Неделя Крестопоклонная. Проповедь протоиерея Виктора Хаустова

Неделя Крестопоклонная. Проповедь протоиерея Виктора Хаустова

Прослушавшие скорбную историю о страданиях Христа Спасителя могут спросить: а нельзя ли Богу всемогущему обойти все эти страдания, не мог ли Он простить все согрешения?

То, что произошло на Голгофе, произошло не случайно, ибо было предрешено на предвечном совете Божием. И Господь простил согрешившего Адама, который был создан, как мы знаем из Библии, с любовию для того, чтобы быть сотрудником Божиим, чтобы разделять с Богом все творчество Его по благословению созданного Им мира. Чтобы от лица всей созданной им твари быть царем и распорядителем и возносить хвалу и славу Богу и разделять с Богом радость о созданном им мире.

Человек, как мы знаем, создан был существом благополучным, без каких-либо изъянов и повреждений. Господь дал все для того, чтобы он осуществил предназначенную ему роль. Дал ему образ Божий, то есть дал ему разум, подобный Божьей Премудрости, дал ему сердце, которое он мог наполнить любовью, дал ему волю и возможность к бесконечному духовному совершенствованию. И дал тело нетленное, материал для которого был взят так называемый прах земной, то есть те элементы, из которых состоит материальная вселенная. Таким образом, телом человек связан со всем космосом и испытывает на себе телесно космические влияния.   

Господь дал человеку еще один дар, которым он, увы, не научился пользоваться и поныне. Он дал ему свободу. То в каждый данный момент своего существования человек может распорядиться собой как ему заблагорассудится. К сожалению, наши прародители Адам и Ева распорядились свободой во вред себе. Им было заповедано жить в раю и трудиться своими руками, возделывать рай. Общаясь с Богом, постепенно возрастать от силы в силу, чтобы стать в конце концов  самими богами по благодати.

Они же предпочли послушать дьявола, который внушил: не бойтесь того, что против воли Божией, съешьте этот плод. Сразу получите знание, силу и могущество Бога. Это была заведомо дьявольская ложь. Но, увы, наши прародители поверили дьяволу больше чем Богу. Отступили от Господа, нарушив Его волю. И это отступление явилось катастрофой для всего человеческого рода.

Говорят, что Бог отступает от человека. Но это выражение надо понимать не буквально. Бог есть любовь. Кроме того, Бог вездесущ и все исполняй. Он не может никуда отступить, потому что заполняет собой все свое творение. Поэтому не Бог отступает от человека, а человек отступает от Бога. И порывая связь с Ним, совершает тяжкий грех.

Этот грех состоит, прежде всего, в том, что повредился образ Божий в человеке. Ум его стал подвергаться постоянным сомнениям и колебаниям, хотя и не потерял своих аналитических способностей, о чем говорит открытия современной науки. Человек навсегда потерял способность своим умом познавать истину.

Душа человека, отягченная грехом, потеряла способность стойко противостоять телесным влечениям и соблазнам. А тело, оскверненное грехом, стало нуждаться в отдыхе, обильном питании, возникли так называемые неукоризненные страсти, немощи телесные. Эти немощи имеют тенденцию превращаться в страсти, когда человек не удовлетворяется исполнением своих телесных потребностей, но ищет все большего изощренного наслаждения. И тело начинает заявлять права на бессмертную душу, а душа, не в силах сопротивляться этим телесным влияниям, свободно подчиняется телу. И человек становится подобен животным, которые живут согласно природным инстинктам, отступив от Бога, потеряв дух и душу, потому что грех по учению святых отцов является смертью души. Он вступил в ряд с животным, и до сих пор в этом ряду содержится.

И, увы, никто, ни один человек, никакой праведник и ни ангел не может избавить его от этой страшной участи. Потеряв связь с Богом, нарушив образ Божий, человек открыл врата смерти. И со смертью кончаются все его устремления и все его надежды. И если бы даже нашелся праведник, который исполнил бы даже весь закон, который дан  нам Богом для того, чтобы человек знал свои грехи, если бы он исполнил бы этот закон и умер, он не мог бы передать этого ни своим ближайшим наследникам, ни тем более всему человеческому роду.

Поэтому и понадобилось явление в мир самого Бога для того, чтобы спасти человека. Спасти не от материальных трудностей, которые мы испытываем. Спасти его от власти смерти, греха и дьявола. И таким человеком явился Богочеловек наш Иисус Христос, который родился от девы Марии, родился чистым, не имевшим произволения ко греху. Но плоть воспринял на себя уже поврежденную грехом. То есть, обладающую теми же неукоримыми страстями, так же страдал от холода и голода, также нуждался в отдыхе и во сне, нуждался в утешении близких, проливал слезы о своих умерших учениках. Все это было в нем чисто человеческое. Не было только одного – человеческого греха, произволения ко греху.

Но эти неукоримые страсти апостол Павел называет как раз грехом. Не имеющему греха, не знающему греха, он сделал грехом для меня, и вознес на крест. В этом и есть смысл страданий Господних. Страданиями тела совершил он, поскольку душою Господь не имел греха. Но вот чтобы исцелить человеческое тело, чтобы искусить страданиями, сделать достойным, он взял на себя те страдания, которые принадлежат человеческому роду. Полностью все перенес, отдал сам себя в руки смерти. Никто не отнимает у меня жизнь, я сам ее даю, и сам же ее возьму обратно. Умер как человек, тем самым заплатив дань греху и смерти, и воскрес как Бог. И отныне плоды своей крестной жертвы может передать всем, кто верует в него в таинстве Святого Крещения. Тому, кто идет по пути Христову, открывается Царствие Небесное.

Поэтому крест Господень является для нас лестницей в Царствие Небесное. И по этой лестнице прямо здесь, в момент своей страшной смерти первым пошел в рай разбойник, познавший свои грехи, принесший покаяние, и уже участвующий в прославлении Бога, унимает своего товарища, который продолжал хулить Его. Таким образом, он для нас всех пример. Мы все покрыты грехом и все жаждем спасения. Но не все, к сожалению, понимаем это спасение именно так, как должно.  Полны страстей, умом, волей отступаем от Бога. Вот нам пример – благоразумный разбойник, который жил беззаконно, который кровь проливал, но на кресте, познав через страдание Бога, принес Ему хвалу и просил прощения. И мы с вами попросим прощения у Бога, поскольку нет среди нас человека, в котором бы не было хотя бы тени греха, воскликнем: «Помяни нас, Господи, когда приидеши во Царствие Твое». Аминь.

19.03.2012