Мы не можем не страдать и легко соглашаться с такой потерей, всегда больно любя терять, лишь только грубый и бесчувственный человек остается холоден и равнодушен. И какое же утешение нам найти? Его нет! Если бы это был человек, то можно было бы сказать, что его душа жива, но это не человек, здесь омега, ибо нет продолжения. И опять христианство, как спасительная ладья, призвано спасти душу от отчаяния. Начинаешь понимать, какое благо, когда кто-то есть рядом, пусть не разумный, но друг, понимаешь, как страшно столкнуться с первобытным небытием, в которое ушел и которым теперь стал твой друг, понимаешь какое благо, что Бог сотворил все, что мы видим, понимаешь как много имеем от того, что кто-то рядом с нами дышит, и как пусто и страшно, когда того, что было теперь нет. Христианство не дает тебе забыть причину того, что в мире царствует смерть, ибо возмездие за грех – смерть (Рим.6,23), но за чей грех им платиться такая плата? За грех животных? Но не имея разума, они не имеют и понимания о добре и зле. Расплата за грех Адама, грех Евы и мой и твой личный грех. Если ты христианин, ты не можешь этого не осознавать, а осознавая, у тебя не может не появиться чувства вины и ответственности за то, что в мире происходит, но должно появиться покаяния,  ненависть и отвращение ко греху, который ты совершаешь ведь в нем причина смерти того, которого ты так любишь.  Господь любит животных, Он любит все дело рук Своих и не желает смерти никому, Его любовь идет ради нашего спасения на жертвы, ибо иначе невозможно нам спастись.

Все для нас, - и радость, и горе, и жизнь, и смерть. Смерть наших питомцев - это своеобразная жертва которую приносят они за нас, по вынужденному решению на то Творца, для того, чтобы через боль утраты мы образумились, устремились к покаянию и спаслись. И эта смерть их не напрасна, даже если хоть некоторые окажутся способны ее оценить. Господь Бог все делает для нашего спасения и радости, и скорби служат одному делу - делу спасения бессмертной человеческой души. Ибо Бог ценит дороже всего мира человека, и временное и конечное должно произвести в нас через покаяние вечное и бесконечное. И как прекрасны слова апостола Павла, которыми можно сейчас завершить: «посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно»(2Кор.4,16-18).

 

 


Возврат к списку

алкоголизм архиепископ архиепископ Вадим архиерейское служение Архиерейское служение Благодатный огонь Богородица Богослужение Вадим Василий Комарницкий Великий Пост владыка всенощное бдение губернатор День Победы епархия епископ Максимилиан женская православная гимназия Знаменский собор ИГУ иерей Иннокентий Иркутский Иркутск Иркутская епархия Иркутская митрополия крестный ход Литургия литургия митрополит Вадим Митрополит Вадим молебен наркомания неупиваемая чаша Пасха Патриарх Кирилл Петра и Павла престольный праздник приход проповедь Проповедь протоиерей протоиерей Вячеслав Пушкарев протоиерей Каллиник Подлосинский Рождество Саянская епархия святитель Иннокентий Святитель Иннокентий Серафим Саровский Сияние России собор Богоявления Стефан Бажков сурдоперевод Тельма Торжество Православия Успенский храм хиротония хор Знамение храм часовня Шелехов