Жемчужина Иркутска – Крестовоздвиженский храм – встретил престольный праздник

Жемчужина Иркутска – Крестовоздвиженский храм – встретил престольный праздник

В Двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня Крестовоздвиженский храм был украшен особенно изысканно и выглядел настоящим именинником. И на Всенощном бдении, и на Литургии присутствовало много людей: как постоянных прихожан, так и тех, кто не мог не прийти помолиться в этот удивительный храм в знаменательный для него день.

Праздничные службы возглавил настоятель храма протоиерей Сергий Кульпинов. Ему сослужили протоиерей Сергий Кузнецов, священник Олег Исаев, священник Димитрий Старцев и диакон Сергий Кульпинов.

Проповедь перед Причастием произнес отец Сергий Кузнецов, который рассказал присутствующим о значении крестоношения в жизни православного христианина и пояснил, какие жизненные испытания можно назвать ношением креста.

Настоятель храма отец Сергий Кульпинов также поздравил молящихся с праздником, обратив их внимание на то, что каждый человек в жизни должен пронести свой жизненный крест, а это значит, в любых ситуациях «остаться в любви, остаться в терпении, остаться в смирении, остаться в кротости и прощении». Пусть это трудно, но «Господь никому не дает креста, превышающего его силы», и Сам со всей силой Своей милости и любви помогает человеку в его жизненном пути.

По окончании службы было отслужено славление празднику.

Крестовоздвижениский храм всегда был уникальным. Не только его удивительная архитектура, подобной которой нигде больше не встретить и которую стали называть таким же уникальным термином «сибирское барокко», но и особая история храма и его молитвенная атмосфера сделали его любимейшим храмом Иркутска.

Сегодня трудно представить, что в конце XVII века это место не только не было центром Иркутска, но находилось за пределами города. Сначала здесь стоял поклонный крест, возле которого могли помолиться выезжающие в Китай торговцы. По другой версии, крест был заложен как знак, обозначавший строительство женского монастыря, который в 1693 году возвели в другом месте – на берегу Ангары.

Так или иначе, на Иерусалимской Крестовой горе к 1718 году возник деревянный Крестовоздвиженский храм, который, как многие деревянные строения того времени, погиб при пожаре. Но каменное здание храма начали возводить еще до пожара. Многие купцы с охотой жертвовали деньги на его строительство, так как храм стоял на пути на восток и давал возможность помолиться перед трудным и опасным путешествием.

Имена архитекторов остались неизвестны, но современников по сей день поражает их искусство, тем более если вспоминаешь, что в то время с камнем в Сибири работать еще не особенно умели, а о технических средствах, облегчающих труд зодчих, не приходилось даже мечтать.

Удивительно, но до сих пор прихожанам Крестовоздвиженского храма, этой «старой гвардии», которые в храме по 30 и более лет и помнят еще приезд будущего владыки Вадима(Лазебного), который до своей епископской хиротонии служил в Крестовоздвиженском год или два и особенно его любил, свойственна эта христианская скромность и забвение самих себя.

После службы, по обыкновению, разговаривая с прихожанами, хотелось услышать от них что-нибудь «эдакое», особенное, удивительное… Если уж не журналистскую сенсацию, то непременно что-нибудь необычное.

И вот что поразительно: каждый раз, задавая тот или иной вопрос, где-то в глубине души испытывала некоторую неловкость за его легковесность, несвоевременность, даже неуместность. И вдруг в беседе с одной из прихожанок и многолетней служащей храма, которая не разрешила мне даже ее сфотографировать и говорить о ней, поняла - почему. Из уважения к ее желанию, не называю ее имени, но она сказала удивительные слова: «Этот храм воздвиг Господь и поручил его нам, чтобы мы заботились о нем, содержали его, хранили традиции и передавали следующим поколениям. А что мы можем еще сказать? Слава Богу, что Он дает нам потрудиться в его Доме».

Сколько помню свои отношения с Крестовоздвиженским храмом, эта женщина была здесь всегда. У нее высшее образование, она работала в одном из известнейших заведений Иркутска, а в 90-ые пришла в храм и стала помогать сначала в выходные, а потом, после выхода на пенсию, всегда и всем. За эти десятилетия, пожалуй, она приложила силы на всех возможных для женщины в храме послушаниях.

В «народе» считается, что в Крестовоздвиженском нет прихода в обычном понимании этого слова. Но он есть, причем крепкий, складывающийся десятилетиями и верный Богу и храму всем своим сердцем.

Возможно, это тоже особенность, связанная с историческим прошлым. Ведь в 1933 году богослужения в храме были прекращены, хотя ему «повезло» больше других иркутских храмов: Крестовоздвиженский храм не был разрушен или осквернен, в нем сохранились иконостасы, алтари. Он стал смиренным страдальцем и хранителем всех вывозимых из других храмов города икон и церковной утвари – понес крест кротости и поношения, на время называясь антирелигиозным музеем. По сути же он всегда оставался хранителем молитвы и традиции, настоящим аскетом и бескровным мучеником.

Верность всегда ценна в очах Божиих. И в 1943 году, когда измученной военными испытаниями Родине нужна была духовная опора, храм снова был открыт и действует с тех пор непрерывно как настоящий воин-защитник человеческих душ.

