Русская Православная Церковь Московский Патриархат

Официальный сайт

 
 Иркутская епархия 
 История 
 Епархиальное управление 
 Отделы 
 Приходы 
Иннокентий Иркутский. Сайт

 Поиск по сайту



 


Главная / Проповеди / Проповеди


25.06.2013

Проповедь на праздник Пресвятой Троицы протоирея Димитрия Белькова

проповедь протоиерей Димитрия Белькова23 июня 2013 г., Свято-Никольский храм села Голуметь

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!              

Возлюбленные братья и сестры! Мы прославляем Живоначальную Троицу, Отца и Сына, и Святаго Духа, Бога Непостижимого, Невидимого. Это великая тайна. Святая Церковь воспевает: «Свят Ты, Отче Вседержителю, Свят Ты, Сыне Божий, Свят Душе Святый. Свят и Пресвят, великолепна слава Твоя». Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечнный... да спасется Им мир (Ин 3, 16—17), спасутся все призывающие имя Его.

И у нас здесь, братья и сестры, престольный праздник Живоначальной Троицы, Которую мы сейчас с великой радостью прославляем, и обращаемся к Богу о спасении душ наших. В начале сотвори Бог небо и землю, — говорит Священное Писание. — Земля же бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и Дух Божий ношашеся вверху воды (Быт. 1, 1—2). И величайшая тайна совершилась — Бог сотворил вселенную. Еще не было даже времени, а Дух Святой уже предначертал в идее Своей, в Духе Своем все, что будет во вселенной, на земле и на небе. Великая Премудрость Божия сотворила всю вселенную, землю и множество тварей на ней, и Дух Святой единой волей Своей всем управляет, все единит, и все подчиняется Ему.

Господь дал законы природе, и мы видим, как солнце, луна, звезды и все на земле и в морях подчиняется Богу. Дал Господь закон и духу нашему. И если мы внимательны будем к себе, к Священному Писанию, то должны понять великую к нам милость Божию, что носим образ Божий. Господь сотворил человека и вдуну в лице его дыхание жизни (Быт. 2,7). Мы имеем образ Живоначальной Троицы. Ум, образно говорят отцы, Отец, слово — Сын Божий, и дух — Дух Святой. Этот дух от Духа Божиего видит добро и зло, видит истину и ложь, святость и нечестие. Этот дух управляет всей душой и всем нашим человеком. Если человек, его тело, руки, ноги что-то делают, то только с участием духа. Что желает, повелевает дух, какое его сознание, мировоззрение, то и отображается в делах. И вот мы, как сыны Божии, должны иметь стремление к тому, чтобы наша воля человеческая сливалась с волей Божией.

     Нам, братья и сестры, принявшим благодать Святаго Духа, нужно исполнять заповеди Божии. В Иерусалиме все трепетало, когда Дух Святой сошел на апостолов, учеников Христовых. Образовалась Церковь сначала из 120 иудеев (Деян. 1,15—16), потом присоединились три тысячи (Деин. 2, 41), пять тысяч (Деян. 4,4). Апостол Иаков был избран предстоятелем Церкви, и первый собор происходил в 51-м году. И стала распространяться Церковь Христова во все пределы вселенной. Милостью Божией, при кнжх Владимире и россияне приняли святое крещение, и образовалась Церковь Христианская. И, милостью Божией, наша Российская Церковь хранит пре-дания евангельские и совершает Пасху так, как установлено апостолами, и до скончания века благодать Божия будет с нами.

          Мы, братья и сестры, приняли святое крещение, получили прощение наших грехов, личных и прародительских, даровал нам Господь благодать Святаго Духа, даровал каждому Ангела Хранителя, и мы теперь члены Церкви Христовой, мы дети Божии.

    При этом мы должны хорошо понять, что имеем как бы двухсоставный образ. Внешний видимый человек подобен животному организму, в нем действует телесная природа. И есть внутренний невидимый человек в душе нашей — дыхание Бога Вседержителя (Быт. 12,7), дух, который напоминает нам, что нужно делать, а чего избегать.

