15.05.2008

Акулич О.А. (историк, преподаватель краеведения ИХУ)

«Иркутские епархиальные ведомости» как краеведческий источник

  

О значении епархиальных ведомостей в деле изучения родного края писали в разное время Н.Ф. Сумцов и А.Н. Пыпин., Г.С. Виноградов и М.К. Азадовский1. По мнению одних ученых особый интерес представляли  сведения о работе христианских миссий и их отчеты, статьи о старинных церквях. Другие, помимо исторического аспекта, обращали внимание на описание народных обычаев, быта и нравов местного населения. Но практически все исследователи до 1920-х гг. обращались к этим церковным журналам как полноценным и достаточно разноплановым источникам. Материалы сибирских епархиальным ведомостей, издаваемых в Тобольске, Иркутске, Томске, Енисейске, Омске, Чите и Якутске, были включены в фундаментальную «Сибирскую библиографию» В.И. Межова. В каждой епархии собственными силами издавались библиографические указатели к собственным журналам. В Иркутске в конце XIX – начале ХХ вв. этой кропотливой работой занимался кафедральный протоиерей Димитрий  Гагарин. При жизни он успел выпустить два указателя к «Иркутским епархиальным ведомостям», доведя библиографию до 1905 г.2 В третьем выпуске Гагарин представил полный состав редакторов, цензоров и сотрудников журнала3. Возможно, автор продолжал работу над епархиальной библиографией, но в 1919 г. о. Димитрий умирает, а в феврале 1920 г. с установлением Советской власти закрывается сам журнал. По  понятным причинам изучение и популяризация этого издания в  последующий исторический период не приветствовались официальной наукой.

В современных условиях повышенного интереса к изучению собственного культурного наследия и современной конфессиональной  деятельности, местные епархиальные ведомости обрели вновь значение первоисточников по целому ряду исторических, этнографических и социологических проблем. 

«Иркутские епархиальные ведомости» - это небольшие и неброские брошюры на газетной бумаге,  составляющие 56 годовых подшивок за 1863-1919 гг. Журнал был адресован, прежде всего, приходским священникам Иркутской епархии, и его подписная цена соответствовала скромному   бюджету сельского пастыря. Издание еженедельного журнала  началось 1 января 1863 г. по благословению архиепископа Иркутского Парфения.  Первым редактором журнала был назначен кафедральный протоиерей Прокопий Громов, цензором – ректор Иркутской Духовной Семинарии архимандрит Дорофей.  

Журнал состоял из двух частей: официальной и неофициальной. Обе части издавались отдельными оттисками с собственной сквозной нумерацией страниц и позже подшивались по усмотрению подписчика в общую или отдельные  книги.

В первый год выпуска официальный отдел журнала - меньший по объему (от 4 до 14 страниц) содержал следующие разделы:

- распоряжения Святейшего Синода и правительственные указы,

- распоряжения епархиального начальства о заложении и освящении церквей, выдаче сборных книг, определении церковных старост, по учебному ведомству,  

 - сведения о награждениях (тексты грамот императора, благословения и благодарности Святейшего Синода и правящего архиерея, информация о наградах священников),

- известия из жизни епархии (о назначениях, перемещениях, увольнениях, об исправительных мерах по отношению к провинившимся, поездках и служении правящего архиерея, происшествия),

- вакансии по Иркутской епархии,

- некрологи,

- объявления и обращения. 

В Прибавлениях (объемом 16-20 страниц) в течение всего 1863 г. публиковались (без указания авторства) отдельные главы будущей исторической монографии протоиерея Прокопия Громова «Начало христианства в Иркутске и святой Иннокентий, первый епископ Иркутский»4.

Необходимо подчеркнуть роль этого священника в создании данного журнала. Выпускник Иркутской Духовной Семинарии и Московской Духовной Академии, один из сподвижников и первых биографов Свт. Иннокентия Митрополита Московского и Коломенского, один из учредителей и действительный член СОРГО,  Прокопий Громов (1800-1880) ко времени создания епархиального журнала имел за плечами уже несколько серьезных исторических работ, посвященных православию на Камчатке, в том числе рукописи  «Историко-статистические сведения о Камчатской епархии» (1857)5 и «О пребывании Лаперуза в Петропавловском порте» и книгу «Слова и речи, произнесенные в Камчатской и Иркутской епархиях протоиереем Прокопием Громовым» (1857), изданную в Санкт-Петербурге. Очень энергичный и образованный священник Прокопий Громов, будучи настоятелем градо-Иркутской Спасской церкви, произносил до тридцати пяти  проповедей в год, сотрудничал в многочисленных епархиальных и светских общественных организациях и исполнял некоторые безвозмездные должности. Отец Прокопий обладал литературными способностями, аналитическим умом и кипучей энергией. Можно предположить, что именно Громов и стал инициатором создания в Иркутске епархиального журнала.

