ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. Напутствие на Великий Пост архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. Напутствие на Великий Пост архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима

 

Великий Пост. Действительно, это событие весьма знаменательно в Церкви, имеет особую значимость, потому что наполнено особым содержанием, потому что наполнено особыми чувствами, чувствами, которые, может быть, в течение года нечасто посещали нас. Во время Великого Поста эти чувства все более и более волнуют нас. Церковь Божия предлагает нам и чтение, и пение, и чины таковым образом, чтобы мы с вами могли осознать происходящее, осознать философию жизни, понять, что является целью жизни как таковой и понять, что является настоящим путем, ведущим человека ко спасению, что является вместе с тем некоторым условием нашего с вами благополучного здесь бытия.

А то, что мы живем неблагополучно, наверное, и не стоит подчеркивать. Ведь так много страданий окружают нас на этой земле. Одно то, что почти каждый день мне приходится подписывать прошения родственников разрешить отпевание тех, кто покончил жизнь самоубийством, наводит на весьма печальные мысли. И таковых все больше и больше становится. И это, действительно является угрожающим явлением, становится катастрофой. Почему люди кончают жизнь самоубийством? Ведь это, по сути дела – страшное событие, потому что в той или иной мере определяются люди по кончине своей, наложившие руки на себя, по Воле Божией определяются в места отнюдь не райские, те места, о которых Евангелие нам говорит «где плач и скрежет зубов», те места, где страдает каждая душа.

Для нас ведомо, а если и не ведомо, то духовно мы с вами чувствуем, что человек состоит из души, духа и тела. И эта трехсоставность, сопряжена единой жизнью человеческой. И, таким образом, человек, однажды воплотившись, родившись, никогда не умирает, потому что, если умирает его тело, то живет его душа, живет его дух. И так будет продолжаться до второго страшного пришествия Христа, как обещает нам Христос Спаситель, своим Священным Писанием, в котором у нас нет оснований сомневаться. Потому что в жизни все, что там написано, сбывается. И жизнь представляется отнюдь не райской, а адской. Ведь жизнь действительно представляется таковой, - сколько человека на земле поджидает разного рода опасностей! Болезней, скорбей, печалей, оклеветаний, различного рода наветов. От сумы и тюрьмы никто из нас не может зарекаться и сказать, что в следующей жизни он будет настолько благополучен, что все это ему не угрожает. Потому что мы знаем, что нас ждет именно такое состояние – состояние страдания, которое является образом жизни падшего человека.

И это печально, и это в сущности неизбежно в некотором роде, и это наводит на мысль, что человек создан для страдания, а не для радости жизни со Христом. А это отнюдь не так! Господь не создал людей для страдания, а человек создан для радости, и очищен животворящей кровью Христа Спасителя, жертвой на Кресте, очищен для блаженной жизни. Почему так происходит? Почему этой блаженной жизни мы с вами не видим?

А проблема заключается именно в нас, именно в нашем образе жизни. Если беспристрастно откинуть всякого рода стыд, откинуть всякого рода оправдания, объективно воспринять себя, живущего здесь в мире этом, то поймем, что для нас этот мир является миром печали и слез лишь потому, что сами мы являемся причиной всего происходящего. Кто из нас в жизни не согрешал? Кто из нас жил праведно с точки зрения христианских заповедей? Кто из прожил таким образом, чтоб мог бы сказать пред Господом во Второе Страшное Пришествие Христово. Когда вместе с телом воскреснет на Суд и ему не будет стыдно за всю прошедшую жизнь?

Дорогие братья и сестры, немногие из нас найдутся такие, если вообще найдутся. Потому что, если мы беспристрастно вглядимся вглубь себя, то, наверное, увидим, как много темного, греховного, того, что мешает нам жить по-настоящему счастливо и быть наследниками Царства Божьего, гнездится в нашем сердце, в нашем теле, в нашей душе, которая тоже является причастницей многих и многих наших согрешений, что является самым страшным.

