Русская Православная Церковь Московский Патриархат

Официальный сайт

 
 Иркутская епархия 
 История 
 Епархиальное управление 
 Отделы 
 Приходы 
Иннокентий Иркутский. Сайт

 

24.08.2018  «Матушка Магдалина – вот это был Человек!» Воспоминания о насельнице иркутского Знаменского женского монастыря монахине Магдалине
07.12.2017  Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября ― 2 декабря 2017 года)
30.11.2017  Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября 2017 года
03.04.2017  Людмила Листова. ВЕК ГРЕХОВ НЕ ЗАМОЛИТЬ…
22.03.2017  Протодиакон Дмитрий Половников. Среда средопостная
02.01.2017  Из истории Иркутского Знаменского монастыря
18.10.2016  Лилия Ладик. Все переносит любовь…
06.10.2016  Священник Димитрий Лобов. Об обидах ближнему
10.09.2016  К 20-летию со дня кончины схимонахини Гавриилы
10.05.2016  Священник Димитрий Лобов. Общение, которое бы возводило нас от земли на небо
25.02.2016  "Там убояшася страха, идеже не бе страх" (Пс.13:5), или несколько слов о Совместном заявлении Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла
28.01.2016  Священник Димитрий Лобов. О молитве
05.01.2016  Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим. О Рождестве Христовом
20.12.2015  Протоиерей Вячеслав Пушкарев. Аксиос тебе Иеффай! О невозможности человеческих жертвоприношений в религии древнего Израиля
05.12.2015  Людмила Листова. Я люблю вас. К сороковинам по Нине Павловой, автору книги "Пасха Красная"
01.12.2015  Светлана Сафина. К Святителю - под белыми парусами. О спектакле иркутского Театра Юного Зрителя «Иннокентий»
09.10.2015  Священник Димитрий Лобов. О христианском отношении к домашним животным
06.10.2015  Священник Димитрий Лобов. О грешниках и рае, праведниках и аде
27.08.2015  Чистые лики. Об иконостасе Спасского храма
12.06.2015  Священник Димитрий Лобов. Возрождение от греха к праведности
05.05.2015  Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим. СЕРДЦЕВИНА РУССКОЙ ПОБЕДЫ
21.04.2015  Священник Димитрий Лобов. Радоница – день молитвы и милостыни
20.04.2015  Вера помогла укрепить семью
08.04.2015  Капитолина Кокшенева. Дело «Тангейзера»
08.04.2015  Протоиерей Андрей Новиков. Необходимые пояснения в связи с нападками протодиакона А. Кураева на Патриарха и Церковь
08.02.2015  Об участии верных в Евхаристии
08.02.2015  Постановления Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2015 года)
29.01.2015  Священник Димитрий Лобов. Путь к радости
26.01.2015  Послание Святейшего Патриарха Кирилла в связи с 1000-летием преставления святого равноапостольного великого князя Владимира
18.01.2015  Слово архимандрита Фотия (Евтихеева) при наречении во епископа Югорского и Няганьского

 Поиск по сайту



 


Главная / Статьи / Статьи


21.02.2009

Из книги Валентины Сидоренко «Первосвятитель Иркутский Иннокентий (Кульчицкий)»

 

Священник Прокопий Громов

 

ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ

 

Вожделенный указ об открытии мощей Святителя получен в Иркутске 19 января 1805 г., и в следующий день воскресный, 22 января, торжественно отправлено Господу Богу благодар­ственное молебное пение. За сим начались приготовления со стороны всех сословий к празднику открытия и перенесения Святых мощей.

Второго февраля, в день Сретения Господня, все духовенство города Иркутска в 8 часов утра было в Вознесенском монастыре. Туда прибыл и епископ Вениамин. В церкви Успения Божией Матери архипастырь облачился, выслушал часы и со всем духовенством имел шествие в пещеру, где почивали мощи Угодника. Над ними отправлена панихида. Потом Преосвященный с старейшими из духовенства взяли из склепа Святые мощи при пении «Святый Боже!» и поставили на уготованном открытом месте. В шести подсвещниках окрест гроба горели свечи. Над мощами еще отправлена большая панихида. По окончании ее Преосвященный со всем духовенством возвратился в Успенскую церковь, в которой начал Божественную литургию с монастырскою братиею; при начале же чтения Апостола протоиерей кафедрального собора Иоанн Затопляев и благочинный Феодор Сухих, приняв от Преосвященного епитрахиль, поручи, омофор и митру, пошли к мощам Святителя и возложили на Него означенные облачения. Между тем над ракою Святителя продолжалось чтение Евангелия. По совершении литургии Преосвященный Вениамин в сопровождении духовенства и почетных граждан опять пришел в пещеру и воздал мощам подобающее поклонение. А затем вход к ним открыт был всем без изъятия.

