Основание храма во имя св. пр. Александра Свирского в поселке Нижний Кочергат

Основание храма во имя св. пр. Александра Свирского в поселке Нижний Кочергат

14 февраля, в канун праздника Сретения Господня, по благословению митрополита Иркутского и Ангарского Вадима был совершен чин на основание храма во имя преподобного Александра Свирского на летнем подворье храмов Ксении Петербургской и Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Нижний Кочергат.

Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору - первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, второй раз — на русской земле святому преподобному Александру Свирскому. Несколько лет назад побывали наши прихожане с настоятелем в паломничестве в Свято-Троицком Александра Свирского мужском монастыре под Санкт-Петербургом, где возлежит мощами святой праведник. И земля эта на высоком берегу Рощинского озера, где стоит Северная Лавра, проникнута такой духовной тишиной и благодатью, что православные, в изумлении от всего этого, единым сердцем молили, чтоб Господь дал такую тишину по ходатайству преподобного Александра Свирского и в том месте, где мы живем.

Основание храма во имя преподобного Александра Свирского в Кочергате - событие большое, давно ожидаемое и очень значимое. Много лет приезжают сюда прихожане с малыми детьми, инвалиды и престарелые с намерением укрепиться духовно и телесно в этом тихом лесном уголке, собраться с мыслями вдали от мирской суеты города, помолиться Богу. В обозримом будущем прибудут сюда с детьми и насельники Дома Милосердия, строительство которого завершается в Пивоварихе.

Прошло пять лет со времени той паломнической поездки и вот, наконец, в предгорье заснеженной лесистой сопки, неподалеку от скованной льдом Голоустной заложен храм во имя преподобного Александра Свирского, и настоятелем протоиереем Александром Василенко совершен чин на основание храма.

Поются "Царю Небесный", Трисвятое, "Отче наш" и тропарь святому праведнику. Батюшка совершает каждение около бревенчатых венцов, читает молитву: "Господи Боже наш, изволивый и на сем камне создатися Тебе Церкви,..", в которой просит Господа, чтобы Он соблюл основателей храма невредимыми и основания храма незыблемыми, и совершен показал дом к славословию Бога. Освящаются вода и елей, читается молитва на благословение елея, в которой вспоминается излияние Иаковом елея на камень, на котором он спал и видел лествицу.

Под будущей алтарной апсидой на месте престола, где будет святая трапеза, положен камень и настоятель, взяв освященную воду, кропит его. На камень им водружается большой деревянный крест. Звучит молитва священника, которой он просит Господа, чтобы Он благословил и освятил место сие силою и действием Честнаго и Животворящего Креста, в отгнание демонов и всякаго супротивного, сохранил и место, и дом сей, и живущих здесь. Потом батюшка берет елей, и изливает его на положенный камень со словами: "Благословенно и знаменано буди место сие в дом молитвенный, в честь и славу Бога, в Троице Святей славимаго".

С неба сыпался негустой снежок, который, превращаясь в легкую метелицу, передавал дыханием природы движение самой жизни. А отец Александр возглашал в лесной тишине:

- Начинается дело сие во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, в честь и память святого преподобного Александра Свирского! 

И, как и положено при освящении основания деревянного храма, взяв топор, ударяет им трижды в среднее алтарное бревно. Потом обходит со всех четырех сторон основание, начиная с северной, против солнца, и, останавливаясь на каждой стороне, кропит, произнося: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь". Поются псалмы, а отец Александр, после пения и окропления, становится на каждой стороне лицом к будущему зданию и читает особую молитву, и на каждой же стороне с молитвой делает три удара в среднее бревно.

Вместе с настоятелем прихожане Храма Ксении Петербургской молились о соблюдении основания храма незыблемым, с коленопреклонением просили Господа о благословении на этом месте жертвенника к приношению бескровной Жертвы.

Думается, почти все прихожане впервые участвовали в священнодействии на основание храма и с молитвой проникновенно воспринимали все здесь происходящее.

Обряд на основание и освящение храма проникнут тою же благодатью, какою были исполнены святые отцы, составившие и утвердившие их. Среди них возвышается святой Василий Великий, главный строитель церковного чина. И каждая молитва, каждое священнодействие заключают в себе глубокое духовное созерцание и сокровенный смысл. Под видом храма видимого, материального этот вселенский учитель разумел Церковь невидимую во главе с Самим Спасителем, собрание верных членов Тела Христова, Бога Живаго. Новый храм в этих молитвословиях как бы очеловечивается, и над ним совершаются тайнодействия, подобно тому, как над человеком совершаются таинства Крещения и Миропомазания; к ним присоединяется еще нечто и от таинства Священства, ибо храм посвящается на вечное служение Господу.

Надежда Оленникова, храм Ксении Петербургской.


20.02.2017