Поэтому многие праведники, те кто, действительно, пытался найти цель жизни и спасение как таковое, они примерно говорили об одном, - горько то, что является богооставленностью, то есть то самое страшное, когда Бог нас оставляет. И не случайно, когда мы вспоминаем страшную Голгофу, то мы не вспоминаем, что Христос жалуется на те или иные страдания, которые являются невыносимыми. Но только об одном Он скорбит: Боже мой, Боже мой, зачем Ты меня оставил! Вот самое страшное, что является для любого существа на этой планете – это богооставленность.

И вот эта богооставленность и является постоянным, перманентным состоянием нашей с вами жизни. Разве не так? Разве мы встаем с именем Божиим утром? Разве мы осеняем себя крестом, а не другими мыслями, которые далеки от праведных? Разве мы вспоминаем о Боге, когда творим те или иные дела? Когда эгоизм, эгоцентризм наш мешает нам делать то, что заповедал нам Христос Спаситель. Что Он заповедал? Нечто несбыточное, нечто, что невозможное в этой жизни? Отнюдь нет. Если быть кратким, то весь Закон Он вместил в две заповеди, - это любовь к Богу и любовь к человеку. И нет больше той любви, когда кто душу свою положит за други своя. И вот тут-то братья и сестры мы должны сказать, что мы так уже не живем. Хотя это было неким состоянием жизни нашего с вами народа, вспомним средневековье, вспомним то время, когда Русь жила монастырским укладом. И тогда согрешали. Но были цели, и были цели четкие. Это мы теперь настолько заблудились, что сейчас человечество спрашивает, - «А в чем жизнь? В чем ее смысл? В чем национальная идея?». Начинают поиски. Одни думают, что в благополучии физическом, и, к сожалению, очень и очень глубоко заблуждаются. Вот нынешний финансовый кризис бьет по этим убеждениям людей, дает понять им, что это не те ценности, которые могут быть вечными, что это преходящее, что это может в один момент быть развеяно и потеряно. Другие говорят, что ценностью является стяжание какого-то внутреннего состояния, типа нирваны, а что дает эта нирвана, когда человек прибывает в состоянии покоя? Может ли бездейственность породить плод, который может быть для человека действительно спасительным? Отнюдь нет. Другие ищут смысл жизни в том, что думают – человечество может спастись, если люди будут относиться друг к другу с бережливостью, сохранить народ – вот смысл жизни, как говорил нам один писатель. И многие-многие власть имущие, не задумываясь, повторяют это, не задумываясь о том, что смысл жизни человеческой, цели ее определены уже давно, определены, прежде всего, Богом, что смысл жизни, прежде всего, заключается в том, чтобы стяжать Духа Святого. Простой подвижник благочестия Серафим Саровский сказал, что цель жизни человеческой – стяжание Духа Святого. Вот в чем суть дела.

И вот именно тогда, когда мы с вами понимаем, что Духа Святого нет, нет у нас того благочестия, что мы согрешаем, что мы думаем, Бог знает о чем, творим, Бог знает что. Если мы слушаем вести, то одна страшнее другой, когда мать убивает младенца, когда дите убивает своего родителя, это просто ужасно, это ничему нельзя уподобить, животные не поступаю так. И невольно думается, что Духа Святого как раз мы и не имеем. А если бы был у нас этот Дух Святой, то жизнь бы наша представлялась совсем по-другому. То мы по-другому относились бы, прежде всего, к себе, и рассматривали себя не как сосуд, который нужно нести так, чтобы, не дай Бог кто-то меня коснется, или как нам кажется, оскорбит или унизит наше достоинство, а напротив будет жизнью, когда все состояние человечества, весь его уклад будет настроен на то, чтобы сеять разумное доброе, вечное, окружающим людям. И это очень важно понять. Потому и дана эта вторая заповедь, помимо стяжания Духа Святого, по сути дела истекающая из этой заповеди. Потому что ни один праведник, ни один, кто познал общение с богом, ни один не сотворит греха. И если есть какие-то немощи, то они совсем малые и не идут ни в какое сравнение с тем, что творим мы каждый день и, к сожалению, не даем себе труда замечать, что живем не так, живем греховно.

