Об оскудении духовном. Проповедь митрополита Иркутского и Ангарского Вадима

Об оскудении духовном. Проповедь митрополита Иркутского и Ангарского Вадима

24 января 2016 года, архиерейской служение в Христорождественском храме Иркутска

Дорогие братья и сестры! Все мы сегодня с вами прославляем Христа рождшегося и Христа крестившегося и осмысливаем величие и значимость этих двух праздников. В древности эти праздники совершались в один день и именовались и Рождеством Христовым, и Богоявлением, что, по сути, отвечало действительно историческому происхождению.

Сегодня мы с вами, когда живем в этом мире, зачастую испытываем различного рода искушения, различного рода тяготы, лишения, и, по сути сказать, живем-то мы с вами очень и очень трудно, очень трудно и сложно. Жизнь наша столь непроста, а зачастую бесперспективна, в которой мы не видим смысла, в которой не усматриваем того, чтобы нас в этой жизни держало, чтобы бы было в этой жизни стержнем, на котором бы созидалась вся наша жизнь, все наши поступки, все наши мысли и наши устремления. И такое, дорогие братья и сестры, происходит сейчас повсеместно. Хотя, казалось бы, те экономические трудности, те нестроения, те различного рода искушения, который мы испытываем, живя в этом мире, они и ранее имели место в истории человеческой. Но никогда, никогда не было такой безысходности, никогда не было этого состояния, когда человек жил столь безрадостно.

Вспоминая старые, древние времена, наших предков, мы знаем, что они испытывали различного рода тяготы материального порядка. И не только материального, но вместе с тем, они жили более одухотворенно. Они жили более весело, более радостно, жили с большими надеждами преодолеть те или иные тяготы, преодолеть голод, преодолеть разруху, затем войну, испепеляющую как таковую. И я еще в своем детстве припоминаю, как уже спустя десятилетия, фронтовики вместе с тем  был исполнены невиданного оптимизма, неведомого сегодня всем нам. Неведомого потому что некое уныние, запустение, прежде всего духа, его уныние мы испытываем сегодня с вами. Хотя живем, если говорить о материальном положении, не столь уж трудно, как жили наши с вами предки. И перспективы или надежды, радости на будущую жизнь у нас, к сожалению, не существует.

Мы видим, как разлагается общество, как те древние ценности разрушаются: ценности семьи, ценности, связывающие родителей и детей, родителей и предков, как таковых, мы видим, как разрушаются ценности семьи, когда существуют братские или сестринские отношения, и видим, как все это канет в небытие. И уже совсем редким явлением является то состояние, когда люди, хотя бы в какой-то мере пытаются дружить между собой, быть в добрых отношениях, радоваться радостям этих людей и скорбеть их печалям как таковым. Увы, к сожалению, мы видим, что сейчас это все миновало, миновало, потому что человек, погрузился в свой эгоцентризм, в свой эгоизм, и он уже живет только своими личными удовольствиями, своими личными побуждениями, именно стремлением к этим удовольствиям и их достижению, и это представляется смыслом его жизни.

Человек обогащается, приобретает те или иные вещи, которые ему нужны, а, может быть, и совсем не нужны. И в этой своей погоне обогащения, он, по сути дела проводит всю свою жизнь, каким-то образом стремясь к этому благосостоянию, и вдруг, спустя уже какое-то время понимает, что достижение их уже не приносит радости. Оно уже не может радовать человека и вселять для него то чувство торжества, сопереживания счастья, которое присуще человеку. И тогда, зачастую человек задумается: «А что есть жизнь человеческая?». И должен сказать, что чаще всего, все наши с вами земные попечения – суета сует. И так проходит наша с вами жизнь. Все наши с вами побуждение тщетны, тщетны, потому что не имеют вечного начала, не имеют того стержня, который именуется вечностью духовной, на которую должна была бы нанизываться вся наша с вами жизнь. И мы видим, что это земное благополучие лишь ввергает нас в еще большее страдание, большее переживание, когда мы думаем о курсе валют, о той или иной цене нефти и прочих вещей, как это скажется на нашей с вами жизни.

