Проповедь архиепископа Вадима на освящении храма Святителя Николая в Красных Казармах

Проповедь архиепископа Вадима на освящении храма Святителя Николая в Красных Казармах

 

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры

Сегодня для нас радостное и великое событие.

Сегодня для нас действительно день, в который мы прославляем святителя Николая, которого память сама по себе священна и для многих людей таинственна и одухотворена. Сегодня мы с вами являемся свидетелями того, что сами присутствуем при событии, которое выходит за рамки нашего понимания. За рамки того, что происходит в этом мире, и того что мы с вами совершаем.

«Дом мой домом молитвы наречется»-говорит Господь. И действительно, созидая эту святую Церковь, каждый из вас в меру своих возможностей тех, кто создавал этот храм, те, кто приветствовал его создание, те, кто трудился на благоустроителстве этого храма, те, кто являлся инициаторами, создавал именно из благих побуждений, из благих целей. 

И вот сама действенность этого события для нас священна и часто для нас таинственна.

Мы не можем сказать, чем для нас является храм Божий во всей его полноте. Потому что храм определяет собой некую таинственную субстанцию, определяет особое место присутствия Божия здесь, на земле. Таковыми являются храмы.

Мы с вами созидая этот храм прежде всего созидаем то, что может принести он для нас. А принести храм может многое. Его действенность, его значимость настолько всеобъемлющи в рамках человеческой жизни, человеческой деятельности, что трудно назвать область, которая была бы не сопряжена с усилиями значения храма, местом присутствия Божия в нашей жизни.

Храм – это место и молитвы. Храм, куда каждый принесет свои молитвы благодарения Бог за те многие благодеяния, и в то же время храм будет местом и прибежищем тех людей, которые придут туда и со слезами скорби, и со слезами прошения к Богу, желания получить благодатную помощь в тех или иных благих начинаниях, желания получить утешение в минуту отчаяния и скорби, желания получить просимое у Бога, то что необходимо человеку, когда простые человеческие силы исчерпывают свою значимость и свою деятельность. И вот тогда-то обращаясь к Богу мы тоже придем сюда.

Храм, я верю, будет именно тем местом, где будет начинаться человеческая жизнь с момента его рождения и крещения, в великом таинстве Христова имени. Храм будет и тем начинанием для брачующихся, которые начнут здесь свою совместную жизнь и получат освещение в таинстве  брака, в таинстве венчания. Храм – это место, где пройдет вся человеческая жизнь, когда в тех или иных моментах мы притекаем к Богу.

Храм – это место, где человек получит назидание в доме Божием, получит совет от священнослужителя от имени Божия, которое будет совершаться здесь, а именно повествование Евангелия, Апостола, Ветхого Завета, то есть то, что по сути своей является основой нашего вероучения.

Храм – это место где мы получим и плоды духовного предания, которые идут от святых отцов, и объясняют нам значимость для человека Священного Писания и те или иные моменты, которые  определяли бы человеческую нравственность, которые бы определяли тот закон, который должен быть исполняем каждым человеком. Закон непреложный, не подвластный времени, не подвластный веяниям и настроениям, Вы понимаете как важно иметь этот камень несекомый, камень, который был бы не рассекаем, которым является Закон Божий. Закон, который зиждется на соблюдении двух божественных заповедях: о любви к Богу, и любви к человеку. А большей этой заповеди, говорит Христос Спаситель, нет. И вот именно эту заповедь он нам завещал совершать. «Заповедь новую даю вам. Да любите друг друга».

«Что толку, говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов, если вы говорите, что бога любите, а брата своего ненавидите. Как вы можете любить Бога, которого не видите, а брата, который есть образ и подобие Божие, ненавидите. Это невозможно. И неслучайно апостол Иаков подтверждает нам эти слова, говоря, что дела наша без дел мертва есть.

Вот потому для нас храм является тем, несомненным училищем благочестия. Училищем, в котором человеку дается духовное восприятие происходящего. Училищем, в которое даст человеку начатки того, как совершать его, человеческое бытие, человеческую жизнь, в каких рамках, по какому пути пойти, и какие должны быть ограждающие меры.

Храм, наконец, и то место, где мы провожаем в путь всея земли отходящих от нас, о которых мы молимся, чтобы Господь вселил их в селениях праведных.  То есть в храме проходит вся человеческая жизнь. И вот мне думается, что так важно иметь эти светочи у нас на земле.

Если в нашей стане созидаются храмы, значит далеко не все потеряно. Значит есть надежда на наше спасение.  Есть надежда на благополучие и нравственное совершенствование общества, которое в этом нуждается. Это мы явственно ощущаем. Ощущаем жаждой своего сердца, жаждой своего человеческого  бытия, со всей своей человеческой сущностью, которая именно жаждет. Жаждет справедливости, мира, благополучия, любви, которое мы недополучаем в этом мире.  Вместе с тем, это все в руках человеческих  и в Божественной помощи. Неслучайно апостол Павел говорит нам : «Все могу во укрепляющем меня Иисусе.» 

И вот именно с именем Божиим, с тем, что мы получим в этом святом храме, когда мы будем притекать сюда в минуты отчаяния, скорби, а может и радости, то есть духовного утешения от Божественного присутствия , возможно наше с вами человеческое спасение.

Возможно бытие и человеческое спасение каждой личности, органичное ее существование. Не разрушение, как зачастую происходит, а именно мир, благополучие, радость, любовь и созидание,  которое бы укрепляло человеческое общество, и тем самым отдаляло бы от нас то, что является концом света и Вторым Пришествием в мир Христа Спасителя. Не в нашей власти отменить его, но в нашей власти отдалить его. И это является для каждого человека грозным моментом, грозным предупреждением, которое должно быть грозным убеждением.

Сегодня от лица Церкви я хотел бы принести благодарность тем, кто созидал этот храм, кто так или иначе трудился над его воссозданием, тем, кто всю свою добрую волю положили для того, чтобы построить храм. И выразить надежду, что Господь не оставит этих людей, что Господь поможет им в их добрых начинаниях, что Господь поможет им перенести в их жизни всякие тяготы и лишения, которые невольно перепадают на человеческую жизнь. И вместе с тем послал свой Дух в помощь, который освещал бы каждого человека грядущего в мир. Аминь.

22.05.2010