Проповедь митрополита Вадима на освящении храма в военной части ст. Батарейная

Проповедь митрополита Вадима на освящении храма в военной части ст. Батарейная

 

Всечестные отцы, братья и сестры! Сегодня для нас с вами радостное событие, радостное потому что мы с вами освещаем в воинской части храм во имя святого Великомученика и Победоносца Георгия. Этот святой не случаен в названии этого храма. Потому что жизнь его была посвящена ратному подвигу и, будучи ратником, он нес вместе с тем и евангельский образ, - ту нравственность, которую заповедовал Христос спаситель, ту жертвенность и то, по сути дела, самоотречение, которое требует воинская служба.

Для нас это радостное событие, потому что, по сути, для нас является тем, что, наверное, невозможно передать словами, потому что это место особого присутствия Божиего, потому что это место, куда человек приходит со своими язвами, язвами души, сердца, язвами телесными и возносит здесь молитвы и придает душу свою Богу и всем святым вместе с Преблагословенной Богородицей, приносит то, что для него является неразрешимым и получает здесь утешение, получает здесь наставление, и таковым образом храм является и врачебницей и больницей своего рода. Но он является еще и училищем. Слушая Священное Писание, слушая проповеди, слушая и отрывки из того предания, которое предлагает наша Церковь, мы, по сути дела, здесь являемся участниками великого наследия наших с вами предков и того, что оставил нам Божественный наш учитель – Христос Спаситель.

Здесь мы обретаем знания в вере, здесь мы обретаем убеждения, здесь мы обретаем, наконец, и смысл самой жизни. Потому что именно таковой является цель жизни, если она имеет пред собою вечность, если она открывается, как учит нас Святая Церковь, по сути дела с момента рождения и никогда уже человеческая жизнь не кончается, то для нас очень важно – какая это будет вечность. И наше здесь краткое, мимолетное пребывание, можно сказать, на этой земле, оно является не случайным, оно является совводящим, то есть той преамбулой, тем прологом, который вводит нас в настоящую жизнь, которую мы должны будем унаследовать, как некоторое воздаяние. Хотим мы это принять, или не хотим, но Христос Спаситель, чьи слова, - у нас нет права и нет никаких сомнений убедится в том, что они не истинны, - мы знаем, что они есть правда и жизнь и воскресение, как таковые, по слову того же Христа Спасителя, эти слова обещают нам некоторое пребывание человеческой души. Если, Говорит, человек не творил Закон Божий, если он не жил в законе любви, не любил ближних своих, что очень и очень, весьма важно, потому что ближние, - это все те, кто окружает нас, все те люди, вся та природа, весь тот животный мир, к которому мы должны питать истинное расположение и настоящую любовь. Наверное, это громкие слова, но они должны являться, по сути дела, совершенно определенно словами, которые бы определяли свойства, качество нашей с вами жизни. И вот, кто не делал этого, для тех уготован плач и скрежет зубов, а кто, напротив, жил в мире, жил в благополучии, жил по заповедям Господним, тому открываются обители Отца Небесного, где нет ни печали, ни воздыхания, но только жизнь бесконечная. И вот поэтому-то для нас очень важно, как совершается эта жизнь. И храм дает нам право именно здесь начинать и здесь производить оценку своей жизни, порой переоценку, порой переосмысление многих ценностей, которые существуют в нашем сознании, и, может быть, дает человеку задуматься от того порой цинизма, который царит в мире, потому что мир во зле лежит, говорят нам святые Отцы, а это, действительно так, по сути дела дает нам право задуматься о том, что является настоящим смыслом человеческого бытия.

Когда мы говорим о создании здесь храма и видим, что он здесь создался, для многих из нас, тех, кто хоть в какой-то мере это прочувствовал, это великая радость.

