Проповедь митрополита Вадима в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Проповедь митрополита Вадима в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Архиерейское служение 27 сентября 2015 года

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я сердечно всех вас поздравляю с праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста.

Крест является тем в нашей жизни, что с ним мы рождаемся, его возлагают на нас во святом Крещении, с ним проходит наша жизнь, мы осеняем себя Крестом, и это есть имяславие, - во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И в этом осенении также заключена молитва. Крестом мы ограждаем себя от различного рода искушений, Крестом осеняем себя на всякое благое дело, Крестом осеняем себя и тогда, когда перед нами предстоит нечто ужасное, а порою страшное для всех нас.

Крест, наконец, дается и в хладенеющие руки человека, уходящего в путь всея земли. Крест венчает, наконец, тот холмик на могиле, который повествует о нашей принадлежности Христианской Церкви.

Крест воздвигаем на храмах. И этот крест сияет на солнце, призывая всех нас на молитву, призывая нас к тому, чтобы видеть славу Божию. И тогда для нас звучат с особой значимостью слова: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».

Именно таковым образом крест для нас не просто некое украшение, хотя он таковым и является, но носит, прежде всего, и удивительное свойство – знамение искупительного подвига Христа Спасителя. И в этом его основное значение. Знамение того древа, на котором распят был Христос Спаситель. И поэтому для нас оно страшно, и в то же время  оно славно, потому что на нем излилась эта кровь, которая омыла грехи множества людей, всего, по сути дела, человечества, - предшествующих, современных и грядущих поколений.

Крест носит в себе то искупление, которое совершил Христос, дабы воссоздать нарушенный союз нашими прародителями с Богом. И это Ему действительно удалось. Действительно на Кресте, пролив кровь неповинную, Христос Спаситель соединил нас с Богом, примирил нас с Богом. И мы имеем уже жизнь вечную. И тогда, когда мы взираем на Крест, мы поклоняемся ему, мы Святое Воскресение славим, потому что знаем, что за Голгофой последовало славное воскресение из мертвых Христа Жизнодавца, воскресение Его вместе со всеми нами, потому что нам дарована была таковая возможность самим войти с Воскресшим Господом в обители Отца Небеснаго.

Для нас открылась эта удивительная возможность, для нас она стала непреложной истиной и неслучайно апостол Павел говорит: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15:12–14). Но поскольку проповедь его не была тщетна, не тщетна была вера, потому что он и жизнь свою отдал за эту проповедь, мы также уверяемся в факте Воскресения из мертвых Христа Жизнодавца.

И для нас это очень важное событие, для нас оно основополагающее, потому что оно определяет весь смысл нашей жизни. Потому что мы, взирая на те страдания Христа Спасителя, понимаем, что они были за искупление наших согрешений, тех согрешений, которые совершали мы в мире. И вот в этом живет наша надежда, что Господь по покаянии нашем воскресит нас из мертвых и дарует нам обители Отца Небеснаго. Вот почему мы с вами, наша жизнь, наша вечность куплены такою дорогою ценой, - пролитием крови Сына Человеческого на Кресте.

И для нас очень важно это помнить. Важно помнить и то, о чем же говорил Христос Спаситель, вспоминать те заповеди, заветы, которые Он оставил нам, для того, чтобы совершать их в мире. Если мы вникнем в Святое Евангелие, если будем ежедневно его прочитывать, если будем все это делать с большим, огромным вниманием, то поймем – по сути дела, Евангелие регламентирует всю нашу с вами жизнь. На всякий случай нашей жизнь мы найдем там ответ, найдем ответ, если будем внимательно читать, найдем ответ, если будем этим вопросом задаваться, найдем ответ на многие, многие те искушения, которыми м ы бываем обуреваемы в этом мире, но вместе с тем они находят разрешение и совершенно четкий, логический ответ в учении Христа Спасителя, в тех словах, которые Он нам завещал сохранять.

Вот поэтому-то, прославляя Христа Жизнодавца, Его Крестовоздвижение, этот день является постным, потому что мы вспоминаем страдания Христа Спасителя. И не можем мы их воспоминать без слез, не можем мы их вспоминать без содрогновения, до какой степени могут беззакония человеческие вознести Сына Человеческаго. Не можем не вспоминать того, что вместе с теми иудеями, с которыми распинали Христа Спасителя, и которые наблюдали, может быть, за распятием Христа Спасителя и где-то молчаливо, а порой и не молчаливо одобряли его распятие, где-то находимся и мы. Потому что мы и сейчас своими согрешениями, своим неверием, неверием в Страдания Христа, в Крест Господень, неверием в Воскресение из мертвых, неверием в те заповеди, которые оставил нам Христос Спаситель, мы также распинаем и возносим на крест Божественного Учителя и Искупителя - Христа Спасителя.

Вот поэтому-то этот день является для всех нас днем памяти страданий Христа Спасителя. Днем памяти, какою дорогою ценою куплено наше спасение, днем памяти, что нет Жизни как таковой, если мы хотим войти в Воскресение вместе с Христом Спасителем, то иного пути нет, как пути ведущего через Голгофу, чтобы мы не хотели, как бы мы не хотели, не старались избежать ее как таковую, ее не избежать. Перед нами и в нашем жизненном пути встает эта Голгофа как жизненный крест страданий, трудов, бдений, всякого рода переживаний и искушений, которые мы должны подъять на свои плечи и нести безропотно, понимая, что в этом крестоношении наши страдания, прежде всего, несет Сам Христос Спаситель. Потому что под этим древом наших страданий мы, прежде всего, ощущаем Его плечо, всесильное, милостивое, и которое, по сути дела дарует нам возможность нести этот крест, иначе бы ни один человек не мог противостоять всякого рода житейским невзгодам, искушениям, скорбям и болезням. Не случайно апостол Павел говорит: «Все могу в укрепляющем меня …”(Филиппийцам 4:13)».

Так и мы с вами да умножим все, лишь только обратиться к Нему необходимо с молитвой, лишь только обратиться к Нему нужно с верою, с упованием, горячей верой, верой, порой, детской, наивной, но которая, возможно, вместит в себя все обилие мира, вместит в себя все страдания и сделает способным человека для вхождения его в обители Отца Небеснаго.

Так будем же, прославляя Крест, помнить Светлое Христово Воскресение и, осеняя себя крестом, не делать это небрежно, но осмысленно – во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Я сердечно всех вас поздравляю с праздником и призываю на вас Божие благословение.

28.09.2015