Об этом состоянии, состоянии стяжания Духа Святого мы только слышали в лучшем случае и иногда это нас осеняет, бывает такое и то весьма и весьма редко, - в момент причащения, в момент молитвы, в момент откровения Божественного, когда мы вдруг настраиваемся на ту волну, когда понимаем, что ближе, драгоценнее, роднее, нежели Бог и общение с ним, ничего нет в мире. Это не исключает нашей человеческой жизни, просто оно наполняет нашу человеческую жизнь, обыденную жизнь на производстве, на работе, или в семье, оно наполняет иным содержанием, когда хочется делать добро, когда хочется сеять любовь, любить всех, и не просто в целом, а каждого в отдельности, несмотря на то, что он проявляет порой не самое благодарное чувство, и, тем не менее, это происходит. Вот это стяжание Духа Святого. И из этого проистекает наша любовь к человеку, которая является одним из важных условий для того, чтобы мы унаследовали обители Отца Небесного.

Вспомните Евангелие. Вспомните, что Христос Спаситель говорил на Страшном Суде, посетил ли находящегося в темнице, накормил алчущего, напоил ли жаждущего, оказал ли человеку поддержку? Вот в чем конкретно выражается исполнение Воли Божией и следование тому, чтобы стяжание Духа Святого давало нам настоящий плод.  И вот это состояние дает бесконечную радость. Многие из нас и прибывают в том состоянии подавленности, состоянии безрадостном, состоянии лишенном какой-то идеи, когда только хотелось бы жить, чтобы жизнь представлялась бы бесценным даром, именно потому Духа Святого нет внутри нас. А как Его Стяжать?

Господь, милосердный Господь, который готов принять нас и простирает руки свои любвеобильные в любой момент и предлагает нам то средство, которое неотъемлемо имеет каждый из нас, но не всегда им законно пользуется, не всегда в меру, не всегда разумно пользуется. Он предлагает Церковь свою, то есть, общество, объединенное единой верой в него. И Церковь это не только представляет общество живущих на земле, Церковь воинствующая, но есть и Церковь торжествующая, Церковь мучеников, Церковь святых, Архангелов и ангелов, во главе которых Христос Спаситель. Именно в этом соединении, вот с этой-то Церковью преодолимо все, преодолимо и наше с вами состояние. Каким образом? Прежде всего, быть верным членом Святой Церкви. Что это означает? Это означает – понимать Церковь, стараться понять Ее, исповедовать ее таинства, исповедовать ее веру. Стяжать именно любовь и внутри этого малого стада, находящегося в ограде церковной.

Чтобы мы ни говорили, как бы мы не говорили, есть слова, которые неизменны, и в тоже время они жестоки и они правдивы – «когда приду, едва ли где обрящу веру на земле», говорит Христос Спаситель. Так вот ожидать, что это стадо будет огромно в силу этих слов Христа Спасителя нам не приходится. Нам приходится думать только о тех, кто нас окружает, на работе, в семье. И семья не случайно называется малой Церковью, - вот откуда должно начаться это стяжание Духа Святого. И если это стяжание произойдет, то никакая земная радость, обладание хоть всем миром не даст той радости, которой обладает человек, которого коснулась Благодать Святого Духа. И вот к этому мы и стремимся. Стремимся к вечности, стремимся, чтобы эта вечность была благой, чтобы эта вечность была блаженной для всех нас. И мало того стремления, что мы сами идем по этому пути, мы обязаны, по родству, по тому, что свел нас Господь, обязаны молиться и все делать для того, чтобы и ближние наши вошли с нами в обители Отца Небеснаго.

И вот для этого Церковь предлагает нам средство, которое необходимо для всех нас. Казалось бы - да мы погрязли в грехах, мы пребывали в таком состоянии. Как стяжать этого Духа Святого, каким образом нам наследовать Обители Отца Небеснаго? И милосердный Господь через Церковь свою предлагает нам в таинстве покаяния очистить себя, как в бане, для того чтобы скинуть с себя  все греховное, для того, чтобы облечься в ризу белую, которая будет свидетельствовать о том, что мы являемся теми гражданами, которые устремляются на пир, который созвал Господь и не услышат укоризны, что они пришли туда не в брачной одежде. Поэтому для нас важно спасение не только наше, но и всех окружающих людей.

