Слово митрополита Иркутского и Ангарского Вадима на открытии выставки «Устроитель дома Божия», посвященной 100-летию со дня канонизации святителя Софрония Иркутского

Слово митрополита Иркутского и Ангарского Вадима на открытии выставки «Устроитель дома Божия», посвященной 100-летию со дня канонизации святителя Софрония Иркутского

Выставка "Устроитель дома Божия"

Это было одно из последних и, можно сказать, очень редких действий Священного Синода, тем более Поместного собора, собора 1917-1918 гг., на котором и было провозглашено то действие, которое мы называем канонизацией, и вот среди этих немногих деяний, было именно деяние, посвященное памяти именно святителя Софрония. Оно того стоила, стоило, потому, что была совершенно необычайна жизнь этого великого святителя, и не только его жизнь, но и то, каким образом и по смерти своей, он в различного рода духовных деяниях помогал людям, обращающимся к нему.

Когда мы говорим о духовной жизни нашего края, мы, чаще всего, вспоминаем образ святителя Иннокентия, нашего первого святого и наиболее известного всем нам. И не случайно имя его было настолько распространено, что очень многие, даже здесь присутствующие, в той или иной мере имеют либо отчество, либо имя святителя Иннокентия. И это знаменательно, потому что был необычайный подвиг святителя Иннокентия. А вместе с тем, он трудился всего лишь только около пяти лет. Вот за эти пять лет он оставил о себе таковую память.

Святитель Софроний также был уроженцем Малороссии, и здесь для него также был совершенно необычайный экскурс в служение, далекий край, как таковой, но темне менее он оставил следы своей деятельности, благоприятной, светлой и на земле Украинской, в Петербурге, где был одним из избранников императрицы, которая ему за его труды и за расположение к нему подарила саккос. А саккос в ту пору, и расшитый ее руками, - это была награда, награда особая и особого благоволения, потому что ни одним днем и не одним годом даже это вышивалось. Но и, кроме того, священнослужители только некоторые носили саккос, а у других его не было. И Софронию, направляющемуся сюда, был дан саккос императрицы, и в этом явилось её благоволение.

Служение его проходило здесь многотрудно и многосложно, и можно было бы соотнести его с величайшим подвижником, потому что нужно учесть, какая это была пора. Это 18-е столетие, это годы некоего неустройства, это годы, когда Сибирь получала только свое становление, по сути дела, во всех ее ипостасях, начиная от духовного мира и включая вместе с тем и образование, что было одним из попечений святителя Софрония. Он строил здесь храмы, он строил школы, способствовал всячески образованию здесь, процветанию его, способствовал различного рода культурам, и, прежде всего, способствовал, конечно же исправлению нравов, до той поры бывших довольно дикими в некоторых своих проявлениях.

Святитель Софроний здесь трудился не ленностно, усердно и с таким успехом, что было поразительно. Начал с небольшого количества приходов и тех или иных точек, в которых проявлялась духовная жизнь, и Иркутская и Нерченская епархия (такой носила титул) обрела великое значение свое. И уже в жизни свое он прослыл человеком святым. И к нему обращались, и он помогал всем и вся во всех нуждах и, помогал и по смерти своей, смерти чудодейственной. Его тело в жару находилось в Богоявленском соборе непогребенном и не подвергалось тлению многие месяцы, пока прибыл епископ для его погребения. Но и в последующем это особо ощутимо, да и доныне образ святителя Софрония является для многих из нас назидательным, является для нас образом, к которому мы обращаемся в молитве, и многие-многие его почитают.

Мы же воздаем ему честь за его труды, труды поистине апостольские, труды святительские, труды подвижнические, благовестнические, воздаем должное его устроению, его молитвам, и для нас это имеет огромную значимость, что в числе святых мы имеем такого удивительного святителя, к которому могут быть обращены и наши молитвенные взоры и, по сути дела, слава и достоинство нашей Сибирской земли.

16.06.2018