Неделя о Фоме. Проповедь протоиерея Владимира Килина

Неделя о Фоме. Проповедь протоиерея Владимира Килина

    

Хочу еще раз произнести это радостное приветствие – Христос воскресе! Воистину воскресе!

Нынешняя неделя, которую называют Антипасхой, вместо Пасхи, оживотворяет ту радость, которой наполнились мы в Светлую Пасхальную ночь. Ныне по церковному уставу полагает нам обратить свои помыслы к делу уверения святого апостола Фомы.

  

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, возлюбленный ученик и друг Христов так повествует о явлении Христа своим ученикам по воскресении. Ученики Христа, пораженные тем, что учитель их распят и погребен, страха ради иудейска, как говорит Священное Писание, скрываются в некоей горнице. Потому что волнения в иудейском народе, связанные с Воскресением Христовым были необычайны. И потому те, кто искал гнать и убить Христа, точно также ищут и алчут верующих в Его Воскресение достигнуть.

  

И вот этими дверями затворенными, в сокровенную горницу, где малая часть учеников в трепете душевном, в сомнениях, в слабости, является Христос и дарует им мир.

 

Первые слова, прозвучавшие из уст Спасителя по воскресении, - «Мир вам». Этот дар мира настолько велик, что Христос, вдохнув Святого Духа в своих учеников и апостолов, дарует им великую немыслимую, самую большую власть на земле:  вязать и решить грехи. Стоит на секунду об этом задуматься, братья и сестры. Всякая власть заключается в некотором насилии над человеком, понуждении его к тому или иному, ограждении от тех или иных действий. И только власть Спасителя, власть Христова, власть мира божественного есть иная. Она не понуждает, но свободит. Власть решить, расторгнуть узы греха это есть прежде не бывший дар. И более никем, кроме Христовой Церкви, не достижим. Никто ни один правитель не может сказать: прощаются тебе грехи твои. Ибо грех – есть то, что внутри человека. В самой сокровенной его сути грех это болезнь, которая поражает не наше заведомо временное телесное существо, но самое бессмертное духовное состояние.

  

И вот мир, дарованный Христом, наделил апостолов такой величайшей властью мира, любви, разрешения. Но что происходит далее повествует святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, что апостол Фома, именуемый «близнец», не был в тот миг в горнице. И когда он вернулся и услышал из их уст весть о воскресшем Спасителе, он произнес слова, которые мы считаем свидетельством неверия. Сказал апостол Фома: «Я не смогу поверить, пока сам не увижу ран от гвоздей на руках его, и не прикоснусь пальцем своим к ранам этим».  На самом деле уверение от телесного знания – есть ложь, поскольку наши органы чувств могут нас обманывать.  И видим мы не слишком хорошо, и, может быть, не правильно толкуем.  Не этого взыскует Фома. Фома хочет увидеть смерть, побежденную Христом, соучаствовать своим прикосновением. Фома много будет проповедовать Христово учение и примет мученическую кончину. Но слова, из уст его прозвучавшие,  выражают не сомнение в Христовом воскресении, а недоумение, что в учениках, видевших Христа воскресшим, он не видел того отражения истины, которое должно было быть в них, наделенных святой властью мира и прощения грехов, осиять и сделать блистающими, как Господь просиял на горе Фаворской. Этого не видел в своих собратьях, своих сопутниках, в своих единоверцах. И потому являясь в другой день, Господь протягивает к нему свои раны. Священное Писание умалчивает, но здравый смысл подсказывает, что не дерзнул Фома коснуться ран Христа. Он сказал: «Ты Господь мой и Бог мой». Полнота уверения. Вот именно уверения, проникновения в тайну веры в Христа.

  

Вера в Христа – есть содержание сегодняшнего праздника. Вера – это слово, в котором коренится очень много смыслов. Верой, доверием мы живем друг с другом. Верою человек прикасается к тому, что не может постигнуть. Любви другого человека, любви Божественной. Ни очами, ни перстами, но верой. Эта вера, которая будучи совсем маленькой, как горчичное зерно, способна двигать горы. Но не это важно. ВЕРА способна СОЕДИНИТЬ отпавших от единства с Богом, соединить Ему. Веря, что соединяясь с Богом, мы начинаем, по слову Христа Спаса, не быть не верными, но верными. Верными, то есть преданными. На кого можно положиться, Тот, кто как ты. На кого распространилась вера Христова. Ты не думай, ты верь, Христос там верит в нас.  Нам желательно бы веровать также. Чтобы не испытывать своим разумом, своим мудрованием истину Христова Воскресения, но знать Христос Воскресе! У нас нет сомнений. Христос Воскресе! И мы с вами способны с земных ступеней пройти в царство света. Уверение Фомы – это образ спасения для всякого из нас. Верой, что один Христос, один Спаситель, не прежде, не после, не вне, только Он. Этой верою стоит еще наш мир. Потому то и завершает свое повествование святой Иоанн Богослов: «Писано сие, чтобы вы уверовали, что Иисус есть  Христос, сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его».  Христос, Помазанник, готов, видя самое малое сомнение человека, протянуть свои прободенные руки. Отворить ради нас прободенные ребра. Источить для нас кровь Свою и тело Свое. Уверенность, вера. И будьте же по слову Христову не неверными, но верными. И да Воскресение Его коснется каждого из нас. Аминь.

27.04.2009