Проповедь протоиерея Владимира Килина в день 95-летия прославления святителя Софрония

Проповедь протоиерея Владимира Килина в день 95-летия прославления Святителя Софрония

В Свято-Софрониевском храме села Шаманка 

Я сердечно поздравляю вас с храмовым праздником, когда святая Церковь празднует 95-летие прославления небесного нашего покровителя и заступника Софрония, иркутского епископа. Позвольте краткое слово сказать во славу святителя. Это третий иркутский епископ. Так получилось, что до приезда святителя Софрония без малого шесть с лишним лет вдовствовала кафедра. Два первых чудотворца Иннокентий Первый Кульчицкий и Иннокентий Вторый Нерунович положили начало бытию Церкви. Мы знаем, что всякая епархия суть единая, полная в своем неразделимом существе Церковь. Но на какое–то время было упразднено управление Иркутской епархиею. И вот 18 век, подаривший нашей земле трех чудесных небесных благословенных заступников дарует владыку Софрония.

Софроний, от рождения Стефан Феодоров, получивший в семинарии фамилию Кристалевский, благого корня благая отрасль из благочестивой семьи людей посполитых на Украине, то есть не казаков, людей свободных.  Обучение предпринял в Прилукской семинарии, затем в Киевской духовной академии, с младых лет явил монашеское чудесное устроение, и потому еще будучи студентом, был рукоположен. Пострижен прежде в монашество, потом рукоположен в иеромонаха, а затем многие годы подвизался, то есть совершал подвиг в обителях. И первая его обитель в Красногорске, в Золотоношском монастыре. Ныне это женский монастырь, а во времена нашего чудотворца он был еще мужским монастырем полноштатным . Затем Господь управил ему по делам архиерейского служения, его отправил владыка, при котором исполнял Стефан (Софроний) должность эконома, в Питер по епархиальным делам. Там его усердие, монашеское рвение, смирение и в то же время удивительная способность делать, совершать, трудиться была отмечена.

Когда была необходимость пополнить число иноков Александро-Невской лавры, первой столичной лавры, 29 монахов нужно было призвать, от разных обителей призвали разных, а вот от обители Золотоношской был призван, а после стал наместником лавры владыка Софроний.

Удивительное дело, в отличие от многих других своих сомолитвенников, потому что случилось ему учиться в той же семинарии, где многие угодники Божии трудились, у владыки Софрония в его жизни есть непрерывный, прямой отчетливый путь, - не быстротою, не скоростью, но усердием, терпеливым трудом и молитвою он совершает всякое свое послушание.

Также и в Александро-Невской лавре, при дворе, был владыка замечен и отмечен как трудник, заботник. Не случайно историографы отмечают, что во времена его наместничества вклады в Лавру от Царской семьи,богатых правительствующих людей умножились. Владыка Софроний был как мы сейчас говорим, успешным администратором, делателем, делателем в первую очередь. Вы знаете, читая житие святителя, обращаешь внимание на казалось бы случайные вещи.

Чудесные явления в жизни чудотворца были от младенчества. Еще принимая постриг, он имел глас Божий, который ему прорек быть епископом. Сказано ему было: «Будешь епископом, устроишь обитель во имя всех святых. Но удивительнее того другое, - владыка Софроний один из немногих, кому были дарованы при рукоположении во епископа не просто клейноды, знаки власти епископской, но еще и саккос, вышитый руками самой императрицы Елизаветы Петровны. Причем, вы видели облачение владыки - саккос довольно объемное изделие. И вышить его вручную серебром, золотом, жемчугами, серафимами, надобно иметь особое внимание и попечение о том, кому будет подарен сей знак. Кстати сказать, епитрахиль и поручи при назначении его наместником Лавры тоже были дарованы императрицей. 