Накануне предположенного перенесения Св. мощей из-под Тихвинской церкви в соборную монастырскую Вознесенскую, 8 февраля, во всех церквах города Иркутска и в Вознесенском монастыре отправлено было новоявленному Чудотворцу всенощное бдение, в кафедральном соборе самим Преосвященным Вениамином соборне, а в мона­стыре правящим должность настоятеля иеромонахом Иоасафом 1 с братиею. Здесь служба совершалась в деревянной Тихвинской церкви, а на полиелей все служащие сходили в пещеру к мощам Угодника, и тут пели ему Святительское величание, и прочитано было Евангелие. Потом служащие поднялись вверх в Тихвинскую церковь, и здесь докончено было всенощное бдение. Монастырь был иллюминован от усердия граждан. Назавтра, 9 февраля, во всех градских церквах и в Знаменском девичьем монастыре были отправлены литургии в 7 часов утра; затем в Иркутском кафедральном соборе в 8 часов начат был перебор колоколов, а в 9 часов при колокольном звоне во всех церквах начался из собора в Вознесенский монастырь крестный ход с чудотворною иконою Божией Матери Казанской. В Вознесенском монастыре в это время начался благовест к литургии. Коль скоро ход приблизился к обители на полверсты, то Преосвященный Вениамин, ожидавший его в монастыре, и бывший, как и все духовенство, в полном облачении, обратясь к Святым мощам, возгласил: «Слава Тебе, Боже наш! Слава Тебе!» Духовенство запело: «Царю Небесный!» Преосвященный в это время кадил Святые мощи, затем сам, также настоятель монастыря и готовившиеся к служению литургии священники подняли Святые мощи и понесли чрез западные врата монастырские во сретение чудотворной иконы при пении: «Спаси, Господи, люди твоя!» Два диакона над мощами несли рипиды, четыре священника несли над Ними балдахин, устроенный из дорогой материи, кисти которого поддерживали шесть почетных граждан; шесть диаконов окрест гроба несли подсвещники с возженными свечами. Пред мощами два диакона несли запрестольные крест и икону Богоматери, пред ними четыре диакона с кадилами и иеромонахи по два в ряд, им предшествовал благочинный протоиерей Феодор Сухих, окропляя путь Святою водою. Впереди благочинного шел градский голова, коммерции советник Димитрий Мыльников, за ним два бургомистра и двадцать почетных граждан по два в ряд. Во время сего шествия и в монастыре Вознесенском и в Знаменском, и при всех иркутских церквах по условленному знаку был звон во все колокола. При сретении чудотворной иконы Святые мощи поставлены были пред нею на уготованном месте, покрытом сукном. Отправлена лития. По окончании оной и по обкаждении икон и мощей началось обратное в монастырь шест­вие при пении певчими и всем духовенством догматика: «Всемирную славу». По входе в мона­стырь обошли с мощами и чудотворною иконою, с крестами и хоругвями, принесенными из города, вокруг соборной Вознесенской церкви; затем, при подъеме на западное ее крыльцо пет был храмовый тропарь: «Вознесся еси во славу Христе Боже наш». По входе в церковь чудотворная икона поставлена на приличном месте, а Святые мощи среди церкви над амвоном. Преосвященный Вениамин начал в Вознесенской церкви Божественную литургию и в то же время в прочих монастырских церквах: Тихвинской, Успенской и Одигитриевской (Смоленской) — совершаемы были литургии соборне. По малом входе при пении: «Придиите, поклонимся и припадем ко Христу», святые мощи внесены были священниками в алтарь, обнесены вокруг престола и поставлены по правую его сторону. При сем переносе как в обители, так и во всем городе Иркутске и в Знаменском монастыре производился звон. Тут же стояла новая рака, обитая дорогою парчою, в которую по окроплении ее святою водою и положены были епископом Вениамином Cвятые мощи Угодника вместе с прежним Его гробом. По окончании литургии Святыя мощи вынесены из алтаря при пении на 3-й глас тропаря Святителю, сложенного Преосвященным Вениамином:

Светильниче церкви пресветлый, озаривый лучами доброт твоих страну сию, и исцеленьми многими притекающих к раке Твоей с верою Бога прославивый, молим Тя Святителю Отче Иннокентие, ограждай молитвами град сей от всех бед и печали.

По поставлении мощей на уготованное в Вознесенской церкви за правым клиросом место Святителю отправлен молебен с провозглашением многолетия Государю Императору и всему Августейшему Дому, и таковое же молебное пение совершено было и в прочих монастырских церквах. По окончании молебна Преосвященный, духовенство и весь народ с благоговением и с неизглаголанною радостию прикладывались к открытой деснице Святителя, во святых почивающего. (Ныне рука Святителя прикрыта редким флером, а в начале и в течение тридцати лет и этого покрова на ней не было). Когда тысячи народа прикладывались к мощам, архиерейские певчие пели в это время концерты. По окончании всего крестный ход имел обратное торжественное шествие в Иркутск.

Так 9 февраля 1805 г. совершилось торжество открытого чествования и перенесения из деревянной Тихвинской церкви в соборную каменную Вознесенскую Святых мощей прославленного нетлением и чудотворениями первого Иркутского архипастыря Иннокентия, — торжество, прославившее и прославляющее Сибирь, преимущественно Восточную, и с того времени поныне привлекающее ко гробу Угодника поклонников со всей России! На память сего события вот уже более полстолетия в 9 день февраля ежегодно из Иркутска совершается в Вознесенский монастырь крестный ход с тою же чудотворною иконою Казанской Божия Матери, находящеюся в кафедральном соборе. Всенощное бдение на этот день, не только в Вознесенской обители, но во всех иркутских церквах и по всей епархии, бывает с вечера. Храмы, колокольни и церковные ограды люминуются плошками, как в Святую Пасху. Поклонников в монастыре бывает большое стечение, чему способствует покрытие в то время льдом реки Ангары. Таким же порядком бывает всенощное бдение и на память преставления Святителя 26 ноября, и день этот в управление епархиею архиепископа Нила по Высочайшей воле Императора Николая Павловича включен для Иркутской губернии в число табельных. Но тогда не представляется удобства, а иногда и не бывает возможности иметь сообщение с монастырем по случаю покрытия р. Ангары (шугою) льдинами, чрез сплочение которых образуется потом зимний покров ее.

___________________

1 Это время было между устранением от должности настоятельской в 1803 г. архимандрита Иакинфа и между определением, в 1806 г., архимандрита Аполлоса.


Возврат к списку





© 2005-2012 Иркутская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата

Яндекс.Метрика

e-mail: Редакция сайта Иркутской епархии