Хотел бы поделиться, может быть нескромно, но своим личными восприятием…

В 1974 году, по окончании 4-го курса семинарии, я призван был в ряды вооруженных сил из солнечной Одессы в не менее солнечную Читу. И вот, таким образом очутившись там, за столько тысяч километров, конечно же, мне иногда представлялось, - «А нужно ли это? Кому это вообще нужно?». И, действительно, эти годы, прошедшие в армии, они, нельзя сказать, что были самыми радостными, но они были наполнены тем, что я оценил потом. Оценил потом, потому что, прежде всего, узнал, что в той или иной мере, какая бы ни была наша армия, в каком бы состоянии морально-нравственном она ни прибывала, а она и тогда оставляла желать лучшего, - и бытовые условия, и, прежде всего, дух, как таковой царивший, он желал оставлять лучшего, - но мы прекрасно понимали, что армия необходима. Необходима для покоя наших близких, для того, чтобы были живы и с некоторой надеждой строили свою жизни наши матери, наши отцы, деды, которые в свою очередь также трудились на этом поприще. А в мою пору деды, как правило, все были фронтовики, и даже мой отец, который, хотя застал войну только на Дальнем востоке, будучи летчиком и, тем не менее весь ужас войны и вся эта угроза, - она для нас была понятна. Понятна, потому что мы выросли на наследии фронтовиков, потому что мы слышали о том, что составляло их ценность, как таковую, как они отдавали жизнь свою, как трудились тем трудом, который по сути дела, - труд солдата, - являлся неимоверно тяжелым, поскольку война – это весьма грязное и весьма трудное дело и, по сути дела, подвиг. В той или иной мере можно понять и подвиг сиюминутный, такой, как, положим, у Александра Матросова, конечно, он совершил подвиг, заслонив своих ближних от пулемета своим телом, пожертвовав жизнь. Сбылись слова, о которых говорил Христос Спаситель – «Нет больше той любви, если кто душу свою положит за други своя». Но и те многие и многие миллионы, которые трудились и несли на себе тяготы войны, будь то в обозе, будь то в другом месте, будь на передовой, - им нужно было выживать и совершать подвиг, изо дня в день продвигаясь все далее и далее, сначала отступая с большими потерями, а потом и наступая и, опять-таки с большими потерями. Дорого нам дался суверинитет нашей Отчизны, дорого нам давалось благополучие нашей Родины и благополучие наших близких. Если бы, наверное, не эти войны, наверное, и народ бы наш жил лучше, наверное, и больше были бы у нас возможности, но, увы, так это случилось. История не терпит сослагательного отношения, она как сбылась, так и сбылась. И надо сказать, наш народ, вместе с тем, превозмогая многие и многие трудности, остался свободолюбивым, остался народом со своей культурой, со своей религией, со своим взглядом на жизнь, если хотите со своей нравственностью. И это было весьма и весьма важно.

И вот когда мне по истечении учебки, а затем спустя полгода после мне довелось впервые побывать в храме, когда был на переподготовке здесь в Иркутске, для меня это было несказанной радостью. Трудно передать, что творилось в моей душе. Но я думаю, как здорово, что это было соприкосновение с храмом, соприкосновение с Божественной благодатью, и мне не хотелось никуда уходить. И день, который отпустили мне на увольнительную, весь я провел в храме. И не было для меня более счастливого времени за весь период служения как такового. Отчего же так? Да все просто объясняется словами, которые сказали святые апостолы: «Хорошо нам здесь быть, Господи» - на горе Фаворской, - и мне так хорошо было. И этого-то блага я хочу пожелать всем вам, всем воинам, казакам, всем служащим, офицерам, рядовым и прочему составу, который здесь пребывает. Хочу сказать, что теперь срок службы все-таки короче, с одной стороны, а с другой стороны, спустя много лет, я могу сказать, что искренне благодарен армии, она мне дала ту правду жизни и тот опыт жизни, который я бы никогда и нигде не получил.