 К моменту учреждения «Иркутских епархиальных ведомостей», уже существовали подобные издания в Киеве, Ярославле и других городах. Структура журнала была утверждена Святейшим Синодом и была едина для всех вновь учреждаемых епархиальных ведомостей. На протяжении всего периода существования журнала, в нем неизменно присутствовали официальная часть (с указами общегосударственного и местного значения) и неофициальная (включая церковную историю, проповеди, миссионерские  статьи и епархиальную хронику).      

В первых номерах журнала были опубликованы данные обо всех официальных органах Иркутского епархиального управлении: списки членов Иркутской Духовной консистории и попечительства о бедных, благочиний, благочинных, настоятелей монастырей, миссионеров, депутатов епархиальных съездов, полный состав духовно-учебного ведомства, сведения о церковных старостах и их деятельности. Вслед за этим на страницах ведомостей публикуются подробнейшие отчеты о деятельности Иркутской Духовной семинарии, Иркутского Духовного училища, Иркутского Духовного училища для девиц, Попечительства о бедных. Данные публикации характеризовали уровень развития духовного образования, взаимодействие церкви с гражданским обществом и делали прозрачной экономическую деятельность духовного ведомства. Подобная практика публикации отчетов сохранялась до самых последних лет существования журнала.  

  В последующие годы количество номеров «Иркутских епархиальных ведомостей» сократилось с 52 до 24. Журнал выходил два раза в месяц, объем варьировал от 25 до 54 страниц. Распределение материала на «Официальный отдел» и «Прибавления» оставалось прежним, хотя изменилась структура официального отдела. В нем были выделены рубрики:

- архипастырские благословения, награды,

- отчеты различных учебных заведений духовного ведомства Иркутской епархии,

- разрядные списки учеников Иркутской Духовной семинарии и Иркутского Духовного училища,

- перемещения по службе, вакансии.

Один раз в год публиковалось расписание произнесения проповедей священниками в кафедральном соборе на следующий год, материалы ежегодных епархиальных съездов духовенства Иркутской епархии. 

В Прибавлениях имелись тематические комплексы (без обозначения  рубрик):

- информация об архипастырском служении,

- «Беседа в неделю...» или «Слово в день...» (слово владыки и проповеди  священников епархии, произнесенные в кафедральном соборе в присутствии высшего духовенства),

- исторические очерки отдельных храмов и церковных школ,

- известия и заметки из приходов, 

- некрологи,

- объявления.

В этой же части журнала публиковались краткие биографические справки об учителях духовного ведомства, статьи дискуссионного характера, касающиеся методики преподавания учебных предметов, правила обращения со святыми иконами во время крестных ходов по селениям, практические указания по ведению приходской документации,  речи и послания, перепечатанные из центральных изданий.

В течении ХХ века в журнале регулярно печатались путевые дневники священников, сопровождавших владык в миссионерских поездках по епархии. В них было отражено состояние приходов и настроение прихожан в самых отдаленных уголках Иркутской епархии. Особое внимание уделялось церковно-школьному делу, подготовке учителей для церковных школ. В них рассказывается о взаимоотношениях духовенства с мирянами, о главных достопримечательностях и местных святынях, о пороках и добродетелях каждого из посещенных приходов. Здесь же излагаются характеристики и жизненные истории  сельских священнослужителей. Подобные путевые дневники, написанные добротным языком, не лишенные художественной формы, являются своего рода «художественными духовными фотографиями местной епархиальной жизни и ее деятелей». Один из таких дневников, написанный в 1913 г. протоиереем Николаем Пономаревым по результатам поездки епископа Евгения (Зернова) в Киренский уезд, переиздан сегодня отдельной книгой6. В  издание включены фотоиллюстрации этого путешествия из личного фонда о. Н. Пономарева, хранящегося в Государственном архиве  Иркутской области.  Книга снабжена обширным научным комментарием и справочным аппаратом и может служить образцовым энциклопедическим краеведческим  источником.  

 Растущий сегодня интерес исследователей к собственным родословным приводит их к изучению архивных материалов. Но предшествующим этапом в этой работе непременно должны быть «Иркутские епархиальные ведомости». На страницах журнала упоминаются имена не только представителей духовенства, но и жертвователей, общественных деятелей, церковных старост из крестьянского, мещанского и купеческого сословий. Юбилейные статьи и некрологи, публикуемые в ведомостях, посвящены не только священнослужителям, но и наиболее уважаемым прихожанам-благотворителям. Что касается духовенства, то по одной рубрике «Вакансии и перемещения» можно составить генеалогические схемы двух-трех поколений сибирских священников.

В первые десятилетия своего существования епархиальный журнал имел исключительно повествовательный характер. В начале ХХ в. в нем начинают печататься материалы дискуссионного характера, касающиеся прежде всего проблем образования. Под напором общей демократизации прессы, в центральных изданиях появляются критические статьи в адрес епархиальных ведомостей вообще, призывы к сельскому духовенству свободно общаться и громче заявлять о своих наболевших проблемах на страницах епархиального издания. В то же время, критики предлагают поручить редактирование журнала «лицам свободным от посторонних занятий, любящих это дело, и не чуждых епархии»7.  Иркутские редакторы епархиального журнала в ответ на критику указывают на собственный приоритет публикаций, отражающих местную жизнь. Три четвертых всех сообщений за последние восемь лет - это письма и статьи сельского духовенства. Что касается редакторства, то эти обязанности до самого закрытия журнала выполняли образованнейшие люди из духовенства: архимандриты Модест и Мелетий, ректоры Духовной семинарии Григорий и Евсевий, протоиереи Афанасий Виноградов и Иннокентий Подгорбунский, архимандрит Евгений (Зернов), о. Иоанн Дроздов и другие.