И вот когда встал вопрос о том, что на рубежах нашего Отчества, всегда сложного, многоустроенного, трудно управляемого, вдовствует кафедра крупнейшая по территории (Иркутская епархия была по пространству своему самая большая в Русской Церкви), императрица Елизавета Петровна написала в Синод представление, о том, что представляемый ею архимандрит Софроний, есть то лицо, которое не посрамит служение епископства, явит людям истину Христову служением, верою и усердием. Все от слова до слова правда. Именно так и случилось. Надо сказать, что родившийся в 1704 году владыка Софроний к назначению на кафедру имел уже возраст мужа зрелого. Было ему 53 года. И будучи мужем зрелым, опытным, получил благословение от святителей киевских и московских, а именно туда отправился святитель Софроний, он полгода потратил на сборы, нет не на сборы, на привлечение сотрудников, на избрание людей с которыми предстоит ему нести послушание в местах, которые в распоряжении Елизаветы были охарактеризованы как места трудные по жительству, то есть холодные, и бесчинные по людскому самоуправству. Так наша с вами земля выглядела в 18 веке со стороны имперского правительства.

Так вот, собираясь в этот путь, призвал с собою верного сопутника, сомолитвенника, духовного друга Синесия. Тот самый, что почитается нами в чине сибирских святых, Синесий это сопутник, сотрудник,многолетний разделитель дум нашего ныне славимого чудотворца. Сама дорога четыре месяца заняла, в общем путь не близкий. Если вспомнить сколько первый наш чудотворец добирался до наших пределов, в общем даже споро доехал Софроний до тех пределов, где судил ему Бог нести свое святительское служение. Опять таки отмечу основательность, неспешность и смиренномудрие нашего чудотворца, потому что везде, пребывая по пути он призывал и приобщал тех, кто потом станет настоятелями монастырей в нашей земле, сделается провозвестниками Слова Божия в земле Иркутской.

А прибыв сюда владыка Софроний застал то, что застал: бесчинство властей, унижение духовенства, иногда может быть отчасти и заслуженное, потому что духовенство, судя по знакомым нам распоряжениям чудотворца, было невежественным, многие священники грамоту не знали. Хотя предшественники его Иннокентий Первый и Вторый положили огромное основание тому, что потом породило образование духовное. Семинария уже была. Школы были. Но владыке Софронию с его основательностью, вниманием, терпением и уже опытом, напомню на шестом десятке лет, муж зрелый опытный,двумя огромными обителями управлявший, принимает епархию, где нестроения и огромные территории. Многомесячные поездки чудотворца по окраинам. Был он и в Киренске, был он и в Забайкальских краях, по тем временам это были поездки не только долговременные, но и не безопасные, эти труды несли всем и всюду полноту Божией истины не только добрым словом чудотворца, но и тем усердием и рвением к той службе, которую он имел. Я уже говорил, что саккос при рукоположении был вышит императрицей. Так вот наш святитель Софроний был первый епископ, которому было дана привилегия в саккосе служить. До этого такого архиерейского радостного торжественного богослужения наша земля не знала.

И везде и всюду владыка совершал тот подвиг, который сам потом выразил в письме. Одно из первых посланий благочинным было таково: надлежит насаждать слово Божие со всякою любовию. И вот только от любви любовь и возникает. А уже по ней, по любви, и всякое усердие к слову Божию. Это не просто благое пожелание. Это истинное выражение веры. То чем жил и как служил сам святитель. Удивительное свидетельство есть и о его собственной жизни. Будучи от младенчества монахом, монахом навыкшим к простой жизни, он и в святительстве своем оставался удивительно скромен. Жилье его было удивительно простое, спал владыка на полу, подстелив овечью шкуру, питался за общей трапезой. Дом его всегда был переполнен людьми, нуждающимися в помощи. Больные, немощные, нищие люди приживали при доме архиерея.

