Проповедь в день празднования Торжества Православия иеромонаха Ефрема (Пашкова)

Проповедь в день празднования Торжества Православия иеромонаха Ефрема (Пашкова)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры.

Первое воскресение святого Великого Поста называется Торжество Православия.

В 843 году 19 февраля Святейший Патриарх Константинопольский Мефодий устроил торжественный крестный ход с иконами через весь Константинополь в знак прекращения иконоборческой ереси, которая сотрясала Церковь больше 100 лет. Это событие и послужило основанием этого празднования. Церковь утверждает Торжество Православия как напоминание о победе над всеми еретиками, которые на протяжении столетий пытались извратить церковное учение.

И вот этот день, этот праздник не потерял своей значимости и в наши дни.  Не трудно заметить, что в современном мире все больше и больше утверждается мнение о том, что нет абсолютной истины, нет абсолютных нравственных начал: это было нравственно в то время, а сейчас стало безнравственно; что было безнравственно, сейчас стало нравственно. Итак, мы видим, что черное выдается за  белое, а белое выдается за черное.

И вот Торжество Православия нам с вами говорит, что истина – это Господь. Истина – это Христос. Истина неповрежденной пребывает в Святой Православной Церкви. Есть одна Единая Православная Святая Соборная и Апостольская Церковь. Еретики это те, кто откололись от нее и пребывают вне ее спасительной церковной ограды.

И вот в чине Торжества Православия мы с вами, дорогие братья и сестры, слышим как  Церковь возвещает анафему еретикам. Многие говорят, что Церковь проклинает. Но Церковь не проклинает. Церковь возглашением анафемы  свидетельствует лишь об одном: что те люди, которые исповедуют, например, что мир сам создался, что от планет зависит жизнь человеческая, что можно общаться с духами. Возвещая им анафему, Церковь свидетельствует своим чадам – этот путь, который возвещают эти люди, ведет к погибели. Он не спасителен.

Возглашая анафему, Церковь напоминает нам, что до этой черты мы можем доходить, а, если границу перейдем, то погибнем.

Анафема провозглашается всем еретикам, которые были в истории Церкви и есть, как напоминание о том, что вне спасительной Православной Церкви нет спасения. Священномученик Киприан Карфагенский он прямо писал, что любой грех можно вымолить. Любой грех смывается кровью мученичества. Но грех против Церкви даже мученичество за Христа не прощает.

В Отечнике приводится такой случай про старца Агафона, который отличался незлобием и кротостью. И вот  его ученики, желая испытать старца, подошли к нему и говорят: «Отче, ты блудник».  На что старец Агафон сказал: «Действительно это так». Ученики снова говорят ему: «Отче, ты вор». И снова старец Агафон сказал: «Воистину это так, братья». Затем ученики сказали: «Отче, ты еретик». На что старец Агафон сказал: «Нет, братья, это не так».  Ученики были поражены этими словами и спросили: «Старче, а почему ты, услышав, что ты еретик, так резко воспротивился».  И старец Агафон сказал действительно святые слова: «Братья, любой из нас грешник, и любой может очистить свои грехи покаянием. Но еретик ставит себя вне Церкви, ставит себя вне общения с Богом».

И вот будем с вами об этом помнить, дорогие братья и сестры. Будем свято хранить нашу святую православную веру. Ведь вспомним наших святых мучеников и исповедников Российских. В великих страданиях, в великих гонениях они сохранили и передали нам золото веры. И вот пусть мы своей жизнью, добрыми делами, своим хранением Святого Православия и нашим потомкам передадим золото веры, святую Православную Церковь, святое вероучение, которое нам передали святые отцы .Они заплатили великими страданиями, и даже своею кровью.

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с Праздником Торжества Святого Православия.   

13.03.2011