Русская Православная Церковь Московский Патриархат

Официальный сайт

 
 Иркутская епархия 
 Епархиальное управление 
 Отделы 
 Приходы 
Иннокентий Иркутский. Сайт

 Поиск по сайту



 


Главная / Проповеди / Проповеди


10.12.2015

Проповедь иеромонаха Ефрема (Пашкова) в праздник иконы Божией матери, именуемой «Знамение»

Божественная литургия в престольный праздник в Знаменском женском монастыре. Архиерейское служение 10 декабря 2015 года.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы прославляем чудотворный образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, который именуется «Знамение». Это чудо произошло в Великом Новгороде, когда город был осажден суздальским полками, одна из стрел попала в лик Пречистой Богородицы, и из иконы потекли слезы. И вот в память этого события этот образ стал именоваться «Знамение». Сам этот образ Божией Матери принадлежит к типу Оранта, то есть молящаяся, на которой Пречистая изображается всегда с воздетыми руками в молитве Своему Сыну за человеческий род.

Мы почитаем Пресвятую Деву, именуем Ее «честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим», мы называем Ее Богородицей. И часто вот эти слова настолько стали привычны для нас, что мы забываем их великое значение, какую смысловую, вероучительную нагрузку несет вот это наименование Пречистой Девы – Богородица. Совсем не случайно, что в 20-е годы IV столетия, когда архиепископ Константинопольский Несторий начал называть Марию христородицей вместо Богородицы, в городе поднялось волнение, начался мятеж. С глубокой древности, с апостольских времен, Пречистую Деву именовали только так – Богородица. Это наименование говорит нам о многих и важных вещах. И в первую очередь, оно говорит нам о той любви Бога, которую Он имеет к человеку, имеет к своему созданию. Уже первые мужи апостольские, такие как Ириней Лионский, учитель Церкви Тертулиан, в своих творениях высказывают одну такую мысль, которая действительно является краеугольной, – Бог становится человеком, чтобы человек стал Богом по благодати.

ÎГосподь приходит на землю за тем, чтобы спасти человека. И вот отрицание наименования Марии Богородицею, оно ведь отрицает и весь догмат искупления, догмат спасения человека от греха, проклятия и смерти. Ведь не случайно сразу святитель Кирилл Александрийский и многие другие отцы восстали против Нестория и начали защищать вот это наименование Пречистой Девы именно как Богородица. А все ведь просто. Действительно, если мы отрицаем, что Она Богородица, если мы это не признаем, то возникает и другой вопрос: «А кто тогда совершил спасение человека?». Если называть Деву только христородицею, то это говорит о том, что Христос – это простой человек. И какая же тогда польза для всего человечества в том, что от Марии родился человек Христос, в котором Бог обитал как в храме? Как же может тогда человек получить спасение и избавиться от греха, который мучает и губит человека? Именно в этом и заключается великое наименование Ее Богородицею.

Ведь и до Христа были великие праведники. Моисей, которого называют Боговидцем. Авраам. Ной, о котором сказано, что он ходил перед Богом, а это не просто значит ходил, а был всегда с Богом. Пророк Божий Илия, который так же получил видение Бога и живым был вознесен на Небо на огненной колеснице. Зачем тогда нужен был приход Христа, зачем тогда нужен был приход Бога, если вот простые люди могли достигать таких высот святости? И вот на это отцы делали и делают всегда упор. От Девы Марии родился Богочеловек, родился Тот, Кто в одной личности, в одной ипостаси, соединил две природы – Божественную и человеческую. Родился Тот, Кто является Творцом вселенной, Кого предвечно рождает Отец. И Он является и человеком, во всем подобном нам, кроме греха. Именно от Пречистой Девы Господь принимает человеческую плоть, становится подобным нам человеком. Именно от Девы Марии рождается Христос, рождается Богочеловек. Вот почему, действительно, Она является не просто Девой, Она является не просто Материю, Она является Той, кто родила Бога, кто родила Богочеловека. И почитание Пречистой основано ведь именно на этом.

Нас часто упрекают разные еретеки, протестанты, в том, что мы воздаем такие почести Пречистой Деве Богородице, делаем Ее чуть ли не равной Богу. Но это все ложь, это все просто наветы. Православная Церковь никогда не ставила Богородицу выше Бога. Она всегда почитала Пречистую Деву как первую ходатаицу о человеческом роде перед Своим Божественным Сыном. Ведь можно привести такой пример из нашей повседневной жизни. Вот есть человек, который занимает великий и большой пост – это может быть министр, губернатор, правитель, царь. И у него есть мать. Сам я боюсь подойти к этому человеку, я вроде его и не знаю, но я знаю ту, которая его вырастила. Я могу подойти к ней и сказать, попросить ее: «Походатайствуй перед своим сыном, чтобы он помог вот в этом и в этом деле». Неужели такой человек откажет своей матери в такой вот простой помощи? Однажды, один подвижник размышлял и задавал такой вопрос: «Господи, а не оскорбляет ли Тебя то, что мы вот так почитаем Пречистую Деву Богородицу?». И Господь ответил этому подвижнику на его молитву: «Разве может почитание Матери оскорбить или унизить Сына?». На этом и основывается почитание Пречистой Девы. Она, Которая на Своих руках носила Богомладенца Христа, Своей грудью вскормила Его, воспитала – Она и является нашей помощницей и молитвенницей перед Своим Сыном.

В одном духовном канте, который часто пелся в нашей стране, и до сих пор его исполняют, есть такие слова «чем Тебя я, Госпоже, порадую?». А порадовать Пречистую Деву каждый из нас может только истинно христианской жизнью по заповедям Ее Божественного Сына. Это самая лучшая благодарность, которую верующее сердце может принести Пресвятой Богородице, когда человек старается исполнять своей жизнью те Божественные заповеди, которые оставил нам в святом Евангелии Христос Спаситель. Аминь.



Возврат к списку






© 2005-2012 Иркутская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата

Яндекс.Метрика

e-mail: Редакция сайта Иркутской епархии