Проповедь диакона Игоря Зырянов (Воскресение 23.0111)

Проповедь диакона Игоря Зырянов (Воскресение 23.0111)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

Сейчас мы слышали слова нашего Спасителя "Я есмь пастырь добрый, пастырь добрый жизнь полагает свою за овец своих" (Ин. 10:11). В этих, несколько иносказательных словах мы слышим самое главное - это любовь Божия к людям. Наш Пастырь настолько добрый - что полагает жизнь Свою за овец своих. И Господь Иисус Христос, Он положил жизнь за нас. Любовь Божья есть основания нашей жизни на земле, потому что все, что мы не имеем в жизни нашей, даже саму нашу жизнь, и все наше мироздание вообще, - все это любовь Божия. То, что мы живем, то что дышим, то что кушаем, что имеем  - это Его любовь к нам.

Даже если мы страдаем, то это тоже Его любовь к нам, потому что на самом деле, если мы смотрим в свое сердце, то мы видим, что каждый из нас заслужил только одного - быть уничтоженными, уничтоженными многократно за свои грехи, но Его милостью мы продолжаем жить. Мы продолжаем жить и надеяться, мы продолжаем, может быть, грешить и раз, и два, и три и снова приходим и раскаиваемся и снова Его милостью мы живем.

То, что мы стоим в этом храме, - это Его любовь и тот крест, который притерпел Иисус Христос, более того, тот сам факт того, что Бог стал человеком для нашего спасения это, конечно же, его любовь. И то, что мы можем стать причастниками сегодня Его Божества через святые страшные тайны, через Его Тело и Кровь, это тоже Его любовь.

Святой праведный Иоанн Кронштадский сказал такие слова: «Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты, для того, чтобы все напоминало вам, что вы во храме Любви, распятой за нас».

Храмы Божии - это храмы любви Божьей обращенной к нам. Любовь в этом мире популярное слово. Мы часто слышим слова о любви. И хотя по русски слово любовь одно, по гречески есть несколько слов определяющих это понятие: эрос, филиос, агапе.

Филиос - это есть дружественная любовь. Любовь сегодня очень опошленная, везде мы слышим про любовь, но подразумевается, не Божья любовь, а плотская любовь, мы слышим о греховной разоженной страсти вместо истинной любви Божией. Человеческая любовь какая бы высокая она не была, она всегда эгоистична, даже когда мужчина говорит женщине – «Я без тебя жить не могу» - он говорит о своем эгоизме, потому что именно он не может без нее жить, именно он хочет обладать, он хочет иметь и это наша суть - наш эгоизм. Он постоянно выражает даже тогда, когда мы стараемся любить. Божья же любовь другая. Божья любовь по-гречески звучит как Агапе - это безусловная любовь, то есть, Бог любит нас без каких-либо условий.

Если мы думаем и размышляем о величии Божием, то в нашей душе рождаются мысли: Боже, какой же ты великий, - наш разум, наше сознание даже не может представить величие Его любви. В Новом Завете записано как апостол Павел молился – «Господи, дай нам понять твою любовь на сколько она велика и обширна, глубока и не соизмерима ни с чем» (по Еф.3:18-19).

Святитель Иоанн Златоуст сказал «Он человеколюбив и милостив, и как мучающаяся родами желает разрешиться от бремени, так и Он желает излить Свою милость, но грехи наши препятствуют этому».

Конечно, когда мы видим Его любовь, когда начинаем осознавать ее нашим разумом, то спонтанно, само по себе, наше сердце откликается на Его любовь.

К сожалению, это только моменты, к сожалению, наша жизнь не откликается в ответ на любовь Христа. Представьте, что человек идет по льду, провалился и начал тонуть и кто-то спас его, - насколько же тонущий будет преисполнен благодарности к своему спасителю. Но, к сожалению, зачастую, даже такой благодарности мы не испытываем к нашему Спасителю. Нам необходимо нудить себя к любви. Святитель Василий Великий говорил:  «Любовь к Богу рождается и без научения, естественно, как благопризнательность за Божии благодеяния, ибо видим, что псы, волы, ослы любят питающих их».

Даже собачки, если мы к ним хорошо относимся, играем с ними. Хорошо кормим их. Ухаживаем за ними, то они отвечают нам любовью и преданностью.  Также и человек невольно откликается на любовь Христа. Эта ответная, наша любовь очень важна! Важно, чтобы, когда мы приходим в храм, когда работаем на своих работах, в наших семьях, когда мы молимся, когда мы смотрим на Крест Христов - мы прикасались к любви Божией нашей душой. Чтобы наш разум размышлял о ней. Чтобы внутри нас что-то загоралось, и мы говорили в себе: Господи, Ты возлюбил меня, и я то же хочу, хотя бы постараться, любить Тебя. Господь Иисус Христос сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13, 34-35).

