Проповедь митрополита Вадима в Свято-Троицком храме города Байкальска

Проповедь митрополита Вадима в Свято-Троицком храме города Байкальска

21 июня, Свято-Троицкий храм, г. Байкальск

Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33). Сегодня эти слова вы слышали за Божественной Литургией, которые Святая Церковь предлагает нам в полагающемся на сей день в Святом Евангелие. Проповедник предыдущий говорил и о том, что искать нужно, прежде всего, правды и остальное приложится вам, и говорилось именно при каких обстоятельствах.

Искать, прежде всего, Царства Божия. И здесь встает огромный вопрос. Вопрос, который для многих из нас, порой, совершенно не разрешим. Во всяком случае, именно в нашем восприятии, потому что далее следует именно то, что по сути дела объясняет именно значение этого поиска правды Его. Когда мы на всенощном бдении, а иногда и при других богослужениях поем: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», - это, отнюдь, не значит, что мы просим Господа научить нас какими словами оправдываться пред Ним за наши с вами беззакония, за нашу прожитую жизнь.

 «Оправдания» в славянском значении - правды, истины как таковые. И таковым образом эта заповедь искать Царства Божия правды и истины. И вот здесь для многих из нас встает, порой, совершенно неразрешимый вопрос: Что есть истина? Задавал этот вопрос еще первосвященник, а затем и Пилат, который был обращен к страждущему Христу Спасителю, - что есть истина? И каждый из нас хочет познать эту истину. И вот Святая Церковь, верная заветам, верная учредителю ее Христу Спасителю, который есть основатель Церкви, и представляет нам эту истину в том изложении, которое представляется нам и бытописателями и повествователями Святого Евангелиями четырьмя апостолами и евангелистами.

Каждое слово, дошедшее до нас о Христе Спасителе или сказанное им, носит для нас огромное значение, огромное, по сути дела, оказывает на нас влияние, влияние, которое определяет и самую нашу жизнь. Во всяком случае, должно бы было бы так быть, - чтобы оно определяло нашу жизнь.

Поиск Царства Божия для многих из нас представляется как некая синекура, как некая несбыточная. Несбыточная с одной стороны, - а Бог его знает, есть ли оно Царство Божие, когда мы в тех материальных реалиях, ощущениях, данных человеку как таковых, явно осязаем окружающий мир, для нас предстоящее часто является непонятным, часто является неясным, часто является и сомнительным. И тогда для многих из нас возникает вопрос: в чем оно, Царство Божие? И как его достичь? Но, прежде всего, его необходимо осязать.

И вот здесь мы должны помнить слова Христа Спасителя, который говорил, когда по Воскресении было предложено Фоме вложить персты свои в раны Христа Спасителя: блаженны не видевшие, но веровавшие. И вот именно к этой-то вере и призывает нас Господь, к этой вере, святой вере, вере, порой, наивной, но, вместе с тем, вере непоколебимой призывает нас Господь. Часто для многих из нас является искусительным и вопрос о происходящем промышлении Божием о мире. Мы часто говорим, - ну вот если бы был бы сейчас Христос, если бы мы увидели каким-то образом Воскресение, то тогда бы мы уверили. Не уверили бы. Не поверили бы, так уже было, было в истории, было, потому что Христос Спаситель воскрешал в жизни своей, прежде всего, Лазаря, а через некоторое время иудеи Его за это же распяли.

И вот здесь ужас, ужас человеческой психологии, которая, мало того, что не понимала, не осознавала, она еще была исполнена злобы, ненависти и зависти, когда Божественную правду, саму Истину, которую даже не нашли никакого повода в чем бы ни было уличить, - Христа Спасителя, - распяли. Так происходит и в нашей жизни, все так же распинают Христа, все также распинают Его истину, все также распинают веру, как таковую, все так же подвергают ее сомнениям. А это совершенно понятно для нас людей, понимающих, что в этом мире существуют две силы, которые между собой стязуются, одна сила непобедимая, которая в конечном итоге окажет конечную победу – это сила Божия. И вторая сила, которую возглавляет диавол, когда повергают человека к тому, что, как говорит апостол Павел, что не хочу, то делаю. И вот это-то состояние и является присуще всем нам, и полем действия, полем битвы как таковой является сердце каждого человека, именно там, в образном смысле, отнюдь не coronary, в латинском изречении, а именно сердце – духовно-материальная сущность как таковая, именно там происходят эти сражения, именно там стязуются эти две силы. И с одно стороны мы устремляемся некоторым образом и как-то склоняемся к тому, чтобы уверить в Царство Божие, верить в вечность как таковую, но как подумаем, что это дается трудом, зачастую теряем всякий пыл.

Царство Божие нудится, - говорить Христос, то есть дается с трудом, - нудящие его, восхищают его, то есть трудящиеся получают его. Вот это всем нам необходимо помнить. Потому что Царство Божие, к нему устремление, оно должно быть неизбывным чувством, чувством, вложенным в сознании каждого человека, дабы всякий человек имел бы веру в жизнь вечную, веру в Бога. И далее искать правды Божией, а правда Божия - это заповеди Божие, жить по ним надо, исполнять их надо, следует стремиться к тому, во всяком случае, чтобы их исполнять. И, порой, бывает это весьма трудно в силу различных обстоятельств, в силу различных искушений, в силу различного рода привязанностей наших как таковых. Но как-то в этом направлении надо подвигаться, ведь так или иначе мы близимся к завершению, к концу, либо исторического бытия человеческого, либо своего бытия живущих здесь на земле. И для каждого из нас будет то судище, на котором откроются все дела правды и неправды, и по делам нашим мы будем осуждены и помещены в некоторое состояние, - либо страданий, если грешили, либо состояние славы Божией, если хотя бы в какой-то мере снискали милость Божию и благоволение в очах Божиих.

Вот этот поиск правды Божией, он для нас ясен, он задан нам в том кодексе Нагорной проповеди этих заповедей, которые сами по себе являются непременным условием и благополучия жизни здесь на земле всего человечества. Без этого невозможно. Без этого даже поиски всякого благополучия, они тщетны, они разрушатся, они не будут иметь твердого основания и будут вотще таковым образом, что мы потратим на них неимоверное усилие и сами это не получим. Потому что это не в нашей власти хотя бы в какой-то мере сказать, что нас с вами в этой жизни ожидает. Мы не можем сказать, будет ли урожай на этот год, а значит, не можем сказать, будем ли сыты уже в следующие дни как таковые. Мы не можем сказать, когда пройдет дождь, мы не можем предсказать, как действует стихия, многое, многое, что мы не можем. Но многое это, вместе с тем должно бы было настроить нас на тот лад, чтобы мы понимали, что мы можем много тоже. Можем «во укрепляющем меня Иисусе», - говорит апостол Павел, - «все могу во укрепляющем меня Иисусе» (Флп.4:13). А для этого необходимо воззвать к Нему. Для этого необходимо воздвигнуть Его на ту высоту жизни своей, чтобы нам жизнь Христа представлялась не какой-то несколько посторонней, идущей как бы параллельно с основной нашей жизнь, но главенствующей, при которой эти слова звучали действительно таковыми.

Ищите прежде всего Царство Божие и правды Его, и остальное все приложится вам. И в этом наше благополучие, и в этом наше спасение. И в этом шествии к спасению, а путь этот весьма трудный, да поможет нам Господь. С помощью Божией все мы можем преодолеть.

Я сердечно всех вас поздравляю с праздником и призываю на вас Божие благословение.


22.06.2015