Выставка о новомучениках и исповедниках земли Иркутской на приходе Сергия Радонежского

Выставка о новомучениках и исповедниках земли Иркутской на приходе Сергия Радонежского  

 

Мы побеждаем, когда нас убивают.

Чем более вы истребляете нас,

 тем более мы умножаемся;

кровь христиан есть семя.

Тертуллиан

 

23 марта 2014 года на приходе прп. Сергия Радонежского состоялось открытие передвижной выставки «Новомученики и исповедники земли Иркутской». Идейным вдохновителем и организатором выступила община храма Ксении Петербургской и Иоанна Кронштадтского при поддержке музея истории города Иркутска. По благословению настоятеля протоиерея Александра Василенко прихожане храма и воспитанники воскресной школы постарались собрать обширный материал о священниках, монашествующих, их родственниках, о людях, проходивших по так называемым делам «церковников», репрессированных в 20-30-х годах прошлого столетия служителям церквей земли Иркутской. Но безусловно не обо всех мы знаем, есть многие славные имена и судьбы, о духовном подвиге которых должны узнать современники. Поэтому одной из задач выставки является объединение усилий приходов Иркутской епархии и общественности по поиску, обобщению и систематизации материала о репрессированных соотечественниках.

Вступительное слово произнес настоятель прихода прп. Сергия Радонежского протоиерей Евгений Прохоров, выразив надежду на то, что люди со вниманием отнесутся к поднятой проблеме и примут активное участие в дальнейшем развитии темы о новомучениках, наших земляках. Токарева Анастасия Владимировна, педагог-организатор воскресной школы храма Ксении Петербургской и Иоанна Кронштадтского, рассказала, как они с ребятами помогали создавать выставку. Поводом для обращения к этой теме стало неподобающее, кощунственное отношение современников к захоронениям репрессированных людей, которое находится на Пивоварихинском полигоне вблизи Иркутска. Акты вандализма, осквернения захоронений, уничтожения памятных фотографий и надгробных плит, расстрел указателей, захламление территории бытовыми отходами, а с недавних пор – еще и заезды на квадроциклах состоятельных особ по территории полигона – все это свидетельствует о моральной деградации людей, совершающих подобные вещи. Верующие хотят поставить на Пивоварихинском полигоне часовню и организовать аллею памяти репрессированных.

Разговор продолжила прихожанка храма прп. Сергия Радонежского Ладик Лилия Александровна, преподаватель, экскурсовод, активный общественный деятель, которая подготовила лекцию-повествование о новомучениках. По словам Лилии Александровны, эта тема очень важна для современников, особенно в отношении подрастающего поколения, ведь сегодня, как никогда, остро стоит проблема нравственного идеала для молодых. На кого ровняться, на кого походить, кем быть? Кроме того, новомученики российские ставят нас перед вопросом самоопределения, выбора жизненного пути. А где был бы я во времена гонений? Под давлением не подписал бы доноса? Выстоял бы в вере? Мы, знакомясь с жизнеописанием новомучеников, можем вместе с ними пройти труднейший путь выбора. Ведь у них было очень много искушений.

Экскурс в историю помог зрителям в этом убедиться. Были предложены кадры кинохроники, фото документов, живые яркие иллюстрации, статистические данные…

Наш ХХ век был не только богоборческим и вероотступническим, не только веком грандиозного «коммунистического проекта», но и эпохой религиозного возрождения и воодушевления, — невиданного в новейшей истории опыта стояния в вере Христовой. Судя по всему, этот опыт — единственное средство преодолеть разорванность русской истории, бесценная возможность оздоровить наше национальное бытие, парализованное глубоким кризисом русского мирочувствия.

На 1 января 2011 года в Соборе новомучеников и исповедников Российских поименно канонизировано 1774 человека. Между тем, точное число пострадавших за веру в нашем отечестве неизвестно. По некоторым оценкам, это не одна сотня тысяч человек. Только первая волна репрессий (1918-20 годов) унесла около 9000 жизней. Апогеем борьбы против православного народа можно считать 1937-й и 1938-й годы, когда был расстрелян каждый второй священнослужитель.

