«Точию Тебе распята...». Проповедь митрополита Иркутского и Ангарского Вадима на Пассии

«Точию Тебе распята...»

Проповедь митрополита Иркутского и Ангарского Вадима на Пассии 

Пассия в кафедральном соборе Богоявления. 2 апреля 2017 года

<..> Невольно посредством Святого Евангелия мы переносимся в то далекое время, две тысячи лет назад, переносимся в Иерусалим и видим картину, когда город наполнен различными людьми, прибывшими на праздник Пасху. И особое место скопления, вне города, стоящее на Голгофе, где собралось множество людей, которые неистовствовали, вопили «распни, распни Его», всячески желали его смерти. К ним простирался голос прокуратора, говорил им: «Царя ли вашего распну?» и обещал отпустить им, но они вместе с тем вопили: «кровь Его на нас и на чадах наших!».

И, наконец, перед нами предстает это зрелище… Зрелище Голгофы, на которой высится древо Креста, древо позора, древо, в которое все свое неистовство, все свое озлобление, весь свой гнев и зависть вложило ветхозаветное иудейство, вложило и вознесло на этот Крест Божественного Учителя Христа Спасителя.

Мы видим Его распятого, по правую и по левую сторону распяты и другие, разбойники. Представлять их нет смысла, они были ведомы всему городу, и не только городу, но и всей стране, ибо их беззакония превзошли ожидания и меру той вины, за которую они были распяты. И вознесение их на крест не представляется ничем необычным.

Но вот мы взираем на другой Крест, Крест, стоящий посреди этих крестов, и видим распятого нам незнакомца, которого, может быть, ведали не много людей. В чем же Его вина? Что Его вознесло на Крест?..

Какими-то преступлениями он не был известен. А те, кому Он был известен, знали Его как Учителя, знали Его, как Того, Кто нес в мир мир. Того, Кто говорил о любви, кто творил эти дела любви, творил дела милосердия, исцеляя болящих, даруя зрение ослепшим, заставляя ходить тех, которые уже не могли двигаться долгие годы, возвращая здоровье различным людям, Восстанавливая, наконец, и их самую жизнь. Что свершилось тогда, когда исцелена была и воскрешена дочь Иаира, а затем и друга Его Лазаря Четверодневного, который в ту пору уже смердил, и того воскресил Христос Спаситель.

Все это знало человечество. Ветхозаветные определенные существующие связи позволяли по слухам знать все, что происходило в эту пору. И они знали, и ничего другого не могли найти на Него, никакой вины. И не случайно Пилат вопрошает, в чем же Его вина, в чем они видят Его виноватым? И искал свидетелей, которые были в той или иной мере достоверными, чтобы вознести Христа на Крест, но таковых не находил. Нашлись лишь два, которые сказали, что Он говорил, что может в три дня разрушить церковь и ее создать. И вот это-то, по сути дела действительно, каким-то образом и было произнесено Христом Спасителем. Но было сказано не о том рукотворенном храме, который они видели, в котором находились, но говорил он храме души, о храме духа, храме своем, и не только храме духа, но и храме тела, в котором пребывал как богочеловек.

Так в чем же Его вина? Почитаем: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский», - вот Его вина… Вот Его вина. И этого простить Ему ветхозаветные иудеи не могли, никак они не могли принять Его их царем. Никак они не могли  Его принять, потому что все их существо, все их представление о вере, оно противоречило тому, о чем говорил Христос. Они говорили о различного рода том, что являлось выражением их религиозности, и оно являлось физическим, обрядовым – мытье рук, очищение, не вкушение определенной пищи. А Христос говорил о духе, о наполнении учения духовной сущностью, исполнения его любовью, наполнения его тем высоким содержанием, которое, действительно, и сейчас, и поныне нас восхищает и возносит горе, когда мы об этом думаем. Не хотели они принять. Это было им неведомо, и, более того, зависти ради, понимали, что где-то правда находится в Нем, но не хотели ее признать. И они Его распяли. И эта зависть не имела предела. Понимали. Что сделать так, как делает Он, они не могут, ибо не было у них власти, ибо не от Того они были посланы и не Тому они были привержены. И это ни в коей мере не было для них доступным. И потому и выразилось это в жесточайших мучениях, которым они подвергли Христа Спасителя.

Несколько ранее мы вспомним и тот отрывок, когда Христос Спаситель, который находился в Гефсиманском саде, Он просил Господа, когда представлялась перед Ним вся та Чаша, Которую Ему надлежало испить, да минует Его Чаша сия, и говорил «да не будет воля Моя, но воля Твоя», обращаясь к Отцу Небесному. Вот эту-то Чашу и испил Божественный Учитель, наш Христос, который пришел в этот мир спасти человечество, воссоздать человека, разрушить те тенета, то есть те различного рода узы, которые сдерживали человека в грехе, и открыть перед ним вновь Царство Божие, нарушенное нашими прародителями Адамом и Евой. Но не познал этого человек, не признали Его и не могли понять, и потому и вознесен был на Древо Крестное Христос Спаситель. Он Царь духа, а Он им таким не нужен.