Это служение при жизни еще, отмечая последованность и неспешность, 17 лет правил он нашей кафедрой, в общем дольше, чем его предшественники. Эти 17 лет, час от часа, день от дня, возрастание в силе Божией не только как влиятельного духовного человека. По письму владыки Софрония императрица подписала указ, освободивший духовенство от телесных наказаний, фактически выведший их из-под светской власти. Мало того, по тому же указу Иркутскому духовенству были дарованы земельные наделы, огороды, чтобы можно было кормиться. Потому что жизнь духовенства очень не проста. В самом житейском смысле. Надо же было кормить детей многочисленных, надо было их чем-то приживать. При том что храмы к приезду Софрония не имели вседневности, а зачастую были лишены и праздничных служб. Были храмы, в которых и в Пасху не совершали богослужений. Сначала Софроний написал письмо в Синод с просьбой направить ему ревностных священников для несения службы в Сибири. Но, как это бывает, из столицы никто не приехал. И тогда трудами святителя, который сам взял на себя,преподавал русский и славянский язык в семинарии, призывал малограмотных и неграмотных священников,дьячков и дьяконов себе в дом и учил их, его трудами стало умножаться местное духовенство. В том числе и из инородцев. При Софронии были рукоположены многие священники из местного населения, буряты и тунгусы.

В послании, которое я упоминал, где он девизом своей любви изложил, что от любви только любовь и рождается и ревность Божия, он упоминает еще и о том, что привлекать людей из инородчества к христианству следует не строгостью, но смиренным словом. Не усиливать их в строгости поста,  учить их повседневному воздержанию от обжорства и пьянства. Софроний своими вседневными, может не совсем эффектными трудами положил основание к тому, что епархия к его кончине в храмах практически вдвое.  Обители, которые прежде были заштатными, обрели штатное положение, то есть были укомплектованы священниками. Еще будучи наместником в Александро-Невской Лавре, он много трудился об умножении семинарской библиотеки. В Академии до сих пор можно видеть книги, обретенные при нашем с вами святителе. И вот в земле Сибирской суждено ему было принять кончину.

В годах по тем временам почтенных, в 57 лет,для 18 века это был возраст старости и дряхлости. Это нынче мы до глубокой старости почитаем себя юными людьми. Облачаемся, ведем себя соответственно, друг к другу обращаемся до глубокой преклонной старости по маленьким именам. В 57 лет от долгой внутренней болезни владыка скончался. И далее жизнь превратилась в житие. Потому что из-за долгосрочных решений от Иркутска до Петербурга и обратно,решение о погребении святителя последовало через 6 месяцев 10 дней. И все это время гроб с телом чудотворца стоял в Казанском приделе Богоявленского собора и являл полные признаки нетления. И руце в которые был вложен крест ,были белы и сухи и кожные покровы. И когда тело было предано по уставу погребению, так устроил Господь, 17 лет он служил. И в течение 17 лет трижды вскрывалось место погребения чудотворца и всегда обретали тоже самое. В одном из рапортов написаны удивительные слова. Что не только тело остается нетленным, но и мантия выглядит так, как будто бы только надета . Поэтому нетление мощей, что само по себе не вовсе является признаком святости, было одним из признаков, которые не погашали памяти о чудотворце среди тех, кого он крестил, обратил и выучил. Почитание его как чудотворца было еще при жизни.  По молитвам угодника Божия, еще когда он исполнял свои епископские обязанности,по его смиренным монашеским келейным молитвам исцелялись больные люди.

Многократное обретение мощей побудило иркутских христиан многократно ходатайствовать о причислении тогда епископа Софрония к лику святых. В России долго запрягают. Поэтому прославление мощей совершилось позже. Но Господь совершил еще некое знамение. Я помянул, что был глас Божий новопостриженному монаху, епископство прорек. И затем чудным образом в день его хиротонии 18 апреля 1917 года случается пожар. И нетленные, 138 лет почивавшие мощи в крипте храма возле Ангары, где было сыро, не только на своде крипты, но и на гробе, нетленные мощи сгорают.

Пожар, как написано в отчетах, по неизвестной причине совершившийся. Остатки мощей чудотворца складывают в ковчежец. И удивительное дело, почитание чудотворца с того момента, когда Господь отъял его зримое участие, его знак нетленности от наших очей, почитание его умножается. А год, напомню, 1917. А затем 1918. Хотя 28 епархиальный съезд Иркутской епархии еще в 1914 г. писал в Синод о необходимости почисления чудотворца Софрония за многочисленные чудотворения, только освидетельствованных, полностью удостоверенных 68, не говоря уже о многочисленной молве, о том, что со всей России паломники многочисленные направлялись к мощам чудотворца. Утрата самих мощей, точнее их уменьшение телесное умножило любовь и веру. Вот уж воистину, где преизбыточествует грех, там преизобилует благодать.

