Священник Георгий Малов. В неделю о расслабленном

В неделю о расслабленном

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшнее Евангелие мы обычно читаем на водоосвящении, читаем слова вам всем хорошо знакомые. Вошел Господь Иисус в Иерусалим и пришел в так называемую Овечью купель, место печальное, нечистое, где лежали больные. Время от времени вода в бассейне вскипала, и люди, толкаясь, ругаясь и отпихивая друг друга, лезли в воду, потому что тот, кто входил первым, принимал на себя целительную силу этой воды. И чем труднее было до нее добраться, тем более каждый старался приложить усилий. Тут были и зависть, и ненависть, и споры, и стоны больных. И Господь Иисус пришел в это царство скорби, чтобы разделить с людьми их страдания. Оглянулся вокруг, и внимание Его привлек немолодой ужн паралитик, лежавший без движения. Господь подошел к нему и спросил: «Долго ты лежишь тут?» И тот сказал: «Тридцать восемь лет, всю жизнь». Всю жизнь... Может быть какие-нибудь люди приносили ему поесть, кто-то переворачивал его, ведь он, как труп, лежал, но не нашлось человека, который бы подтащил его к воде. А у него была единственная надежда, что когда-нибудь наступит такой год, когда он одним из первых погрузит свое тело в воду, и болезнь его оставит. И Господь сказал ему: «Так долго лежишь ты...». «Да, тридцать восемь лет... У меня нет человека, который бы мне помог». А сам он, даже если бы и пополз, напрягая все силы, все равно бы его обогнали другие, все равно бы его оттолкнули. Вот последний предел человеческого унижения: как камень лежит он в этом зловонном месте всю жизнь, брошенный всеми, больной, одинокий, и вдруг он слышит голос говорящего с ним Христа Спасителя. Он не знал, кто это такой, кто его спрашивает, он отвечает, как во сне, как в забытьи. И голос ему говорит: «Вставай, вставай, собирай свою подстилку и иди домой». И он, как во сне, начал подниматься. В руки вновь вернулась жизнь, и ноги стали все чувствовать. Человек поднялся, даже не понимая, что с ним происходит, и машинально стал собирать свою постель, не сказав «спасибо», не благодаря Бога, собрал матрац, на котором он лежал, свернул, закинул на плечи и зашагал домой. А Господь Иисус знал, что это за человек, знал, что душа его была далеко не безупречной. Когда исцеленный шел домой и тащил свою подстилку, благочестивые люди встречали его и говорили: «Сегодня суббота, как ты смеешь нести что-то?» По закону Божию не полагалось этого делать. А он отвечал: «Кто меня вылечил, Он мне велел, я и иду». «А кто тебя вылечил? Кто это в субботу мог нарушить закон Божий?» «Не знаю, — сказал он, — лица Его не видел». Потом Господь встретил его в храме и сказал: «Впредь не греши, чтобы не было тебе хуже». Расслабленный посмотрел на Него и узнал Его, а потом пошел и рассказал, что это Иисус исцелил его. Вот о каком событии рассказывает нам сегодня евангелист Иоанн. Конечно, расслабленные - это мы. И не столько расслабленные телом, большая часть из нас ходит, бодрствует, что-то делает. Но почти все мы расслаблены душой. Ибо грех - это паралич души. Душа, больная грехом, она неподвижна, не может двигаться к Богу, не может двигаться к этой спасительной благодати, которую дает Господь. Более того, не видит даже самого своего греха и не может подойти ко своему исцелению. И Господь по милосердию Своему дает нам это духовное исцеление. Ведь это Он стал для нас живым источником воды исцеления. Подумайте, там была купель, где только редко-редко вода становилась целебной, и туда бросались отчаянные люди. У нас есть другая купель — слово Божие, неисчерпаемый источник жизни, святое Евангелие, священная Библия, в которой заключено все, что нужно для жизни человека. Наш источник — Святая Чаша, к которой мы подходим, молитва, жизнь наша в Церкви; этот источник оживляется не раз в год, а всегда; каждый может приступить к нему в любое время. Когда годы сгибают спину, когда разлуки, огорчения, оскорбления, обиды, разочарования — все то, что омрачает нашу жизнь — ложится на душу, как камень, когда нас точит и горе, и уныние, и пустая серость жизни, когда мы действительно похожи на мертвецов, на паралитиков, на неисцелимо больных обратимся к Богу с просьбой помощи, с просьбой поддержки в этой трудной жизни. И Господь по милосердию своему очистит нашу душу от скверны и даст нам полное исцеление. Аминь.

