Это было свидетельством жизни вечной. Проповедь митрополита Вадима в праздник Успения Божией Матери

Это было свидетельством жизни вечной. Проповедь митрополита Вадима в праздник Успения Божией Матери

28 августа, Успенский храм г. Иркутска

Сегодня, дорогие братья и сестры мы с вами торжественно прославляем Успение Пресвятой Богородицы. Перед нами лежит ее святая Плащаница, и невольно возникает множество вопросов, когда мы взираем на нее. И один из них – какое же торжество, когда мы прославляем отход ее? Успение ее, смерть ее, - какое может быть торжество для христиан? Каковым торжеством она являлась и для святых апостолов, которые спутешествовали Ей с момента выхода Христа Спасителя на проповедь, когда вместе со Спасителем шла и Она зачастую, шествовали и божественные ученики. И они делили тяготы и лишения Преблагословенной Девы Богородицы. И они присутствовали и в делах, которые свидетельствовали о том, что Христос Спаситель есть вторая ипостась Святой и Живоначальной Троицы, что Христос Спаситель есть Сын Божий, что Он Божественный Учитель, что Он Мессия, которого ожидало человечество на протяжении многих тысячелетий. Что Он является Тем, Кто спасет мир от грехов, что является Тем, Кто воссоединит человека с Богом. Тот, который воссоздаст союз Бога и человека, нарушенный в Райских кущах, когда согрешили наши с вами прародители Адам и Ева.

И вот сегодня перед нами именно таковое недоумение, которое испытывали святые апостолы. Конечно же, вся эта гамма чувств, все ее многообразие, оно было им присуще. Как им не хотелось расставаться с Преблагословенной Девой Богородицей! Но, вместе с тем, для них это являлось еще и торжеством. Торжеством удивительным, торжеством, потому что они знали, что Преблагословенная Дева Богородица, разделяя с ними апостольские их труды, вместе с тем своим сердцем, своею душою давно уже была с Тем, Которого Она провожала на страшной Голгофе. Она всецело стремилась к ее возлюбленному Чаду. Она видела и тот позор, какому свидетелями были и божественные ученики Христа Спасителя, распинаемого на древе крестном. Видела и то свидетельство других, которые все почитали, что Он страдает совершенно невинно. Она всему этому сочувствовала, сопереживала, и более того сбылось реченное старцем Симеоном, оружие ее душу прошло таковым образом, что Она испытала и смерть своего возлюбленного Чада, и оставление Господа своего, на Которого также возлагала свои упования. И вместе с тем велика, неподражаема, непреходяща, непередаваема была ее радость, когда Она узрела воскресшего Христа Спасителя. Она радовалась вместе с учениками, но ее радость имела особый привкус – привкус материнской любви, любви, которая способна все объять, любви, которая способна быть верной до предела, когда, казалось бы, большинство учеников Его разбежались, один остался – Иоанн Богослов. И ему Христос Спаситель вверил Ее: «Жено, се сын Твой». Ему же сказал: «Се, Матерь твоя». И как повествует нам евангелист Иоанн: «и от того часа поят Ее (то есть взял Ее) ученик сей восвояси» (Ин. 19, 26-27).

То, что является для всех нас ныне следствием, - это событие, - это усыновление нас, всех людей, усыновление Преблагословенной Божией Матери. От того часа, с момента крестной Голгофы мы стали Ее сынами и дочерьми, как и грядущее поколение. И это говорит о том, какою дорогою ценою куплено наше спасение, какою дорогою ценою мы можем Ее называть Матерью Божией и Матерью нашей, какою дорогою ценою совершалось избавление нас от прегрешений, очищение и воскресение. И это всем нам на протяжении всех существующих поколений, прежних и последующих, до самой кончины века сего было грозное напоминание, напоминание священное и трепетное о том, что мы куплены подвигом искупления Христа Спасителя.

И вот Преблагословенная Дева Богородица покидает апостолов, ее сердце давно уже с Сыном, Который ожидает Ее. Она ожидает этой встречи. И нет больше рожденных на этой земле, нежели Она, которая сподобилась вместилищем быть Духа Святого и родить Сына Эммануила, который спас род человеческий. И святые апостолы, конечно же, с недоумением, скорбью, со слезами прощались с Преблагословенной Девой Богородицей, но вместе с тем они и радовались, потому что в Ее Успении они увидели нечто, что являлось подтверждением воскресения из мертвых Христа Спасителя, нечто, что забрезжилось о Нем в Божественном Свете Воскресения. Действительно, они воспринимали воскресшего Господа, но в то же время думали, что все-таки Он Сын Божий, Он нетварный, Он является второй ипостасью Святой Троицы, что Он Сын Человеческий и Мессия, и Его место, действительно там, одесную Бога Отца. А какова же участь человека, живущего на этой земле? Что за его смертью последуют - настоящая мгла, неведение, некая нирвана, некоторое состояние покоя, а может быть, и беспокойство тьмы, которое, по сути дела, объемлет всякого человека, уходящего из этой земли?

И здесь мы видим подтверждение в момент того, как Преблагословенная Дева Богородица отошла, это не было ее смертью, это было Успение, это ее прехождение от одного состояния в другое, потому что сбывались слова Христа Спасителя, что всякий верующий в Господа не умрет, но имеет жизнь вечную. И вот это было свидетельством жизни вечной. Она была плотью рожденной, Она не была зачата от Духа Святого, не было непорочного зачатия, и таковым образом Она преселялась и перед Нею открывалась вечность, и не было смерти как таковой. И вот в этом был восторг учеников Христа Спасителя. Они радовались этому. Радовались, потому что видели в Успении Божией Матери и грядущее их успение, и их преселение от этой земли, от этой жизни, от этой юдоли плача, преселение их возлюбленному Учителю Христу Спасителю, где нет ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.

Вот поэтому-то и Святая Церковь в продолжение и в ознаменование того, каковым образом мы мыслим эту смерть, преходящую на этой земле, и установила праздник почитания Успения Преблагословенной Девы Богородицы, Успения Божией Матери, и для всех нас этот праздник является священным. И нет на нашей земле, особенно это присуще нашему национальному русскому сознанию, больше храмов, нежели храмов Успенских, потому что в этом именно вера человека, в этом именно образ их последующей жизни, в этом уверение в том, что эта жизнь имеет пределы, и она только преддверие настоящей жизни, которая не имеет предела. И так важно, чтобы именно это преддверие было благословенным, так важно, чтобы это преддверие хотя бы в какой-то степени напоминало преддверие и жизнь земную Преблагословенной Божией Матери или же, хотя бы, апостолов. Как важно, чтобы наша жизнь была исполнена верой в Бога, горением, стремлением к Богу, стремлением к тому, чтобы творить волю Его, которая запечатлена в Его святых заповедях, без которых наша настоящая жизнь является невозможной, она лишена смысла, она лишена здравого сознания, а если в какой-то мере она существует, то чаще напоминает адские страдания. И вот поэтому-то для нас и священна память сегодняшнего празднования. И сегодня это является и храмовым праздником и вашего святого храма. Я сердечно всех вас поздравляю с храмовым праздником и призываю на вас благословение Божие и Преблагословенной Божией Матери. Аминь.

29.08.2015