Как люди узнают, что мы христиане? Наш Спаситель сказал один критерий - если будете иметь любовь между собой. Один мудрый человек однажды сказал: «Богатство без любви делает человека ЖАДНЫМ. Вера без любви делает человека ФАНАТИКОМ. Справедливость без любви делает человека ЖЕСТОКИМ. Правда без любви делает человека КРИТИКАНОМ».

А Святой апостол Павел пишет в Коринф отрезвляющие слова: «Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви то я ничто! И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13:2-3).

Если все наши старания, все наши усилия, которые мы делаем, представляем Богу как жертву. Если внутри себя мы говорим Господу: вот я проложил такое-то и такое-то усилие, вот я положил такие-то финансы на храм, вот я сделал такую-то милость. Я жертвую Богу! Если мы думаем, что Бог должен зачесть нам эти наши дела, то нет нам в том никакой пользы. Гораздо полезнее представлять все наши дела как неоплатный долг Господу, за то, что Он сделал. Лучше если мы говорим: Боже, Ты спасаешь меня, каждый день милуешь меня, даешь мне жизнь, даешь мне дыхание, не смотря на то, что я достоин того, чтобы провалиться в ад прямо сейчас, Ты, Человеколюбивый, все равно милуешь меня! Святой Апостол Павел пишет, что любовь имеет следующие свойства: «Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует не превозносится, не гордится не ищет своего всего, надеется, всему верит, любовь никогда не перестанет». - То есть, если мы завидуем, то мы не любим, если не терпим, то мы не любим. Не будем обманываться.

В нашей жизни мы иногда делаем такие поступки, из-за которых ненавидим самих себя, но в большинстве случаев, когда мы видим бомжа и отворачиваемся, с некой долей презрения, когда нам кто-то что-то сказал, и мы обижаемся и гневаемся, - мы не считаем это большим грехом. Мы думаем иногда, что мы такие и нас не переделать.

Но если бы мы смотрели на все через Крест Христов, только если бы это делали чаще, то все было бы по-другому! Не даром мы на груди носим нательный крест. Мы же его носим не как амулет, а как напоминание, о том, что Божья любовь была распята за нас. Что Христос стал человеком, и настолько возлюбил людей, даже до смерти и смерти крестной.

Святой Апостол Павел увещевает христиан в послании к Евреям: «Посему и мы имея вокруг себя такое облако свидетелей...»

Облако свидетелей - вот они, вокруг нас в этом храме, - образы, иконы Святых, которые всегда предстоят пред Богом. Иконы в храме находяться для того, чтобы мы понимали то, что небесная Церковь участвует в литургии вместе с нами, а лучше сказать - мы вместе с ней. Когда же мы взираем на этих Святых, их пример, их жизнь должна как-то вдохновлять нас, и Святой апостол говорит, что, взирая на это облако свидетелей – «... свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который претерпел крест, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душам вашими».

Нам нужно не изнемочь душами нашими, так как любовь охладела в этом мире. Сегодня, если мы видим небольшие дела любви, мы уже удивляемся, а дела великих подвижников прошлого зачастую, к великому сожалению, кажутся фантастическими. Но Божья любовь, как и Сам Бог, вчера и сегодня и во веки та же. Река Божьей любви по-прежнему течет с Креста нашего Господа! Только откроем ли мы наши сердца навстречу этой любви в покаянии?

Святой праведный Иоанн Кронштадский написал: «Душа невольно порывается к славословию, когда смотришь на звездное небо, но еще более она порывается к славословию когда смотря на небеса и на звезды якоже Бог основал представишь себе помышление Божие о людях, как Бог бесконечно любит людей, заботится о их вечном блаженстве, не пощадив и Сына Своего Единородного для спасения нашего и упокоения во Царствии Небесном. Нельзя не славословить Бога, когда вспомнишь, что ты из ничего создан, что ты предназначен от сложения мира к вечному блаженству, совершенно туне (тайно), не по заслугам, когда вспомнишь, какая благодать Божия подается тебе от Бога для спасения во всю жизнь твою, какое бесчисленное множество грехов тебе прощается, и притом не раз, не два, а несчетное число раз, какое множество естественных даров тебе подается, начиная с здоровья тела до  струи воздуха, до капли воды».

Господь да благословит нас думать и размышлять о Его любви и не напрасно носить нательный Крест на груди, и стараться смотреть сквозь Него на людей и события, хотя бы начиная со своей семьи.

Аминь.

31.01.2011