О страдании. Проповедь митрополита Вадима в неделю о слепом

О страдании

Проповедь митрополита Иркутского и Ангарского Вадима в неделю о слепорожденном (храм Димитрия Донского, Иркутск)

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодняшнее евангельское чтение дает нам некоторый весьма важный урок, который для всех нас является некоторым определением, некоторым суждением, некоторым поиском истины, того что происходит и в современном нашем с вами мире.

Мы слышали об исцелении слепорожденного, что само по себе не могло случиться. Но только силою благодати Божией. Не случайно слепорожденный исповедовал именно Христа и свою веру. Не смотря на то, что окружающий мир довлел над ним, порицая его в совершенном в субботу исцелении, а тем более вообще что это могло существовать. Хотели, чтобы он отказался от этого явления, но он не мог свидетельствовать против той истины, которую слышал.

Я хотел обратить ваше внимание на другой аспект. Когда Христос Спаситель исцелил слепорожденного, это предварялось событием, о котором его спрашивали окружающие: «Господи, кто согрешил, он ли или родители его?»  Это не случайный вопрос. Он во многом определяет наш с вами жизненный путь, наше мировоззрение, наши философские концепции, если хотите, обращение или каким-то образом взгляд наш на страдание. Это очень важно.

В той или иной мере мы все страдаем. Мы болеем, мы скорбим, у нас  вечного рода нестроения, бывают различного рода испытания, а часто и трагедии, и наконец самая смерть, которая прекращает на этой земле, все то, что было непрестанной чередою, была и именовалась святыми отцами юдолью плача.  Человек рождается с плачем, с плачем проходит жизнь его, с плачем он уходит и в путь всея земли, когда хладенеют его руки.

Отчего же так происходит? И вот поэтому-то для многих было совершенно понятно, что все то зло, которое происходит в этом мире, это не является действием благодати Божией, а тем более Божественным присутствием. Ни в  коей мере. Христос Спаситель, как вторая ипостась Святой Троицы, как божество благ, всеблаг и в это Он абсолютен. В этом нет никакого изъяна или можно сказать в какой-то мере было заподозрить его, что эта  Его всеблагость хоть на какие-то сферы человеческой деятельности не распространялась. Отчего в этом мире проходят испытания и отчего в этом мире существуют страдания? 

Не Господь наказует человека, а Господь попускает силам зла, силам, которые по сути своей приносят человеку боль. Силам, которые по сути своей совращают человека. Силам, которые ведут человека к смерти. В меру того, как человек отходит от Бога, Господь попускает этим силам иногда явиться во множестве своего проявления. Я не говорю всецело. Если бы это было всецело, ни одна живущая на этой земле плоть не уцелела бы. Потому что лукавый, сатана, он, по сути, является и наделен природой ангельской. Он тоже дух. Дух, который ведает очень много и может невероятное совершить. И только в силу того, что Господь сковывает его злые проявления, в той или иной мере они выливаются на человека.

Для нас звучит совершенно определенно: «Господи, кто согрешил, он ли, слепорожденный, или родители его?»  Потому что из Ветхого Завета все человечество всем своим опытом понимало, что все страдания чаще всего ниспосылаются человечеству прошлому, современному и грядущему как наказание за его дела человеческие. Наказание за нравственные преступления, за отступление от добра, от света, за отступление заповедей Моисеевых в ту пору. И они прекрасно понимали, что таковыми последствиями чаще всего являются и болезни, и скорби, и печали и различного рода нестроения. Да действительно так и происходит.

Если обратить внимание на то, насколько это справедливо, то иногда нам кажется, что наверно и несправедливо. Неужели Господь не мог бы нас помиловать? Неужели Он в силу своей благости не мог простить нам этого? Он, великий, величайший. И мы, частица бытия как такового человечества всего. Но вместе с тем, наделенная образом и подобием Божиим. И заметьте, волей, свободой воли, которая не дана никому в мире, кроме той, что присуще образу и подобию Божию. И вот именно этот образ заключался в том, что человек располагал свободной волей, мог обратить свои поступки во зло. И мы знаем, что наши прародители, Адам и Ева, к сожалению, в райских обителях этим выбором, благодатным выбором распорядились не во благо. Распорядились таким образом, что это внесло во весь род человеческий страдание, болезнь, скорби и, наконец, самую физическую смерть.

Но тогда, когда мы говорим о физической смерти, мы не должны ни в коей мере забывать, что эта смерть сама  по себе не существует. Человек, однажды родившись, никогда не умирает для вечности. И с позиции понимания того, что человек живет для вечности, наша с вами жизнь представляется ничем по сути во временном исчислении по сравнению с вечностью. И вот чтобы человек достиг вечности, когда бы она была для него благой, посылаются человеку таковые испытания. Он и болеет, и умирает для этой жизни, а иначе и быть бы не могло, представьте, если бы человек со всеми своими болезнями, раками и прочими, жил бы бесконечно. Какую муку еще можно было бы выдумать более страшную? Наверное бы нет. Необходима обычная человеческая смерть. Но она не есть смерть. На скорее освобождение от физических недугов, от одного состояния в другое. А другое состояние – это состояние вечности. И начинается оно не тогда, когда мы умираем.

