Проповедь на Пассии иеромонаха Игнатия (Дмитрова), произнесенная в Знаменском соборе г.Иркутска

Проповедь на Пассии иеромонаха Игнатия (Дмитрова), произнесенная в Знаменском соборе г.Иркутска.


Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

 

Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, мы собрались в храме, чтобы снова вспомнить Крестный путь Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.

Вспоминая муки Христовы, наши сердца исполняются скорбью, а очи слезами от этой величайшей трагедии. И трагедия эта двоякая: во-первых, ради спасения человечества Всесвятейшему Богу нужно было воплотиться на земле – принять на Себя плоть падшего человека, во-вторых, приняв на Себя эту плоть, претерпеть унижения и самую смерть от тех, ради спасения которых воплотился. И сегодня мы кратко рассмотрим второе.

Тесноту сердечную мы испытываем, когда видим, КАК люди поступили со cвоим Господом. И этих людей много. После первого совершения Евхаристии в Сионской горнице Господь отправляется с учениками в Гефсиманский сад. И там Он берет трех апостолов, наиболее способных к пониманию того, что предстоит претерпеть Христу. Божественный Учитель просит их соединиться с Ним в молитве, но всякий раз встречает их нерадение. Бывают такие моменты в нашей жизни, когда кто-то из дорогих и близких людей должен куда-то надолго уехать и, провожая отъезжающего, мы бережем каждое мгновение и это каждое мгновение пытаемся сохранить в своей памяти. Вот и здесь остаются считанные часы, минуты, мгновения, наконец, когда ваш Господь и Учитель с вами, а вы спите. Но не только это. «Птицы небесные имеют гнёзда и лисицы норы, а Сын человеческий не имеет где главы подклонить» − Он всегда был одинок. Ближайшие ученики и те не всегда его понимали. Подумать только три года день и ночь говорить и свидетельствовать чудесами о Своём Божественном достоинстве и в Гефсимании услышать: «Господи, покажи нам Отца…». А затем, клявшиеся в своей верности, либо разбегаются, либо отрекаются от тебя. И в нашей жизни бывают моменты, когда мы клянемся в верности Христу и бываем, искренны в этом желании верности, но потом отступаем от своей клятвы. Обратим свой взор на Пилата. Чем он лучше первосвященников, книжников и фарисеев? Эти поставлены были учителями народа, должны были научить народ принять своего Спасителя, на деле же оказалось, что все усилия их были направлены к тому, чтобы увеличить свою власть над народом, упрочить своё положение и достичь максимального благополучия за счет своего народа. Пилат же поставлен был римским императором управлять и судить иудейский народ. И во время суда над Христом он умывает свой руки: «Не виновен я в крови Праведника сего». Вот так действительно и бывает в нашей жизни − знаем как нужно правильно поступить, но чего-то испугавшись умываем свои руки, мол, я здесь не причём и вообще "моя хата с краю". Не я Христа предаю, просто обстоятельства так сложились, а я вообще-то, по сути-то своей довольно хороший человек, обстоятельства просто такие… Так совокупностью внешних обстоятельств мы оправдываем свою низость. Ну, что стоило Пилату отпустить Христа? Та же самая цена, что и нас заставляет порой поступать так же. И наконец, апостол Иуда Искариотский. Как и прочие апостолы, он ходил и проповедовал Царство Божие, как и прочие апостолы, он сподобился от Господа дара чудотворения и врачевания − он видел, как через его руки людям подается благодатная помощь, но он предал своего Учителя. Предатель − слово, которое в нашем сознании ассоциируется с чем-то умопомрачительно низким и ужасным. Что же такое предательство? Это такое деяние, поступок, который соединен, прежде всего, с подлостью, потому что предательство это всегда неожиданно внезапный удар в спину. И всегда этот удар наносит тот, кому ты больше всего доверяешь, в ком уверен более чем в себе, кого любишь, а потому и воспринимается нами предательство так болезненно. Глубина человеческой низости в Иуде достигла необычайного размаха. Увидев, что Христа приговорили на смерть, он почувствовал мучения совести. Перед тем как решиться на предательство он подсознательно понимал, что Христа, скорее всего, убьют, но надеялся, что все обойдется простым и унизительным наказанием. Но люди приговорили Бога к смерти и муки совести Иуды стали не выносимы. Может, предай он Иисуса за полцарства, было бы легче справиться со своей совестью, но здесь цена жизни ничтожно мала. И тогда он идет и бросает к ногам первосвященников свои тридцать сребреников: «Предал я кровь неповинную». Сумма небольшая − нетрудно с ней расстаться, но быть может, расставшись с этими кровавыми деньгами, он почувствует некое удовлетворение в своей совести, но она стала еще ужаснее его мучить, ибо расставаясь с деньгами, он не думал о покаянии. А тут еще давшие ему плату за предательство говорят: «Нам-то что, сам смотри». Другими словами они как бы говорят: «Ты что ребенок не знал что делаешь?» И тогда Иуда лишает себя жизни, применяет последнее средство, чтоб сбежать от навалившегося на него ужаса и безысходности. Вот и в нашей жизни, особенно теперь в это время экономического кризиса мы часто поступаем, мягко говоря, нечестно: обманываем, хитрим, предаем. Совсем же стесненные своей скорбью не видят ничего впереди хорошего, отмахиваются от Бога и налагают на себя руки. Увы, таковы реалии нашей жизни! Но зачем все это было сейчас сказано? А затем чтоб нам, братья и сестры, стало ясно, что с того самого времени как распяли Господа Иисуса НИЧЕГО не изменилось. Все эти образы, которые мы с вами рассмотрели, живут в нас и до ныне, а значит это мы с вами предатели как Иуда, судьи как Пилат, славолюбцы как фарисеи и книжники, малодушные как апостолы. А потому и скорбеть-то нужно нам о себе, о своей плохости, а не думать, что это мол, когда-то было, когда-то люди ничего не поняли и распяли Христа. Нет, все сейчас. И эти образы нам даны, чтоб мы могли избегать в нашей жизни поступков, приводящих к печальному уделу. Аминь.

15.03.2009г.

15.03.2009