Уверение апостола Фомы. Проповедь архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима

Уверение апостола Фомы. Проповедь архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима

 

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Христос  Воскресе!

 

Блаженны не видевшие, но веровавшие. Сегодня эти слова Священного Писания звучат с особой значимостью. Звучат, подвизая каждого человека осмыслить их во всей своей полноте. Действительно, для нас сегодня так называемая Антипасха, или Фомино воскресение,  посвященное памяти апостола Фомы, а точнее эпизоду из жизни Христа Спасителя,  о котором нам повествовало сегодняшнее Евангелие.

 

Апостол Фома отсутствовал, когда другим ученикам, собравшимся в горнице страха ради иудейского, являлся воскресший Спаситель. О том, что воскрес Христос Спаситель, он не поверил. Не случайно в народе это осталось нарицательным. Неверующий Фома. Не верить, как Фома. Но прежде чем обвинять в неверии этого дивного апостола, который свою жизнь отдал для того, чтобы свидетельствовать Христа распята и Христа воскресшего, нам всем надо вспомнить о том, кто такой был апостол Фома. Это можно сделать из содержания Евангелия, в котором упоминается апостол Фома. 

 

Христос говорит своим ученикам, что надлежит ему быть распяту. Многие отговаривали его. Подвиг Христа Спасителя был настолько высок, что вместить его в своем понятии человеческом апостолы просто не могли. Не могли понять, что через крестную муку совершается спасение всего рода человеческого.  Потому что Христос Спаситель страдал не просто по-человечески от тех ран, которые были ему нанесены воинами, бьющими Его, страдал на кресте, когда воин пробил копьем пречистое тело Его, когда пречистая кровь исторглась из ран Его.  Когда шипы тернового венца вонзались в Его пречистую главу. Всего этого человечество в последующие века не знало. 

  

Достаточно включить телевизор, или иные средства массовой информации, как мы узнаем о тех или иных событиях, которые происходят, к сожалению, в мире, когда одни люди истязают других. И просто сердце содрогается каким образом это возможно. Тогда каким же образом Христовы страдания имели наивысшее значение, если человечество знало подобные страдания как таковые? Да дело в том, дорогие мои, что помимо прочего страдания Христос Спаситель во имя примирения человечества, предыдущих Ему, современных и последующих, грехи человечества подъял на себя. И эта нравственная, душевная мука, эта мука богооставленности, когда предчувствуя свою кончину Христос говорит: «Боже мой, боже мой, зачем ты меня оставил». 

 

Он не жаловался, что его напоили оцта, пронзили Его, распяли его на кресте. Но богооставленность было пережить невозможно. Сейчас, дорогие братья и сестры, мы этим не располагаем. Потому что с нами, если только мы захотим, всегда будет Бог.  И знайте, что в том крестоношении, которое мы несем в жизни, грех большей частью несет сам Христос Спаситель.   Крест нам дается по силам нашим. А это было невыносимо. Богооставленность была невыносима не только человечеством, но и самим Христом. «Боже мой, Боже мой, вскую оставил мя еси». Он знал, что за  осанна вышних, которое прокричат в Вербное воскресение при входе в Иерусалим, он услышит: «Распни Его». «Кровь Его на нас и на чадах наших». Что эти страшные слова он услышит, он знал. И когда он сказал, что Ему надлежит пострадать ради спасения человечества, апостол Фома единственный, кто сказал: «Пойдем и мы с Ним, и умрем с Ним», призывая других учеников. Вот каковая вера была у  этого апостола, что он готов был жизнь свою отдать за Христа Спасителя.

