«Что же так смутило апостола Фому?..» Проповедь архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима

«Что же так смутило апостола Фому?..» Проповедь архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима

Дорогие братья и сестры. Я сердечно вас поздравляю со Светлым праздником праздников и Торжеством из торжеств Воскресения Христова традиционными и вечно новыми словами пасхальной радости: Христос Воскрес! Воистину Воскресе.

Сегодня мы с вами вспоминаем память апостола Фомы, в соответствии с прочитанным евангельским чтением.  Мы знаем, что это один из апостолов, который в нашем народе получил название Фома неверующий. И не случайно довольно часто можно слышать, когда какое-то событие людьми не принимается, то этих людей называют именно Фомой. А вместе с тем, дорогие братья и сестры, давайте все-таки вспомним, кто такой был апостол Фома. Апостол Фома – это один из ближайших учеников Христа Спасителя.  Апостол Фома оставил свои прежние занятия, оставил семью, оставил привычный образ жизни, оставил все, что могло бы держать его в этом мире, сулило ему физическое благополучие, сулило ему обеспеченную старость. Он оставил все и пошел  по призыву Господа, за Христом Спасителем, своим Божественным Учителем.

(Включить (остановить): правой кнопкой мыши - "Воспроизвести" (отметить или снять галочку))

Совсем недавно мы слышали с вами, как накануне своих крестных страданий Христос Спаситель говорит своим ученикам, что надлежит Ему идти в Иерусалим и пострадать, и смерть принять. И апостол Фома, совершенно не сомневаясь, говорил: «Идем и мы умрем с ним!» Такая была решимость у апостола Фомы, такое было у него устремление. Он уже не думал о своей жизни, он не думал о смысле ее, он не думал о своем благополучии, о жизни как таковой, вообще будет ли он жить. Он готов был умереть ради Христа, ради Его учения, ради Его истины, ради того, что так восхищало его на протяжении трех лет, что научало его в истине, что так поражало его своим смыслом и  Божественным Откровением, своим возвышенным устремлением нравственного бытия, которое в законе своем не имело предела, но стремилось к обожению.

Фома, который пришел к своим собратьям, собранным, как повествует Евангелие, страха ради иудейска, пришел и увидел их ликующими, увидел их такими, каким знал в своей жизни. Он увидел их только немощными, подверженными человеческим слабостям, боящимися страха ради иудейского, столь же несовершенными, столь же колеблющимися, столь же ликующими и столь же переживающими. И вот в этой связи он им не поверил в то, что Христос воскрес, о чем говорили ему ученики.

Что же так смутило апостола Фому? Почему он не поверил в слова других учеников? И он говорит, что пока он не осязает язвы, нанесенные телу Христа Спасителя, до той поры не будет иметь веры.  Потому что он думал, что, может быть, призрак явился им. Что же так неверующий апостол Фома? Что же он не допускал мысли,  что воскрес Христос Спаситель, вспоминая страдания Божественного Учителя. Он верил словам Христа, что Ему надлежит умереть и в третий день воскреснуть. Он верил и помнил это. Но вместе с тем, увидев учеников, он в этом событии усомнился.

Усомнился, потому что понимал, что если воскрес Христос, то все должно быть другим. Потому что это торжество жизни над смертью. Потому что это торжество истины, потому что это  наполняет жизнь совершенно иным содержанием, совершенно иными ценностями, иными критериями этих ценностей. Если Христос воскрес, он не должен видеть их сомневающимися, ликующими и в то же время малодушными, потому что понимал, что если воскрес Христос, то вера должна быть непоколебимой. Она должна быть настолько возвышенной, настолько крепкой, что не было бы никакого сомнения. И мало того, эта вера должна была изменить сущность учеников, его собратьев. Потому что для них обреталась иная нравственность, иные ценности и содержание. И таковым образом, если поверить в Воскресение Христово, все, что было в этом мире, не имеет никакого значения перед фактом Воскресения. Оно бессодержательно без всё наполняющего чувства Воскресения Христова. Оно все собой объемлет, даже самые сокровенные состояния человеческой души. Потому что всецело эта вера должна была проникнуть. Потому, глядя на своих собратьев, он усомнился.

Это не его вина. Это вина, прежде всего тех учеников, которые не могли постичь всей сущности во всей глубине и высоте понять, что совершилось, что произошло.

Потому что произошло событие, которое мы вспоминаем как снисхождение во ад Христа Спасителя, и открытие врат в обители Отца Небесного. Потому что указан путь, по которому пойдет все человечество. Путь воскресения плоти, начало которого по апостолу Павлу было положено Христом Спасителем.    

Иного пути нет. Это действительно путь Голгофы и путь Воскресения. Это надлежит испытать каждому человеку. Как говорит Христос Спаситель, прежде чем вас, Меня возненавидел мир. Эта ненависть мира, неприятие Воскресения, света, благодати, истины, абсолютной святости, она и ныне продолжает смущать человечество. Апостол Фома усомнился, когда увидел учеников такими слабыми.

Пройдет некоторое время, и наступит день Пятидесятницы. И они будут подвержены снисхождению Духа Святого на них, как говорил Христос Спаситель. И этот Дух сделает их из немощных непобедимыми, из людей  слабых сделает их крепкими, из людей телесных сделает их великими святыми, чьими трудами совершались любые чудеса, включая и воскресение мертвых, из людей сомневающихся сделает их столпами веры. Сделает их теми, кому будут открыты тайны Царствия Божия. И они будут повествовать на разных языках, повествовать о Христовой истине, о Воскресении Христа.

Неслучайно всем нам известны слова апостола Павла: «Если Христос не воскрес, тщетна и проповедь наша, тщетна и вера наша.

И для нас, дорогие братья и сестры, должно быть поучительным, каких  учеников увидел апостол Фома и какими они стали. И вот в этом-то должны мы преобразиться в этой жизни, мы должны стать светлее, святее, чище, светоноснее, светозарнее. Мы должны не сомневаться в истине Воскресения, не просто умозрительно, это не только плод для нашего рацио, нашего сознания, но давать удовлетворение и нашему естеству, понимание того, что воскресение Христово для нас имеет суть. Это смысл нашей жизни, к которому мы должны стремиться.

Совершенно очевидно, что если бы мы даже захотели отрицать это Воскресение,  оно все равно бы свершилось. Помимо нас, помимо нашего желания, наших устремлений, помимо наших убеждений.

Это воскресение является столь значимым для всех нас, что вся остальная жизнь является лишь придатком, которая служит только средством вечной жизни, вечного Воскресения из мертвых.   

Вот потому, дорогие братья и сестры, не будем спешить осуждать апостола Фому. Научимся на этом примере вере, научимся тому, что говорил Христос Спаситель: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, и остальное все приложится вам». Именно так.

Если мы будем верны в главном, то все, что сопутствует нашей жизни, будет совершенно естественным, проистекающим из этой вечной веры.

Я сердечно вас вновь и вновь поздравляю с праздником и призываю на вас Божие благословение.

04.05.2011