Этот аскетизм, простота и служение свойственны всем, кто считает себя прихожанами этого удивительного храма. Как храм, находящийся в центре Иркутска, он стал для многих из нас той колыбелью, в которой мы проснулись для духовной жизни. Многие иркутяне именно здесь вышли из купели, родившись во Христе. Многие именно здесь впервые принесли покаяние в Таинстве исповеди и приняли Святое Причастие.

Одно время приходилось слышать, что в этом храме «очень сердитые» бабушки. Скажу честно: ни разу не видела. Сколько приходила (а в это время в течение нескольких лет я была прихожанкой именно этого храма) все служащие улыбались в ответ на приветствие, расспрашивали, отвечали на вопросы, советовали. И сегодня минувшие с тех пор 20 лет не изменили ни их родных лиц, ни света, льющегося из их глаз.

Они всегда стояли здесь на страже чистоты и традиции, хранили храм Божий, который доверил им Бог. Именно тогда, в девяностые и двухтысячные, они стали оплотом этих традиций. Есть такое особое проявление любви, когда, от силы этой любви, защищая любимого, ты можешь со стороны выглядеть и сердитым, но корень этого поступка пропитан любовью. Допускаю, что от «бабушек» могло «достаться» шумно разговаривающей компании, которая впервые попала в храм из любопытства и не хотела себя сначала вести подобающим для святых стен образом. Или когда шикарная женщина оставляла на стекле иконы внушительный след жирной алой помады. Или когда кто-то из мужчин в порыве нахлынувших под влиянием крупной дозы горячительных напитков во время службы зычным голосом возглашал на весь храм собственную концепцию мировоззрения...

«До ревности любит дух, живущий в нас» (Иак. 4; 5). Любовью эти верные Христу женщины защищали Его святой Дом, уча нас, неофитов, обращать внимание на то, что в мире может быть правильным не только наше мнение.

А еще возле этого храма всегда много нищих. «Своих», годами живущих за счет подаяния, убогих и больных. Крестовоздвиженский их не гонит, не критикует. Кормит, дает возможность потрудиться для Бога – подмести двор. Кормит не разово, иногда или в праздники – ежедневно, по несколько десятков человек. Сами прихожане и готовят, и мужчины в том числе. Сейчас, в пандемию, этот процесс приостановлен по понятным причинам, но «старая гвардия» скорбит об этом и ждет, что можно будет продолжить помогать людям. А пока только своим по пути с нищими делится – тем, что им благословили с панихидного стола.

На протяжении нескольких лет Крестовоздвиженский храм давал в одном из своих строений приют учителям и воспитателям Православной гимназии, регенту и певчим Богоявленского собора.

Из этого храма вышло много священников, которые несут свое служение в разных храмах не только города Иркутска, но и других городов и даже стран. Один из настоятелей Крестовоздвиженского храма, архимандрит Фотий (Евтихеев), стал епископом Югорским и Няганским.

Сегодня настоятелем является протоиерей Сергий Кульпинов, по совместительству и настоятель городского Казанского храма. С его приходом в аскетичный облик строгого Крестовоздвиженского пришли заметные внешние изменения: внутреннее убранство храма стало преображаться за счет дизайнерских украшений, был благоустроен церковный двор, оборудованы церковная лавка и новая вместительная трапезная.

Сейчас во дворе Крестовоздвиженского храма очень красиво: разбиты клумбы, усыпанные необычными цветами. Вокруг посажены декоративные кустарники, стоят удобные и красивые скамейки, для детей сделаны качели, на которых не прочь покачаться и взрослые. Есть даже небольшой декоративный водопад.

Отец Сергий говорит, что это делается именно для людей: «Это место настолько полюбили иркутяне, что летом здесь постоянно много людей, приходят целыми семьями, с детьми. Всем здесь очень нравится. Надеемся, что люди будут не только здесь гулять, но и придут в храм, к Богу».

Внутри храма сегодня все гораздо сложнее. Центральный - Крестовоздвиженский – придел закрыт и много лет в нем не совершаются службы. Отец Сергий пояснил, что «храм требует серьезных восстановительных работ», так как современные застройки и трамвайные пути и дороги изменили состояние земли внутри горы и состояние подземных вод, которые начали подмывать фундамент, из-за чего в центральном приделе появились серьезные трещины. Поэтому, по словам настоятеля, сейчас «мало только отштукатурить и покрасить стены» - «требуется комплексная работа», которую нужно начать именно с земли, укрепив фундамент и остановив движение и деформацию внутри горы.

Сейчас готовятся соответствующие документы, которые необходимы для начала восстановительных работ, так как храм является историческим памятником и охраняется государством.

Мы сердечно поздравляем настоятеля отца Сергия, духовенство и прихожан храма с праздником, желаем помощи Божией в скорейшем восстановлении главного придела, крепости духовной и телесной, молитвенного и дружеского единомыслия прихода, чтобы, по милости Божией, в праздничный день Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня мы все «едиными усты и единым сердцем» славили Господа в отремонтированном Крестовоздвиженском приделе единой Церковью Иркутска: митрополит, духовенство и прихожане,- и чтобы эта традиция стала нерушимой на многая лета.

Пресс-служба Иркутской епархии 

<

28.09.2020