Когда рушился сам устой нашей земли. Когда мир стоял на грани поругания и осквернения, когда многие святыни, храмы, мощи разорялись, Господь отымает от нас то телесное, в чем явил себя Софроний Иркутский. И наступает 1918 год. Впервые после долгих веков на престоле находится Патриарх. Его подпись стоит под решением синода о канонизации чудотворца. И опять Господь милостив в судьбах своих. 30 числа должно было совершиться это. Но в Иркутске бурлило. Двигались белогвардейцы с Дальнего Востока. Иркутское духовенство написало Патриарху рапорт с просьбой о перенесении прославления на осень. Но тогдашнему архиепископу Иоанну, он был викарный, но временно управлял епархией за нестроениями, во сне является сам святитель Софроний со словами: «Мужайся». И владыка принимает единственное и для нас свами радостное и судьбоносное решение. 30 июня по новому стилю 13 июля свершается прославление мощей.

Далее земная судьба святителя продолжается непросто. Ковчежец с мощами находился одно время во Владимирском храме, который в годы церковной смуты был передан обновленцам, живоцерковникам, и оные сами утрачены. Единственная достоверная частица мощей находится на ковчежце на иконе в Знаменском соборе. Но это в отношении чудотворца Софрония не важно. Важно другое. Посев его многочислен и многоплоден. Устроенная, урегулированная, отеческим попечением устроенная Церковь досталась в наследство следующим епископам. Каждый последующий епископ участвовал в откровении мощей. И Милетий, и Тихон.

Так вот получается, мои дорогие, что здесь, на самом берегу Иркута, его наверно не было. Мы с вами прославляем то, что Церковь на небесах и на земле славит. Терпеливый иноческий святительский путь, того, кто не дерзал называть себя епископом. Все бумаги, написанные им в Синод, подписаны не «смиренный», а «недостойный». И этот знак и образ должен нас порадовать в нескольких случаях.

18 век подарил нам от юга нашей Отчизны, Малороссии трех светильников,которые стали сибирскими нашими святыми. Какие еще нужны знаки нашего единства и неразделимости России и Украины, если святые наши от плоти малороссийские, от служения – сибирские.

Во–вторых, очень важно помнить, что владыка Софроний при всем усердии и иногда резких решениях, он как администратор был жестковат, духовенству нетрезвому было отказано в служении, по тем временам это было серьезное наказание. При всем при этом он ничего не разрушил, а наоборот обустроил и преумножил дарованное ему Богом от предшественников. Великая слава преемникам его по этой кафедре, которые преумножают своими трудами храмы, училища, богослужения. Много, очень много попекся святитель о строительстве храмов. При нем 8 храмов было построено в Иркутске и Казанский придел в соборе Богоявления, где он был погребен.

Но есть один немаловажный взгляд на его великое служение и делание. Софроний, будучи третьим нашим епископом, по праву может называться первым, который миссию, начатую его предшественниками поставил на правильный путь. Не понуждение, не подкуп, бывали случаи обращения в христианство путем посулов. Отеческое попечение об инородцах, благодаря которому у нас много православных христиан неславянской национальности, - и устройство школы монгольской, и обращение их к образованию, было обеспечено мудрым чудотворцем не только словом, многим бурятским семьям он даровал землю, покосы. Село Архиереевка недалеко от г. Ангарска было воздвигнуто не для своего отдыха или прохлаждения. А для того, чтобы там поселились люди крещеные им и защищаемые владыкой своей властью от произвола инородцев. Потому что выкрестов, вы знаете, не очень любят среди инославных. Но еще и потому что общение с отцом духовным для нас очень важно. И все, кто прикоснулся к его святыне, как мы сегодня к памяти его прикасаемся, обретают то, за что и прославляют. По сию пору в трудах преемников его жезл святителя Софрония, его благословение, его омофор. И мы сегодня молимся не только под благословением нашего святителя, но и под благословением славимого, чтимого, богоизбранного святителя Софрония. Его молитвами да помилует нас Господь, аминь.          

  

 

17.07.2013