 На страницах «Иркутских епархиальных ведомостей» можно найти отклики на все общественно значимые события эпохи и официальную оценку этих событий православной церковью. Так, первая волна забастовочного движения, прокатившаяся по стране в 1901 г., привела к беспорядкам и хулиганствам в Иркутской Духовной семинарии. Ректор семинарии архимандрит Алипий (окна которого забастовщики закидали булыжниками) в своей проповеди, произнесенной в кафедральном соборе,  спокойно, никого не предавая анафеме, рассуждает о последствиях случившегося для государства в будущем: «Такое положение вещей, при котором юноши становятся распорядителями в стране и руководителями народа, по свидетельству Священного Писания, служит знаком гнева Божия на народ»8.

Слова и проповеди, публикуемые в «Иркутских епархиальных ведомостях», искусно сопрягают историю с современностью. А форма их построения является образцом логики, эрудиции и ораторского искусства сибирского духовенства.

В целом, «Иркутские епархиальные ведомости» являются ценным  источником по истории православия, архитектуры и культуры, народного образования, социального служения Русской Православной Церкви, сибирской генеалогии и ораторского искусства. Работа с этим источником  осложнена отсутствием полного библиографического указателя. Создание такого (в идеале аннотированного) указателя является сегодня одной из насущных задач краеведческой библиографии. А создание именного указателя к журналу помогло бы  вернуть из небытия многие добрые имена в истории нашего края.   

 

Примечания

  1. Сумцов Н.Ф. Губернские и епархиальные ведомости как пособие при изучении русской истории и этнографии // Киевская старина, 1885. № 2.; Пыпин А.Н. История русской этнографии. Т. IV. СПб., 1892.  С. 448-449; Азадовский М.К. Задачи сибирской библиографии // Сибирские записки, 1919. № 6. С. 97-115; Виноградов Г.С. Родиноведение в школе // Вестник просвещения. Чита, 1921. №1. С. 25-35; № 5-7. С. 63-78.

  2. [о. Д. Гагарин]. Указатель к Иркутским епархиальным ведомостям с 1863 по 1888 год. Часть 1-я. Иркутск, 1889. 264 с.;  Указатель к Иркутским епархиальным ведомостям за шестнадцать лет (1888-1904 г.) (Выпуск второй). Составил Градо-Иркутского Кафедрального Собора священник Димитрий Гагарин. Иркутск, 1905 г. 138 с.

  3. Указатель к Иркутским епархиальным ведомостям. Выпуск третий. Редакторы, цензоры и сотрудники Ведомостей с 1863 по 1904 г. Составил Градо-Иркутского Кафедрального Собора священник Димитрий Гагарин. Иркутск, 1905. 23 с.

  4. В 1868 г. монография была издана с указанием авторства См. Громов П. «Начало христианства в Иркутске и святой Иннокентий, первый епископ Иркутский». Иркутск, 1868. 408 с. 

  5. Возможно, через четыре года эти материалы автор опубликовал в Киеве. См. Громов П. Историко-статистическое описание Камчатских церквей // Труды Киевской Духовной Академии. 1861. Т. 1. № 1. С. 28-72; № 2. С. 138-194.

  6. Пономарев Н.А. Поездка Преосвященного Епископа Евгения в Киренский уезд в июне-июле месяцах 1913 г. / публ. и авт. вступ. ст. Т.А. Крючкова, А.И. Шинковой; коммент. Т.А. Крючковой. Иркутск, 2007. 232 с.

  7. ИЕВ. 1903. № 20. С. 474.

  8. ИЕВ. 1901. № 9. Прибавления. С. 230.
     

 

 

 

 

 


Возврат к списку

алкоголизм архиепископ архиепископ Вадим архиерейское служение Архиерейское служение Благодатный огонь Богородица Богослужение Вадим Василий Комарницкий Великий Пост владыка всенощное бдение губернатор День Победы епархия епископ Максимилиан женская православная гимназия Знаменский собор ИГУ иерей Иннокентий Иркутский Иркутск Иркутская епархия Иркутская митрополия крестный ход Литургия литургия митрополит Вадим Митрополит Вадим молебен наркомания неупиваемая чаша Пасха Патриарх Кирилл Петра и Павла престольный праздник приход проповедь Проповедь протоиерей протоиерей Вячеслав Пушкарев протоиерей Каллиник Подлосинский Рождество Саянская епархия святитель Иннокентий Святитель Иннокентий Серафим Саровский Сияние России собор Богоявления Стефан Бажков сурдоперевод Тельма Торжество Православия Успенский храм хиротония хор Знамение храм часовня Шелехов