Им нужен был в то время другой царь, которого они ожидали, что Он таковой, когда совсем еще недавно вопили «осанна Сыну Давидову! благословен
Грядущий во имя Господне!», - когда видели в Нем, именно в Нем, видели того, кто будет избавителем и, прежде всего, возвысит род еврейский, избавит их от римского владычества, возвысит род, чтобы они стали повелителями, но не повелителями духа, а повелителями, прежде всего, своих похотей, своей физической сущности, своего разумения смысла жизни. Они ожидали того, что он создаст возглавит восстание и свергнет римлян. Но этого не произошло. И вот, обманувшись в этом, они всецело Христу Спасителю отомстили, вознеся Его на Крест. И написали: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Именно это написанное их и возмущало. Они не могли принять, но то, что уже написал Пилат и было принято.

Минуло две тысячи лет. Мы с вами снова мысленно переносимся на Голгофу… А какое отношение имеет это к нашему нынешнему современному состоянию. И должны признать, если подойдем к этому со всем глубоким осознанием, с пониманием, с определенным смыслом глубокого осознания происходящего, должны признать, что все повторяется…

И сейчас все также. Все также перед нами Христос. Для нас является ли Он Царем духа? Является ли Он той доминантой, которая влияла бы на наше с вами поведение, нашу с вами жизнь, наш с вами смысл жития, как такового? И должны мы сожалеть, увы, нет… У нас множество различного рода божков существует, которым мы служим. А эти божки – это наши страсти, наши привязанности, наше представление о благополучии, наше представление о счастье и смысле жизни, который отнюдь не заключен в том, о чем говорит Христос Спаситель. «Я есть путь, истина и жизнь», - говорит Христос. Об этом никогда не стоит забывать. Потому что это доминанта, это основное, что есть в христианском учении, и что является, по сути дела, основополагающим в основе человеческого спасения, домостроительства спасения человечества. Поэтому для всех из нас сегодня происходящее – это та же Голгофа, и мы себя обретаем, или среди тех, кто верует в Христа, которыми были немногие, - Матерь Божия и жены мироносицы, являемся ли мы теми, которые убоялись креста, и такое существует в нашем обществе, такими оказались ближайшие ученики Христа и разбежались страха рад иудейска, являемся ли мы теми, кто распинает Христа, кто возносит Его на Крест. И это распятие, прежде всего, наша греховная жизнь, наше неверие, наше отрицание порой, и не просто, порой, случайность, в силу нашего небрежения, в силу нашего несовершенства, но часто осознанное… Мы учим своих детей чему угодно, но не учим их главному, - быть людьми, которые бы знали свои корни, кто их Творец и в чем смысл их жизни, что должно их отличать в этой жизни, а учим, порой иному, учим премудрости жизни этой, тогда, когда научаем их как подойти к той или иной жизненной ситуации, обмануть кого-то, кого-то оболгать, кому-то подставить подножку, может быть фигурально, а может быть и воочию, - вот зачастую в чем выражается наше поучение. И не знаем, не ведаем, что творим. И тогда, действительно, то, что вопили иудеи, - «кровь Его на нас и на детях наших», - она, эта кровь и на наших детях, потому что и они виновны. Может быть, потому и тяжела наша жизнь. И не только может быть, а совершенно очевидно, потому она и непереносима, что мы далеки от источника света, что в жизни своей распинаем Христа, возносим Его, в нашей жизни Он не является тем Царем, который бы доминировал и определял смысл жизни нашей. В нашей жизни Он, в лучшем случае, занимает лишь только периферическое сознание, которым мы уверяем, в силу не веры нашей, а зачастую, в силу нашего обрядоверия, а в силу некоторого суеверия. Пойду в храм, сделаю это, чтобы что-то не случилось, что-то такое, чтобы Бог не покарал. Да не карает Бог, мы сами себя караем. А Бог ищет любви, нашей любви. Не потому что она ему нужна. Он самодовлеющий, а потому что эта любовь может быть любовью, которой мы можем поделиться с живущими здесь в мире, этой любовью со всеми нас окружающими. И тогда, может быть, мы бы в каждом человеке мы увидили образ и подобие Божие, и может, воздержались от грубого слова, от поступка, от того или иного действия, которое бы, действительно, свидетельствовало о том, что мы среди распинателей Христа. И вот поэтому-то, дорогие братья и сестры, сегодня Святая Церковь призывает: не даждь нам ино что ведети, - ничто другое, только Христа распята. Аминь. 

___________

* («Иисусе, скончаваяйся в муках, даждь ми, да сердце мое не судит ино что ведети, точию Тебе распята», - акафист Страстям Божественным Христовым)

04.04.2017