Это совершенно иное, - мыслить себе, со стороны анализируя то, что происходит в тех или иных слоях общества, в данном случае – у военнослужащих, а другое – это поиспытать на себе, также поносить кирзу, потоптать два года, побегать, ну, прежде всего, что такое шесть месяцев в учебке, вы сами это понимаете. И уже, наверное, мы немногим отличались от кремлевских курсантов, когда шагали по плацу… Но тем не менее я признателен, потому что открывались такие свойства человеческой натуры, которые мне и до ныне дают возможность здраво, осмысленно судить о том обществе, в котором нам приходится работать, в котором приходится жить, в котором приходится служить и нести крест послушания Господня, послушания проповеди Слова Божиего, послушания служения Церкви, послушания служения Вечности, и, если хотите, не в меньшей мере – служения Отчизне. Потому, что в той или иной мере, наша с вами Отчизна, какие бы трудности она не переживала, какие бы соблазнительные моменты не слышали вы порой у довольно высокостоящих чиновников, она, вместе с тем, остается непоколебимой. И чем выше эти беззакония других людей, тем больше открывается чистота и светлость того государственного устройства, которое представляет наша с вами Отчизна. Какой ей быть, - во многом зависит от нас, во многом зависит от того, как мы будем нести свою службу, это важный фактор, потому что должны мы ее пронести с честью и с совестью, с самоотдачей, как таковой. Потому что сами понимаете, что как бы мы не говорили, но есть и ястребы, которые не очень бы желали, чтобы у нас были вооруженные силы и были боеспособными. Боеспособность, как это ни странно, она в общем-то помогает нам отстоять покой своих ближних и жизнь самих себя. Это очень важно, даже факт присутствия, наличия, как такового войск, он должен быть нами понимаем.

Пройдет какое-то время, многие из вас уволятся, будут работать на гражданке, но вы будете вспоминать армию все-таки с теплом, с теплом, потому что это будет ваш жизненный опыт, с теплом, потому что вы будете вспоминать своих друзей, с кем вы несли этот крест служения в армии, он не легкий, он весьма трудный, я сам его прошел и нужно сказать, и нужно сказать, что все сгладилось и осталось воспоминание доброе и, прежде всего, понимание того, что это весьма и весьма необходимо. Потому что в этом наш гражданский долг, в этом наш и божественный долг, потому что мы должны во исполнение заповедей Христовых, таким как был Георгий Победоносец, защищая своих близких. И в этой связи я хотел бы, прежде всего, пожелать, чтобы благодать Божия сохраняла вас живыми, невредимыми, чтобы вернулись вы домой в целости и сохранности. Чтобы возглавляющие ваше служение офицеры приходили домой отнюдь не с какими-то проблемами, но в добром расположении духа и были для семей опорой и утешением для своих чад. Чтобы и вы, подчиненные, радовали своих начальников, а они в свою очередь были бы справедливыми, милостивыми и были бы людьми, которые бы по-настоящему научили бы вас мужеству жизни, то, что ожидает нас в жизни, все-таки требует от нас совершенно определенного мужества.

Жизнь наша не будет простой и на гражданке, и очень важно получить здесь определенные задатки. Хотел бы пожелать вам здоровья, хотел бы пожелать вам неоскудевающей помощи Божией в ваших трудах, хотел бы пожелать вам также, чтобы успешна была ваша служба, ваша учеба, чтобы, по сути дела, жизнь, проведенная в этих местах служения, была для вас поучительной и спасительной. И потому да хранит вас всех Господь! Приходите в этот храм, несите сюда сокровенное сердце ваше, молитесь Богу, молитесь так, как вы можете, как вам позволяет ваша совесть и убеждение, и поверьте, Господь не оставит ваши молитвы вотще, он обязательно поможет. Это я говорю вам из личного опыта, из того, что по сути дела пережил. И вот тогда как мы мечтали, чтобы был храм хотя бы поближе, а служили мы порой в Даурии, и вот приходилось сюда ездить только на переподготовку, и я думал, - «вот был бы храм где-то ближе, как бы было хорошо». А для вас храм пришел сам сюда и это очень приятно. Спасибо тем, кто созидал, - и военноначальникам, и тем, кто способствовал этому, и казакам, и всем вам, и добрым христианам, которые находятся в этом храме и будут приходить сюда. Храм теперь будет работать регулярно и для многих из вас не будет теперь препятствия в том, чтобы ехать куда-то в центр, а здесь именно совершать свою молитву, совершать то благое дело, в котором учение и назидание мы получаем в храме.

Да хранит всех вас Господь многие и благая лета!

11.11.2012