Проповедь на Пассии клирика храма Всех Русских святых г. Братска иерея Димитрия Филиппова

Проповедь на Пассии клирика храма Всех Русских святых г. Братска иерея Димитрия Филиппова

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, братья и сестры, мы совершили Пассию – особый чин службы воспоминаний гефсиманских и голгофских страданий нашего Господа и Спасителя. Эти службы наполняют наши души особыми глубокими переживаниями. Все мы переживали ужас происшедшего на Голгофе. В этом богослужении всё поглощено созерцанием Христа, на Нём одном сосредоточено наше зрение.

Два скорбных и ужасающих действия – путь на Голгофу и шествие в пещеру погребения – были предметом нашего созерцания. Таково свойство богослужения: оно делает нас участниками тех далёких и страшных событий. Почти две тысячи лет тому назад злоба человеческая пригвоздила ко Кресту Божественную Любовь. Распяла потому, что принесенное на землю Господом новое возвышенное учение о любви и мире не совмещалось с привычной жизнью людей, основанной на себялюбии и эгоизме.

Мы переносимся в Гефсиманский сад, где Господь молится о Чаше, ученики в смятении и разброде от страха перед стражей, Пётр отрекается у костра, который только что на вечери уверял Господа, что даже если все ученики соблазнятся о Нём, не предаст своего Учителя, лжесвидетели, дерзкий воин, ударяющий Создателя своего. Мы заглядываем в окна Пилата, слышим рёв толпы и плач жён над избитым Страдальцем. Разбойник получает прощение за последнюю любовь, доверенную Святому. Убитые горем женщины и два старика находят последний приют Бездомному.

Как ярко видны лица современников Христа, но как таинственно скрывается Он Сам, остаётся недоступным этому созерцанию. «Как многие изумлялись, смотря на Тебя…! Так многие народы приведёт Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чём не было говорено им, и узнают то, чего не слышали» - так предрекал святой Исаия, описывая страдания Невинного. Он не говорит ни слова о жалости к Нему, потому что все наши чувства поглощены одним благоговейным изумлением перед этим превышающим наше понимание делом Божиим, в котором явлена «превосходящая разумение любовь Христова». Он любит мир и людей, как никто еще не любил их, и умирает за них, чтобы они имели жизнь вечную.

Но и любовь человеческая видна и достойна изумления, потому что эта любовь ещё без надежды на Воскресение. Это мы с вами знаем и ждём радость Пасхи, но Никодим и Аримафейский старец, скорбные жёны и Богоматерь проливали слёзы на окровавленное полотно, не ожидая этой радости. Можем ли мы себе представить эту скорбь и отчаяние любви без надежды? Для этих людей самым прекрасным и святым в жизни был Христос и они уже ничего не боятся: Никодим уже не скрывает своей веры, Иосиф рискует потерять всё, и даже сам гроб отдаёт Праведному. Они не надеются ни на что и ничего не ждут, их любовь сильнее страха. Если Христос умер, то и они готовы пожертвовать своей жизнью.

Сегодня нам явлена любовь Божия. Сегодня нам с вами поучение любить и верить. Мы призваны своей жизнью по вере свидетельствовать пред окружающими нас людьми о Боге, о нашей вере. Этому обязывает нас звание христианина. «Тако да просветится свет ваш пред человеки...». Все окружающие нас придирчиво следят за нами. Живем ли мы по вере своей? Исполняем ли те возвышенные заповеди, которые оставил нам Христос Спаситель? Он заповедал любовь и чистоту, терпение, смирение и милосердие... Есть ли это в нас? И если этого в нас нет, то страшно должно быть нам. Такие люди относятся к лжесвидетелям. О таких Сам Господь сказал: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но только исполняющий волю Отца Моего Небесного».

Вот сейчас, в конце службы, мы будем подходить поклоняться и лобызать распятие. Подойдем к Кресту Христову с благоговением. Со слезами припадём к Нему. И пусть каждый из нас в душе своей и своем сердце со всей честностью и искренностью сравнит, что сделал для нас наш Спаситель и что я делаю для Него. Является ли моя личная жизнь свидетельством истины, в которую я верю? И, если кто обнаружит в себе, что нет в нём любви и милосердия, что не хранит правды и чистоты, если те грехи, кои Христос пригвоздил ко Кресту, он вновь снимает со Креста и полагает в свою душу и сердце; то пусть постарается в эти дни Великого поста очистить себя искренним раскаянием во грехах, ходить, по мере возможности, на сами Великопостные богослужения, которые своим строем располагают к усердной молитве и покаянию, побывать на исповеди и подготовиться к Причащению, делами милосердия и заботой о ближних умилостивлять Праведного Судию. И всем этим подготовить своё сердце к искренней встрече Пасхальной радости, и пусть Крест Христов научит нас приобрести те добродетели, без которых никто не увидит света вечной жизни. Аминь.

29.03.2009