А начинается оно с момента нашего рождения. Если хотите, ранее еще, даже до зачатия. В силу того, что человек до четвертого поколения ответственен за грядущие поколения. В этой связи человек ответственен каковы они будут. Такая наука как генетика подтверждает это. Она говорит о семи поколениях отслеживаемых. А что касается более широкого понимания, если говорить углубленно, наверно можно сказать, что  весь род человеческий в той или иной мере ответственен за грядущие поколения, равно как и предшествующие, что для нас довольно трудно понять. И вот потому то для всех нас представляется понятным: есть грех, есть отступление от воли Божией, есть безнравственные поступки по отношению к людям, - есть и наказание. И связь здесь прямая.

Поэтому то и говорили ученики и окружающие Христа Спасителя: «Кто согрешил, он или его родители». Действительно, давайте задумаемся, кто из нас, стоящих в храме, пришел сюда ради блага, в силу торжества своего духа, чтобы просто поблагодарить Бога за то, что мы живем на этой земле? В радостных событиях,  каких-то событиях, которые были бы ему весьма и весьма приятны и в этой жизни.  Увы. Чаще всего сюда-то и приходят со скорбями, с болезнями душевными и физическими, с угрозой смерти. Приходят сюда, когда порой исчерпали все возможности получить помощь в нашем окружающем мире, во многих испытаниях и искушениях. И приходим сюда. И часто именно страданиями, именно болезнями и скорбями приводит нас сюда Господь и удерживает здесь для того, чтобы мы думали о вечности, о Боге. Думали о том, что является не преходящим, потому что как проживем мы этот период здесь, такова и будет наша вечность. Если во грехе, то Христос Спаситель говорит, что нас ожидает в течение последующей жизни плач и скрежет зубов. То есть ужасное состояние духа, представьте, это в вечности. Если же мы жили в благе -  приидите благословенные, унаследуйте Царство Божие, уготованное вам от сотворения мира. И вот к этому то мы с вами и должны стремиться. Это является нашей благой целью. Этого выбора никто и никогда не избежит.

С точки зрения вечности наши страдания представляются нам в совершенно ином свете. Они зачастую являются необходимыми, для того, чтобы мы были на верном пути к этой вечности. Еще один момент. Христос Спаситель говорит: «Не согрешил ни он, ни родители его. Но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».  

Для того, чтобы явилась слава Божия, и было это исцеление слепорожденного. Потому что оно подняло глубинные вопросы.

Никто не согрешил. И вот в этой связи мы очень часто судим о тех или иных людях потому, насколько они страдают. Если они глубоко страдают, подвержены неисцельным недугам, мы говорим, вот он сделал нечто страшное. А вот человек другой, он благополучен, значит он благополучен и в нравственном плане. Увы, это далеко не так. Часто бывает обратное. Часто мы видим, что преступники живут в этом мире довольно благопристойно, довольно благоприятно. И часто возникает вопрос, отчего же так? Господь терпит это. Мы за малейшие, как нам кажется, отступления от воли небесной тут же бываем караемы, а этот, прозябая жизнью своей и расточая только зло, вдруг живет благоприятно. Вспоминается человеческая мудрость. Мне приходилось общаться с престарелыми людьми, которые говорили: «Нас оставил Господь, потому что у нас нет скорбей. Господь от нас отвернулся». Вы понимаете какое тут философский глубинный смысл, духовный смысл? А в то же время это объясняется следующим. Если Господь и терпит этих людей, потому что Царство Божие не может покупаться спекулятивно: ты даешь благо, и ты в Царстве Божием. Царство Божие нудится.     

И всякий трудящийся на этом пути обретет Царство Божие, где нет ни скорбей, ни воздыхания.

Человека, который на наш взгляд явно является преступником, прозябает в беззакониях, Господь терпит для того, чтобы наступило время, чтобы и он раскаялся. Господь никому не хочет погибели. Никому, даже отъявленнейшему разбойнику. Будучи на кресте, первые слова, когда Он видел страдающую мать, учеников Его, но Он видел, что они на пути истинном, вместе с тем не к ним были обращены Его слова. А только к одному из разбойников, распятому по правую сторону, который сказал: «Господи, помяни меня когда придешь во Царствии Твоем», то есть исповедал свою веру. Господь сказал одну фразу, которую мы ожидаем всю свою жизнь: «Ныне со Мною будешь в раю».

Входящим в рай явился не кто-то из  праведников, но разбойник, который действительно заслуживал этой казни, именем которого страшили люди детей своих. Чье имя наводило ужас на окружающих людей. Но искренне раскаяние, и тут же: «Днесь со мною будеши в раю». Вот поэтому-то дорогие братья и сестры и мы с вами не будем спешить кого-то осуждать за те или иные поступки, и судить о них в той или иной нравственной мере, достойный или недостойный.  Оставьте это Господу. Не случайно Христос Спаситель говорит: «Мне отмщение, и аз воздам». А нам не подобает это, потому что домостроительство Божие, то есть пути спасения Божия, они для нас неисповедимы. И вот поэтому-то будем  мы сами в своей жизни и сами стремиться, чтобы через свои страдания мы достигли Царства Божия. Иного пути для нас нет. Как обретаем благополучие, мы начинаем согрешать, и порой несказанно, бесповоротно и губительно. И, кроме того, верно и другое. Эти наши страдания возымеют тогда спасительную роль, когда будут безропотны. Вот почему будем молиться Господу, чтобы нам за этот правильный взгляд на наши страдания услышать от Господа: «Сегодня же со мною будешь в раю». Аминь.

Я сердечно вас всех поздравляю с праздником и призываю на вас Божие Благословение.   

11.06.2013