 

Тогда почему мы читаем, что Фома, когда пришел в горницу и увидел учеников радующимися, он не поверил, когда ему поведали о воскресении божественного учителя Христа Спасителя.  Да дело в том, дорогие братья и сестры, что ученики радовались как дети, восклицая и друг друга обнимая. Радость их была сумбурна, но не имела твердого основания, что они готовы проповедовать в народе Христа Распята и Христа воскресшего. Они не готовы были к этому. И вот, видя их радость, он понимал, что если Христос воскрес, то человечество должно преобразиться хотя бы в этой части его друзей, учеников. Они не должны были оставаться такими же малодушными и скорбящими, нерешительными и боящимися всяких мук и страданий. Потому что, если воскрес Христос, этому не может быть места. Он не увидел этого в учениках, потому что не наступила еще Пятидесятница, день схождения Святого Духа. И вот, когда Дух Святой сошел, когда ученики удерживали Его, чтобы он не возносился, а был более с ними, он говорил ученикам, что «если не пойду к Отцу, Духа Святого не пошлю вам».  И вот, когда Дух Святой сошел на апостолов, они стали абсолютно другими. Если раньше они не верили, то сейчас стали столпами веры. Если раньше они боялись страданий, то сейчас они просто рвались на страдания, и их удерживали. Если ранее при Христе они старались сохранять молчание, и между собой только переговаривались, то теперь голос их звучал громко и воочию в любом месте, где бы они не находились. Такая решительность, такая твердость, такая вера в Воскресение отличала этих учеников. А тогда апостол Фома не увидел их такими. И тогда ему явился Христос воскресший и повелел ему вложить персты в раны Его, для того, чтобы он сам убедился в Пасхе Воскресения Христова. И когда он убедился, он сказал: «Господь мой и Бог мой». И это было для него уже свершившимся, потому что ничего иное его в жизни уже не удерживало.  Ничто иное не могло его уже испугать. Не могло воздвигнуть различного рода сомнения,  искушения или прочее.  Для него Господь и Бог стали всей сущностью его бытия.  И потому то апостола Фому мы не столько порицаем, сколько прославляем за его такую огромную веру.  Эта вера пришла еще до Пятидесятницы, когда дарами Святого Духа они получат всю полноту священнодействия и проповеди как таковой. Всю полноту творить то, что творил Христос Спаситель. Исцелять, воскрешать и делать разного рода чудеса, которые удивляли людей.

  

А сейчас он говорит: «Господь мой и Бог мой». И вот сегодня, рассуждая об этом, осмысливая происшедшее, мы с вами должны сказать, что сегодня осмысливание этого образа и Фомы, и учеников должно стать главной нашей задачей. Потому что мы знаем, что Христос воскрес. Мы знаем это не чувственным образом. Блаженны не видевшие, но веровавшие. Мы относимся к тем, кто не видели, но верили. Во всяком случае, хотим верить, во всяком случае должны верить. Должны настойчиво и убежденно, как верил апостол Фома, и как затем верили апостолы, которые жизнь свою отдали за проповедь Христа воскресшего, и никоим образом не жалели об этом, потому что их убежденность и была для всего человечества той Пасхой, от которой произошла Церковь Христова, членами которой состоим мы, и которая спасает весь род человеческий.

   

Сегодня  размышляя об этом, мы прежде всего научимся у апостола Фомы иметь такие свидетельства, прежде всего того, что говорит наше сердце, соприкосновения нашего сердца с Богом. Потому что именно таким образом, верой сердца своего, а не разума, как бы мы не пытались эмпирическим образом доказать, что Христос воскрес, все разрушается, потому что верой сердца своего спасались апостолы, верой сердца своего спасался Фома, верой сердца своего верим и мы, дорогие братья и сестры.  И не только сами верим, но и должны поделиться этой верой с другими. Чтобы своими сердцами зажечь сердца других людей. Чтобы и их сердца пламенели верой в Бога. Это крайне необходимо.  Ничто, чем мы занимаемся в нашей жизни, не является достойным внимания, как то, что мы совершаем дело спасения. Дело веры, которое по слову апостола Иакова, помножена на дела, которая и свидетельствует о Христе воскресшем. Возложение наше в большей мере простирается еще  и на милосердие Божие. Потому, что то доброе, что в нас есть, затмевается различного рода грехами. Силой своей веры, силой своего устремления, силой упования на милосердие Божие, которое простирается, не зная никаких границ, в силу этого мы надеемся и на свое спасение. Будем же восклицать из сердца своего как некий девиз своей жизни, как национальную идею, как смысл своего бытия, «Господь мой и Бог мой».

 

Аминь!

29.04.2009