Мы меньше всего задумываемся, а что же по существу лежит в основе всего этого переживаемого нами нестроения. А в существе этих проблем лежит, дорогие братья и сестры, оскудение духовное, - это то, что мы с вами, действительно, отдалились от Царства Божия, от Царства Божия, которому мы посвящаем жизнь свою в святом Крещении, от Царства Божия, которое должно было бы происходить во исполнение заповедей христианских, которые отнюдь не человеческое творение, не человеческие домыслы, но Божественное откровение. Откровение, как нужно жить человеку, на чем зиждить человеческие отношения, общественные отношения, устройство и государственное как таковое. И вот, когда мы с вами это понимаем, то вдруг видим, насколько мы с вами далеки от этого. И вот удаление от этих идеалов, от идеалов духовности, от идеалов христианских, от любви Божией, которая все пронизывает и которая сама все возгревает и сама, по сути дела, дает ту энергетику благодати Божией, которая способствует силе, способствует возможностям и человеческим способностям жить в этом мире, принося определенную пользу и созидая свое личное спасение, - вот это является для нас весьма важным.

Не случайно в сегодняшнем евангельском чтении мы слышим: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». Можем ли мы сказать, что это Спаситель сказал, обращаясь только к Его современникам? Отнюдь нет. Как все слова, и эти слова Божественного Учителя Христа Спасителя для нас являются немеркнущими, являются вечными, и именно для нас они сегодня взывают о таковом состоянии. Покайтесь, приблизилось Царство Божие! А нам есть в чем каяться. Каяться необходимо в привязанностях к миру, к его лживым сокровищам, каяться необходимо в своих согрешениях, в своем отвержении любви Божией, в неверии, в том, что проводим жизнь свою во грехе. И когда удивляемся, почему же мы страдаем, болеем, скорбим, то не часто ли мы задумываемся о том, что является причиной наших скорбей и наших болезней. А может, мы еще большего заслуживаем? В силу того состояния, в котором сами находимся, живя в этом мире?

Тогда, когда, вместе с тем, вечность, она всех ждет нас. Царство Божие, оно приблизилось к каждому из нас. Никто, никто из нас не может сказать, сколько он проживет, какой будет уже следующая минута его жизни. Никто из нас не может спланировать такую жизнь и сказать, что в определенный период жизни он сделает то-то, а, спустя определенный период жизни, нечто иное, таким образом спланировав свою жизнь и оставив время, может быть, в лучшем случае на покаяние, на то, чтобы обратиться к воле Божией, обратиться к Богу. Обращение к Богу не дается просто, к нему идут всей своей жизнью, и, прежде всего, всей полнотой душевных и духовных, сердечных переживаний, таких, может быть, как были у многих святых. И в частности, преподобного Феодосия Великого, чью память мы сегодня прославляем. Таких, может быть, переживаний, которые были присущи Крестителю Предтече Спасову Иоанну, таких переживаний, которые испытал разбойник в единодесятый час, можно сказать, в мгновение, когда увидел распинаемого с ним Господа и вдруг проникся к Нему верой, доверием, которому верил всю свою греховную, разбойничью жизнь и получил за это Царство Божие. Он первый вошел, он первый услышал: «Уже сегодня со мною ты будешь в Раю».

Сегодня, дорогие братья и сестры, этот голос: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божией», - он звучит для всех нас. Потому, что если мы будем прибывать в этом состоянии своей духовной жизни, в таком состоянии греховности, то ничего в этом мире ожидать позитивного, доброго мы не можем. Мы можем только ожидать скорбей, печалей и болезней. Только с этой помощью неоскудевающей, благодатной мы можем, действительно, совершать дело своего спасения. И тогда вся самая жизнь наша, даже пусть она материально не будет столь благополучна, но она будет исполнена света, исполнена смысла, исполнена того великого смысла, который делает нас гражданами Небеснаго Царства, а это так важно.

Я сердечно всех вас поздравляю с праздником и призываю на вас Божие благословение!

26.01.2016