       Вот нас, здесь сейчас стоящих, и всех крещеных, которые ходят по земле, как говорят отцы Добротолюбия, святые с неба видят, потому что некий огонек в сердцах наших светится, и слышат наши прошения. А те, которые некрещеные, как тьма пред Богом пребывают здесь на земле. Только рожденный водою и Духам (Ин. 3,5), у которого снята клятва прародительская и прощены его грехи, может наследовать жизнь вечную.

    Нам, братья и сестры, на любовь Божию нужно отвечать сыновней любовью, любить Бога всем сердцем, душой и помышлением (Мф. 22,37; Мк. 12, 30; Лк. 10, 27), благодарить Христа Спасителя, Живоначальную Троицу, что Господь даровал нам образ Свой. Ум, слово и дух; разум, воля и чувствования духовные у нас, как и у Бога, есть. Мы похожи на Бога, но должны этот образ в подобие привести, то есть стать добрыми, чистыми, святыми, чтобы ничего злобного, нехорошего не творить. Земная жизнь во многих скорбях и искушениях проходит. И надо помнить о том, что диавол, дух злобный, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Пет. 5,8), кого соблазнить. Даже Иисус Христос, придя на землю как Человек, терпел искушения от диавола.

   Многие Евангелие не читают, не берут его даже в руки. Иудеям запрещено брать Евангелие. Почему? Потому что, если кто из них прочитает Евангелие, сразу понимает, что оно продолжение танаха, Ветхого Завета, в нем все истина, все правильно, и говорит: «Я нашел личного Бога». Как дорого Евангелие, и нужно, чтобы оно было в каждом доме и ежедневно читалось. Все там есть для спасения: и о душе, и о покаянии, и как жить в этом мире, как молиться, как готовиться к вечной жизни — только надо молиться и просить у Бога разумения, чтобы открыл смысл Священного Писания.

Молиться нужно в церкви, молиться дома, все освящать, потому что за грех Адамов проклята земля, и теперь она дает плоды только после больших трудов. И нужно еще приучить себя к непрестанной памяти Иисусовой, потому что демон, ум бестелесный, влагает помыслы, мечтания всякие, красование, все, что ему угодно, а мы их принимаем и в грехах и страстях пребываем. Если приучимся молиться непрестанно: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаш (грешную), — то будем их отгонять.

     В известной нам Фиваиде Египетской приучали пришедших иноков непрестанно совершать молитву. Сначала вслух они много говорили, заключая внимание в словах молитвы, ничего не воображая, не представляя, постепенно углублялись в сердце, а работу совершали простую, чтобы труд не мешал молитве. И только потом уже наученные молитве могли и в походы ходить, и работу всякую совершать. Так и мы, когда идем, сидим, лежим, что-либо делаем, не будем покупать, продавать, всякие страсти в уме перебирать, а только призывать Иисуса Христа, непрестанно молиться, за все Бога благодарить, бояться всякого греха. И надо приучиться любить врагов своих. Как это трудно! Кто-то обидел нас, что-то украл, даже ударил. Как его любить? А надо, да еще за него молиться: «Господи, этот человек стал рабом темной силы, избави его от влияния диавольского, дай ему покаяние, дай веру и не поставь ему во грех». Даже Господь, умирая на Кресте, что говорил? Отче, отпусти им: не ведят бо что творят, прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23,34). И первомученик Стефан, побиваемый камнями, взывал: Господи, не постави им греха сего (Деян. 7,60).

      Если мы будем укорять себя почаще, смиряться, любить врагов, молиться за всех, то, как говорит старец Силуан, Господь даст и нам благодать Святаго Духа. Тогда мы ощутим мир в душе своей, будем благодарить Бога, будем терпеть скорби, болезни, любить даже врагов, за них молиться и войдем в усыновление. И когда загремит труба Архангельская, дай Бог, чтобы Господь всех нас поставил по правую сторону и сказал благодатные слова как детям Своим: Приидите, благословенный Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.


Возврат к списку






© 2005-2012 Иркутская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата

Яндекс.Метрика

e-mail: Редакция сайта Иркутской епархии