Проповедь митрополита Вадима в день освящения Казанского храма в поселке Тельма

Проповедь митрополита Вадима в день освящения Казанского храма в поселке Тельма

 

Ваше высокопреподобие, дорогой отец Сергий, дорогие отцы, братья и сестры.

Сегодня хочется воскликнуть вместе с псалмопевцем: «Дивна дела Твоя, Господи!»  Сегодня мы с вами присутствуем при радостном событии. Событии, когда после ремонта, долгих лет различных треволнений, которые сказались и на состоянии храма, и на состоянии прихода, и на душах прихожан. Наконец-то то церковное благолепие, которое радует глаз,  но более всего веселит душу. Веселит душу, поскольку храм является строением божественно-земным, потому что здесь встречается Церковь Торжествующая во главе с Христом Спасителем и Церковь воинствующая, которая также возглавляется Христом Спасителем, воинами которой являемся все мы. Все мы, кто борется со грехом, все мы, кто понимает, что жизнь наша имеет совершенно определенный смысл. Все мы, которые ищут Бога, ищут спасение свое. Все мы, которые в скорбях и радостях притекаем сюда и получаем от Бога утешение. «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обременные, и Я упокою вы»- говорит Христос Спаситель. И действительно каждый их нас в той или иной мере испытывал чувство глубокого душевного покоя, которые мы обретаем в этом святом храме.

Мне хотелось бы выразить, конечно же, благодарность, прежде всего слава Тебе Господи, благодеющему нам. Конечно же не нам, не нам, но имени Твоему славу. Мне хотелось бы отметить совершенно самоотверженные труды настоятеля вашего храма протоиерея Сергия Кандыбина, который пожелал сам трудиться в этом святом храме и просил меня назначить его на служение после многих лет треволнений, когда храм в общем-то находился в некотором запустении. Потому что здесь он услышал голос Божий, который звал его. Потому что здесь он крестился в этом храме и воцерковился. Видя нестроения, которые здесь существовали, это не могло его не беспокоить. И когда представилась возможность, из другого прихода он попросился сюда для служения в этом святом храме.

Я хочу сказать, что его устремления, его труды в какой-то степени увенчались успехом. Мы видим благолепие этого храма. Видим, как он прекрасен, видим сколь он устроен. И хотя есть еще следы того, что необходимо будет доделать в течение некоторого времени, но вместе с тем мы видим, в какой совершенной форме он предстает перед нами.

Устроение святого храма это не просто стройка,  не просто благоустройство любого земного объекта. Устроение святого храма, благолепие его, все то, что лежит и вокруг прихода, это и воскресная школа, другой храм, который возник недалеко от этой церкви во имя иконы Пресвятой Богородицы Прибавление ума, представляет собой комплекс, который предполагает участие в том социальном служении, которое осуществляет Церковь. Дом для ребят, в котором они могли бы проводить свое время, для того чтобы Церковь одухотворяла их жизнь, для того, чтобы она вдохновляла их на подвиг, прежде всего подвиг христианства.

И в этой связи мне хочется поклониться вам, отец Сергий, за те труды, которые вы понесли в этом святом храме. Я знаю, что это труды самоотверженные. Большая часть этого бремени в силу различных причин лежала на плечах настоятеля. И в этой связи мне хочется заметить, что мы часто сетуем, что в этом мире часто устраивается не так как нам бы хотелось. Что мы делаем, чтобы это устроилось так как, нам необходимо? И я должен сказать, что больше чем сетуем, негодуем и осуждаем, на большее мы бываем не способны. И ведь тем не менее мы видим, что отец Сергий сделал все что мог. Силами своими, силами своей семьи, силами материальными и духовными жертвуя. Мне хочется сказать, глубокочтимый отец Сергий, Господь не оставит ваши труды. Не оставит не услышанными у Бога и о всей вашей семье и вашем попечении. И мне приятно, что в Тельме один из самых благоустроенных храмов в нашей Иркутской метрополии. Это приятно, поскольку Господь создал из ничего - все. В печали радость и утешение всем нам.

Дорогие братья и сестры, мы вспоминаем и некоторое событие, которое именуется днем согласия и примирения. Каким образом оно нам представляется? Многие думают, что это примирение, соглашательство в тех или иных вопросах, и в общем-то не далеки от истины. Но вместе с тем, день согласия – это прежде всего день духовного согласия. Согласия вокруг чего-то, вокруг какой-то идеи. И вот такой идеей является наше церковное единство.