В неделю о расслабленном

Прочитанное ныне Евангелие повествует о великом чуде исцеления расслабленного, которое сотворил Господь наш Иисус Христос, и о Его милосердии к страждущему человечеству. Евангелие нам повествует о том, что недалеко от Храма в Иерусалиме была Овчая купель (нечто вроде бассейна). Ангел Господень сходил по временам в эту купель, возмущал воду и сообщал ей чудодейственную силу, и кто первый входил в воду после возмущения ее Ангелом, тот получал исцеление от всякой болезни, какою бы ни был одержим. Эта целебная сила привлекала к воде множество болящих. Среди них был один человек, который тридцать восемь лет страдал тяжким недугом, но все-таки не унывал в надежде на исцеление. По случаю праздника Господь пришел в Иерусалим и посетил Овчую купель. Обратив внимание на терпеливо ожидавшего милости Божией расслабленного, Господь спросил его: «Хочешь ли быть здоров? Так, Господи, – отвечал больной, – но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Тогда Господь говорит: «Встань, возьми постель твою и ходи». Страдавший тридцать восемь лет тяжким недугом тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел. А было это в день субботний, и иудеи сказали, что в субботу не дозволено носить постель. Тогда исцеленный промолвил: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи». Иисуса Христа рядом уже не было. Он скрылся в народе. Но потом, когда Господь встретил исцеленного в храме, Он сказал следующие слова: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Первое, что заслуживает нашего внимания, – это твердая вера больного в милосердие Божие. Тридцать восемь лет он страдал от тяжкой болезни и не изнемогал в своем терпении и уповании. Он верил и надеялся получить просимое, и Господь вспомнил о нем и подал ему исцеление. Нам нужно учиться на этом примере быть терпеливыми во время посещающих нас скорбей, которых бывает так много. Действительно, скорби и беды порой не под силу понести человеку, и мы, из-за своего малодушия и нетерпеливости, нередко теряем упование на милость Божию, плачем и ропщем. Мы иногда желаем, чтобы наши прошения и молитвы тотчас исполнялись, не помышляя о том, что Бог лучше нас знает, что для нас полезнее и когда подать нам утешение. Мы плачем, стонем, называя себя несчастными и как бы невинно страдающими всю жизнь, не вспоминая наставления Господня апостола: «Господь кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». Через перенесение скорбей и телесные страдания Господь врачует нашу душу, научает нас смирению и упованию на Его милость. Господь дает нам возможность показать Ему, насколько мы богаты верою, надеждою и любовью, – этими существенными христианскими добродетелями, без которых человеку невозможно войти в Царствие Небесное. Апостол Павел говорит: мы не только тем хвалимся, что через веру получили оправдание и надежду в будущем, «но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Скорби – это наши учителя, они научают нас терпению, опытности и искусности. Не могут не обратить на себя нашего внимания слова из прочитанного Евангелия, сказанные Господом исцеленному расслабленному: «Вот, ты выздоровел: не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Из этих слов видно, что между болезнью и грехом существует самая наитеснейшая связь. Пока первые люди не согрешили, до тех пор они были здоровы и телом и душой. А после того, как не смогли уберечь себя от греха, – вслед за грехом последовали и болезни. Это явление повторяется и сейчас, и закон этой зависимости будет в силе до скончания века. Всякое нарушение закона, как в области телесной, так и в области нравственной, влечет за собой расстройство природы нашей и непременно сопровождается болезнями. А поэтому, зная эту истину, будем всемерно избегать греха как причины разрушения нашей душевной и телесной природы. Познаем свою греховность, будем надеяться на человеколюбие Божие, на Его помощь, и Господь по милости Своей омоет наши души в спасительных водах своего милосердия. Аминь.

 

01.05.2010