Церковь Святая предлагает нам Таинство Покаяния и освящение в Таинстве Евхаристии, которое оживотворяет человека и не только оживотворяет, но делает его единородным Христу Спасителю, делает его причастником его подвига, подвига, который Он совершил ради нашего спасения, делает его достойным вхождения вместе с Христом Спасителем в том Царство, куда Он вошел воскресшим из мертвых. Для каждого из нас открывается это Воскресение.

На этом пути, пути исповеди, для нас лежит некоторое препятствие, которое необходимо преодолеть. Это, прежде всего, ложный стыд за свои прегрешения. Да, стыдиться греха надо, но духовнику о своих грехах говорить надо. До той поры, пока вы это не произнесете, до той поры оно будет довлеть над вашей совестью, до той поры оно будет неразрешенным. Совершенно определенно Христос Спаситель говорит, обращаясь к апостолам, «что разрешите здесь на земле, будет разрешено и на небесах». Поэтому так важно здесь уже в таинстве исповеди получить прощение и отпущение своих согрешений. Перед духовником каждый человек должен рассказать все согрешения, то, что отягчает его совесть. И не просто рассказать, прежде всего хорошо поразмыслить, хорошо поразмыслить над этим, чтобы впредь уже не совершать этих прегрешений. Во всяком случае, стараться не совершать. И если все-таки случается, что опять согрешаем мы этим же грехом, то опять каяться и опять верить, что Господь простит, простит потому, что Он милосерд. А другой надежды у нас нет. Ни достоинством своих дел, ни определенными делами или мыслями, или своими устремлениями мы не достойны ни прощения, ни вхождения в обители Отца Небеснаго. Мы можем рассчитывать только на одно – на Милосердие Божие. И вот будем же уповать на это Милосердие Божие, сотворяя молитву слезную, прежде всего, о своих согрешениях в таинстве исповеди, чтобы эта исповедь происходила не редко, а довольно-таки часто это необходимо делать. И не просто делать, но подвигнуть и ближних наших, потому что никто не знает из нас, когда мы предстанем пред Богом, и когда Господь спросит нас о том, что мы сотворили, и когда мы дадим Ему ответ. И горько нам будет услышать, когда Господь скажет – «идите от меня, ибо не знаю вас, в огонь вечный». Вот это будет самым страшным приговором. Этого надо всячески опасаться. Вот поэтому-то святая Церковь и предлагает нам таинство покаяния.

Для того чтобы все это осмыслить, осмыслить до глубины души до всякого нюанса, Церковь и предлагает нам богослужения великопостные. Вдумайтесь в них. Не слушайте, когда кто-то говорит: «ну что там, в Церкви делать, там говорят на каком-то непонятном языке». Да всем он понятен! Достаточно вникнуть в то, что здесь читается, поется, и все поймут, что происходит, невольно, потому что Господь поможет, откроет глаза человеку, и он все это осознает. Это просто неумелая отговорка. И мы должны как можно чаще, особенно в эти дни Поста, посещать святой храм, для того, чтобы вникнуть в эти тонкости покаяния, осознать то состояние, пролистать тот путь, который многие святые уже прошли, такие, как Мария Египетская и другие, о которых мы будем вспоминать в течение Великого Поста.

Посвятим себя молитве. Если приходилось кому-то по-настоящему молиться, тот, действительно, скажет, что нет ничего сладостней, чем молитва, потому что она возносит к Богу, она соединяет человека с самым любимым существом, которым является Господь наш, которым является и Божия Матерь и святые. Поэтому молитва значит очень много. Особенно молитва матери, молитва матери о чадах своих. Здесь мне думается, почему так много людей окружает нас, которые не ведают Закона Божия, не ведают и правды Божией и творят беззакония? Наверное, слабые были молитвы матери. И как много я знаю примеров, когда те или иные верующие люди рассказывали, что сами вымолили сына или дочь из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций, когда Господь по их молитвам и здоровье, и свободу, и благополучие, и радость, устроял семьи и даровал чад и много многое другое. Все невозможно перечислить, но это осознает каждый человек, который приходит сюда молиться. Это необходимо помнить.