Церковная идея и единство ее подвигли Минина и Пожарского на подвиг, который запечатлелся в веках. Потому что они видели, что была угроза не просто захвата Москвы или Московского княжества. Они видели угрозу в том, что посягательство было на их дух, на их веру, на их культуру, устои, на их самобытность. С этим они примириться никак не могли. Собралось большое ополчение, которое свергло польских завоевателей,  которое выгнало их из нашего отечества и которое положило в основу всего духовное благополучие.

Эти люди, ополченцы, они в большинстве своем не задавались тем вопросом, которым мается современное человечество. Мы почему-то ищем себе смысл жизни, причем в различных ипостасях и различных проявлениях. А вместе с тем этот смысл был в абсолютном большинстве своем был известен нашим предкам. Это называется, как говорил священник Павел Флоренский, «теургия», богоделание, созидание Царства Божия внутри себя. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Стяжите дух мирен, и вокруг вас спасутся тысячи». Потому что наша жизнь, если мы взглянем внутрь себя, увы она далека от совершенства. Она далека от того идеала, чтобы понимать что таковым образом может созидаться Царство Божие на земле. И таковым образом может созидаться человеческая жизнь во всем ее благополучии. Мы ждем этого благополучия, но ожидаем его не в примирении, ожидаем его в неприятии всего происходящего, не думая о тех объективных причинах, почему это так, и не делаем ничего, чтобы это некоторым образом изменилось.

А измениться она может только одним образом. Если мы объединимся вокруг Церкви. Во всей полноте Церкви. Не в понимании того института: Патриарх, епископы, священники и миряне, а во всем многообразии, во всем величии понятия «Церковь», во главе которой стоит Христос вместе с ангелами. С тем законом, который составляет непременный закон благополучия жизни и нас на земле. И вот если мы сплотимся вокруг, то тогда действительно вокруг нас наступит единение. Наступит в той степени, которая необходима нашему народу. Необходима для того, чтобы жизнь наша проистекала отнюдь не так, как она проистекает теперь.

И благополучие это, заметьте, лежит не в области благополучия материального. Увы, как часто люди, состоявшиеся материально, не находят себе покоя. Которые не обретают себе покоя и примирения с Богом.  Не обретают покоя и у окружающих людей, которые несчастливы в семьях, в своих коллективах, в окружающих их обществе, потому что ценности, на которые они ставили -призрачны. Это пример, когда люди средствами своими созидают нечто общественно нужное. Нужное для вечности. И если им дает это Господь, я уверен, эти люди используют благополучие свое для блага общества, для созидания Царства Божия на земле, и тем более созидания Царства Божия для нужд всех людей.

И поэтому-то в этот день примирения для нас важно, чтобы мы понимали нашу жизнь, к чему мы стремимся, в чем смысл нашей жизни. Чтобы мы понимали какой путь должны мы пройти. Чтобы мы понимали, что храмы Божии, которые милостью Божией, старанием людей, которых призывает Господь, созидаются, сохраняются и благоукрашаются. Это не просто здания, это то, что напоминает нам о Царствии Божием, напоминает нам о Рае, напоминает нам о том, каким образом может человек исцелиться от недуг своих, то есть является врачебницей. Храм является еще и школой, в которой созидается наша с вами духовность. Поэтому этот храм в таком благолепном виде да будет храмом, куда мы будем приходить как можно чаще. Нести сюда свои печали и радости. Храм будет тем местом, в котором наша жизнь будет начинаться в таинстве крещения. Жизнь будет проходить здесь, где мы будем получать благословения на жизнь свою, на совместную жизнь в браке, освящение в таинстве Евхаристии, освящении в таинстве покаяния. Да будет, наконец, тем местом, откуда нас понесут в путь всея земли с хладными руками.

И тогда здесь пройдет вся наша жизнь в духовном понимании сущности происходящего, когда мы можем смело сказать, что жаждем этой встречи с Господом и приобретаем того, о чем апостол Павел говорил: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение». Аминь

Я сердечно всех вас поздравляю с праздником и призываю на вас Божие благословение. Я искренне признателен всем вам, кто положил свои молитвы и труды, которые созидались в благоутроении этого храма.  Да хранит вас всех Господь.

04.11.2011