Притча о званных на вечерю. Проповедь священника Стефана Бажкова

Притча о званных на вечерю

Проповедь священника Стефана Бажкова в соборе Богоявления 29.12.2013

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Притчу о званных на вечерю (Лк. 14:16-24) обратил Господь однажды к фарисеям, которые думали, что своей внешне праведной жизнью они однозначно войдут в Царствие Божие.

«Блажен, кто вкусит на трапезе в Царствии Божием» (Лк. 14:15) воскликнул перед произнесением этой притчи один из фарисеев.

Вот мы слышим, что говорит Господь. Он  говорит о тех людях, которые вроде бы и нормальной жизнью живут, и думают, что они будут достойны этого Небесного Царства, то есть пира, который упоминается в притче, но дары Божии затмевают для них это Небесное Царство.

Конечно, явные грешники, как апостол Павел говорит, Царства Божия не наследуют. «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:10).

Но вот в притче мы видим других людей. Один на призыв войти в Небесное Царство отвечает: «У меня куплена земля и мне надо ее посмотреть». И этим символизируются все люди, для которых собственность затмила Бога. Другой человек как на причину ссылается на покупку пяти пар волов. Волами в древности обрабатывали землю, сейчас бы можно было упомянуть какой-нибудь трактор или комбайн, и поэтому под волами можно смело понимать любой труд, любую занятость человеческую, то есть человеку его земные дела, земные занятия, его таланты профессиональные тоже затмили Царствие Божие. А у третьего без всяких иносказаний все понятно. Семейные какие-то вещи тоже отворачивают его от Бога, то есть не обязательно впадать в какие-то грехи телесного свойства, хотя и они в современной жизни как раковые опухоли распространены. Но можно просто положить во главу угла всей своей жизни угождение супругу или супруге, заботу о том, чтобы у детей все было неплохо, как у людей других.

И это в принципе не плохо, но когда это поставляется во главу угла, то жизнь приобретает не тот смысл, какой задуман и вложен в нее Богом. И эти люди, в принципе, ничего греховного не совершают, как может показаться на первый взгляд. Ведь это все - и богатство, и труд, и навыки, и карьерный рост, и семейные отношения, и многодетность, обилие родственников - все это дары Божии, на самом деле. Но когда эти дары Божии от нас Самого Творца затмевают — вот тут начинаются все наши проблемы. И поэтому мы должны сверить вот с этой притчей — не так ли это в нашей жизни? Что для нас важнее?

Бывает, что действительно для нас важнее что-нибудь из этих вещей.

И человек, будучи вроде бы нравственным, ссылаясь на свою занятость, говорит что «я не могу столько времени посвящать Богу» или

«Я, конечно, верующий или верующая, но не на столько - я не фанатик» - это глубокое заблуждение. Никто не требует никакого неразумного фанатизма, но каждую минуту, каждый день нашей жизни, а не только в праздники или в воскресение мы должны сверять свою жизнь с заповедями Божиими как с компасом и всегда волю Божию творить. А если мы будем ставить ее на второе хотя бы место — то мы просто напросто погибнем, не войдя в Небесное Царство.

Но есть в этой притче и нечто утешительное для тех, кто в этой жизни успеха не добился. 

Не найдя среди званных на пир желающих прийти, Хозяин посылает раба и говорит: «Зови всех - и хромых, и слепых, и убогих». Всех в обществе не очень почитаемых людей. И это является утешением для тех из нас,  кто пройдя жизненный путь начинает осознавать, что в жизни этой он совсем не того добился, о чем думал и мечтал в молодости. Вот по сравнению с его сверстниками у него или нет такого же имущества, или может у него совсем не так сложилось служебное положение, или общественное. Или может быть таланты каким-то образом или по своей вине, или по Божию промыслу он не приобрел, а может быть, по каким-то причинам, не получилось с семьей и он теперь совсем один.

Но Господь говорит,  на самом деле все это не важно, не важно в той степени, как мы это воспринимаем. Нам кажется, вот мы живем этой жизнью, а потом, если мы будем себя хорошо вести, нас, как какая-нибудь статичная и неизменяемая фотография альбома, райская жизнь ожидает. В которой ничего на самом деле интересного не будет. А вся наша жизнь на самом деле,как мы подсознательно воспринимаем, находится здесь, и если мы здесь чего-то не добиваемся (а бывает, что у человека нет всех трех этих факторов одновременно: ни семьи, ни здоровья, ни труда, ни какого-то стяжания, необходимого для жизни), тогда нам кажется, что мы в жизни может быть и неудачники. А особенно обидно, если при этом действительно старались проводить ее честно, богоугождая и согласно со своей совестью, и уныние точит нас. Хотя мы понимаем, что будет Царство будущаго века, которое сами исповедуем в Символе веры, но живой веры в это не имеем. Мы должны понять, что это самообман, это дьявольское ухищрение, которое заражает нас унынием, парализующим наши духовные и житейские силы.

Вот если мы опять сверим нашу жизнь со словами апостола Павла, который говорит что видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор. 1:18), поймем согласно с этой притчей, что наша жизнь, если ее как-то сопоставить, вставить в эту притчу, то она будет таким тесным коридором, за которым следует роскошный огромный зал, в котором начнется и пиршество, и действительно жизнь будущаго века, если мы так ее переосмыслим, тогда совсем иначе и все наши неудачи, и действия, и все наши успехи духовные нам покажутся.

Аминь.

30.12.2013