Теперь мне хотелось бы напомнить вам, что важно хранить единство Церкви важно не поддаваться на всякого рода искушения, о которых мы слышим в тех или иных местах, - иеговисты, пятидесятники, им же несть числа, которые упрекают вас. Христос сказал давно: «говорят, там я или в другом месте – не верьте». Не верьте, эта вера – вера отцов, вера, которая испытана святыми, благодать, которую мы ощущаем здесь, она совершенно конкретна, и не стоит ни под каким видом увлекаться таковыми вещами. На предмет веры, если вы не утверждены в вере настолько, что даже не можете дать достойный ответ вопрошающему, даже не стоит дискутировать. Здесь только Дух Святой поможет вам в трудные минуты увлечь человека на путь истинный. А это многого значит. Христос говорил: «если приведете в Церковь хотя бы единого из них, то простится множество грехов». Это так важно и для каждого христианина является необходимым в силу веры и в силу его возможности.

Дорогие братья и сестры, в связи с тем, что мы собрались здесь, чтобы получить напутствие на Великий Пост, каждый из нас должен испросить прощение у ближних своих и, особенно, у тех, кого мы оскорбили, с кем, кажется, уже нет примирения. Потому что если мы не примиримся, то нет нам примирения и с Богом. Не случайно Христос говорит, что если ты принес жертву и вдруг вспомнил, что кто-то гневается на тебя, то прежде примирись с этим братом, а потом принеси жертву. Так следует поступать и нам, дорогие братья и сестры. Вот почему сегодняшнее воскресенье носит название Прощеного, потому что в этот день мы должны каждый, совершенно искренне испросить друг у друга прощения. Так было, и освящена эта традиция Церковью, когда многие подвижники благочестия, прежде чем идти на подвиг в пустыню, они сначала испрашивали друг у друга прощения, потому что знали, что не все к Пасхе святой смогут прийти, кого-то заберет Господь, а те, кто все-таки придут, те обрадованы будут именно Воскресением Христа Спасителя.

Сегодняшний Пост носит богоуготовленный характер, потому что сам Господь по крещении 40 дней постился в пустыни. И нам надлежит совершать свой подвиг. Невольно возникает вопрос, - а каким образом совершать этот пост в силу различного рода заболеваний, в силу различного рода препятствий или занятости по работе, когда необходимо множество сил? Тут, дорогие братья и сестры, может посоветовать духовник, но можете решить и вы сами, потому что это дело вашей совести. Вот ее сообразуйте с Богом, совершенно зная, что Господь призрит вас, и сами решите, насколько может быть строг пост, и какие могут быть послабления. Единственное, что совершенно определенно в апостольских правилах записано – нет поста для чревоносящих и для тех, кто кормит малых детей, это совершенно исключено. Все остальное необходимо рассматривать, как я сказал, совесть вам должна сказать, каким будет пост.

Еще хотел бы я сказать следующее: этим постом мы будет молиться о себе, о прощении наших грехов, но я хотел бы и напомнить, что в этом посту будут родительским не только субботы, а каждый день по сути дела является днем поминовения усопших. А они ждут наших с вами молитв, они ждут, потому что каждая молитва, каждое доброе дело, сделанное во имя их, Господь прощает им определенные согрешения. И от нас зависит, какая будет участь этих усопших. И сами когда-то мы уйдем туда и будем нуждаться в молитвенниках здесь на земле. Там мы сможем молиться только о живущих, а о себе самих нет. Здесь мы можем и о себе молиться и об усопших, будем о них молиться чаще. Здесь почему-то не практики такой, а надо бы ввести, чтобы каждый день велись записи поминовения усопших, чтобы священнослужители вычитывали тех, кто записан и молились о упокоении их в селениях праведных. И особо надо посещать храм в те субботы, когда будут совершаться поминовения усопших. Знайте, что они жаждут этих суббот, они их ждут, не останьтесь безучастными к участи своих близких и знакомых, тех людей которые о вас молятся. А вы-то о них молитесь?

Дорогие братья и сестры! Я хотел бы, прежде всего, испросить у вас прощения, за то, что редко возносил молитвы о вас всех, о ваших нуждах и чаяниях. Это глубоко гнетет меня, и я хотел бы просить у всех прощения. Простите меня, дорогие братья и сестры!

05.03.2009