Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим о Вербном Воскресенье

Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим о Вербном Воскресенье

Без  Вербного Воскресения, недели ваи, без  входа Господня в Иерусалим  немыслим сам факт  Воскресения Христа Спасителя. Казалось бы, всего неделя  разделяет два события. Но в  этих днях сосредоточена вся  жизнь Христа  Спасителя, всё домостроительство  спасения рода человеческого, все дело спасения рода человеческого. Мы и доныне не можем оценить и осознать всю глубину этих евангельских событий.  Потому что в них – тайна.

Христос Спаситель, как и все люди, страдал, терпел жажду, алкал, подвержен был климатическим воздействиям, переживал, как все люди. Потому что по  своему земному естеству он был  полностью человек.  Одно отличало его от всех остальных – неподверженность греху.  Причем, неподверженность  не сама по себе, а потому что в нем была стойкость против  греха. Потому что  искушения ему посылались  самые изощренные. Грехи  эти вечные. Они могут меняться по форме, по некоторым вызовам, по содержанию, но по сути  остаются теми же. Что переживало человечество в то время,  переживает оно и поныне.

Как в некоторых  редких отрывках мы слышим: И когда приблизился к Иерусалиму, заплакал. Вот это тайна, непонятная нам. Христос плакал,  по какому  поводу? Он знал, что в ближайшее время воскресит своего друга Лазаря, мертвого уже четыре дня. Христа-Спасителя, приближавшегося к Иерусалиму, народ воспринимал как Мессию, как пророка которого ожидало ветхозаветное человечество тысячелетия, но воспринимали  его так, как хотели  воспринимать, как того, кто бы прежде всего даровал им видимые блага.

Избавление от римского владычества, возвеличивание еврейского народа, его власть над всеми, его благополучие. Они знали, что он всё это может дать им, поэтому ждали и встречали именно такого мессию,  который созиждет земное иудейское царство, совершенно не задумываясь о том, о чем наговорил в своих проповедях Иисус Христос. Да, он говорил: «Я – Царь» Но  Царь Духа! А этого никто воспринять не мог.

Народ  недавно был убежден в необычайной силе Христа-Спасителя  и Его чудотворении, когда он друга Своего Лазаря воскрешает, нарушая казалось бы непреложный закон  смерти. Это заставляет  думать, что грядет тот Мессия, который будет избавлением Израиля.  И все вышли  навстречу ему, стар и мал, бросали  под ноги осляти, на котором восседал Христос Спаситель, ваи, то есть пальмовые листья, цветы, одежды свои. Другие  забрались на высокие деревья, чтобы только увидеть Мессию, и уже этим были счастливы. Такой подъем, венец ожидания многих тысячелетий. Они искренне радуются, благовествуют, их приветствия лишены лукавства.  Но была часть иудеев уже  знала и понимала, что Иисус идет в Иерусалим по другому поводу, чтобы избавить Израиль от царства тьмы, царства дьявола. Таковы были некоторые ученики Христа, жены, которые споспешествовали ему повсюду и внимали Его словам. Они радовались, что наступает воистину Царство Божие…

Но затем следуют события, которые в корне изменяют прежние представления всех о Нем и обо всем происходящем. И в то же время настолько обостряют тему спасения, и настолько четко  дают почувствовать человеку, о каком спасении  идет речь, что становится даже ужасно.  И нам вступающим в эту седмицу, надо будет прежде всего думать о крестных страданиях Христа. Были ли они  неожиданны? Нет. На протяжении  нескольких лет Христос  говорил о том, что Ему должно пострадать, быть распяту  и в  третий день воскреснуть, ради избавления людей от грехов их.

Но как-то все это  забылось,  Все шли на  «Осанна!», восторг. Это праздник, который определяет и сегодняшнее  состояние даже и верующих, пребывающих годами в лоне церкви людей.  Прибегая ко Христу, мы хотим тотчас увидеть , услышать, почувствовать прикосновение божественной благодати, ее действия, жаждем немедленного очевидного чуда.  И если не получаем  ожидаемого, то из кричащих «Осанна» переходим в иное состояние, в лучшем случае  становимся безразличными, а то и ожесточенными, супротивными.

И вот эти же люди через три дня неистово кричат «Распни Его! Распни Его!» и произносить проклятье, которое для иудея означает невероятное: «Кровь Его на нас и на детях наших». Они  вину распятия  возлагают не только на себя, но и на детей своих.  Для еврея это жуткая, непереносимая клятва, и тем не менее они  ее сами на себя налагают. Потому что обмануты их ожидания. Их надежды на  земное царство: опять о Царстве Небесном, о любви, о смирении, о милосердии. Простить это они ему не могли.

Вознесение с ранами незажившими. Их осязал Фома. Это тоже большая тайна.  Почему с ранами? Симеон Новый Богослов говорит, что раны Христа – это наши согрешения, наши беззакония. До той поры, пока человечество не прекратит своего существования во грехе, а это будет до скончания века, а значит, будет всегда нужна искупительная жертва Христа Спасителя, которая и совершается за каждой Литургией в храме.


05.04.2012