Не остался в стороне и наш край. Репрессиям периода 20-30-х годов XX века было подвергнуто более двухсот служителей церквей, монашествующих и их родственников. К концу периода Большого террора в 1939 г. в каждой действующей церкви Иркутской области были репрессированы церковнослужители. По некоторым данным более семидесяти процентов (!) из них были расстреляны… Священники, которые отправлялись в заключение и концлагеря, фактически приговаривались к медленной смерти в застенках ГУЛАГа. В последствии, после прекращения гонений, очень немногие из них смогли вернуться к служению. Но эти цифры являются весьма приблизительными. Репрессиям, по так называемой категории «церковников», подвергались не только священники, монашествующие, дьяконы, псаломщики, но и председатели церковных советов, церковные старосты, сторожа, служащие церквей, родственники священников. Физически уничтожались люди, просто сохранявшие верность Православной Церкви, и проходившие по одним со священниками уголовным делам о «контрреволюционных церковных организациях».

Вот лишь некоторые имена наших земляков, верных Церкви людей, арестованных в те годы: Концевич Михаил Александрович, настоятель Иркутской Александровской церкви; Флоренсов Василий Николаевич, священник Иркутской Михаило-Архангельской (Харлампиевской) церкви; Копылов Михаил Лаврович протоиерей Глазковской Николо-Иннокентиевской церкви; Верномудров Федор Федорович, протоиерей, настоятель Иркутской Воскресенско-Тихвинской церкви; Костюкевич Иосиф Михайлович, настоятель Иркутской Благовещенской церкви; Голахов Яков Яковлевич, священник Иркутской Казанской церкви; и многие-многие другие…

Замечательна судьба нашего земляка священномученика Михаила Околовича. Промыслительно, что выставка проходит в день его памяти – 26 марта. Сегодня отец Михаил – прославленный святой, икона которого хранится в Крестовоздвиженском храме. Но сейчас она путешествует вместе с выставкой и все верующие могут приложиться к ней, поклониться нашему небесному заступнику, попросить его святого заступничества. Будущий священномученик родился в 1888 году в Палоцке, в семье священника. Михаил также получил духовное образование. В 1914 году четырнадцатом году он женился, переехал в Иркутск и принял священнический сан. Вскоре он стал одним из наиболее известных и уважаемых пастырей города. Его полюбили за благоговейное служение, глубокую, сердечную проповедь, сострадание к людям. Из-за популярности священника Иркутское Чека установило за ним постоянное наблюдение. Но Околович не изменил себе и продолжал всё так же открыто выступать с проповедями, участвовать в диспутах с атеистами и «обновленцами». ОГПУ не раз вызывало его, предлагало оставить сан, стать осведомителем. Все эти предложения протоиерей Михаил Околович решительно отверг. В 1925 году отца Михаила арестовали и приговорили к трем годам Соловков. В 1933 последовал новый срок – десять лет лагерей. Священник трудился на строительстве города Комсомольска-на-Амуре. В 1938, уже в лагере, отца Михаила судили еще раз и приговорили к расстрелу. Протоиерей Михаил Околович мужественно принял мученическую кончину.

«Мученики, исповедники Российские являются славой русской земли перед лицом Божиим, свидетелями того, что в самые страшные, темные годины нашей истории, издревле и до сих пор, были сонмы людей, мужчины, женщины, дети, которые так Ему поверили, так отдали себя в Его руку на служение, что они до смерти остались Ему верными. <…> Подумайте, что это значит: Бог так возлюбил мир, что Он Своего Сына Единородного отдал на смерть для того, чтобы мы поверили в Его любовь, поверили в Его учение, последовали за Ним, и стали достойными себя самих и той любви, которую Бог нам подарил. <…> И наша Русская земля ответила на эту любовь Божию, отдав себя. Тысячи и тысячи людей жили достойно этой любви; и тысячи и тысячи людей умерли достойно этой любви» (Митрополит Антоний Сурожский).

Хочется надеяться, что мы, православные христиане, будем всей своей жизнью устремлены к стяжанию такой веры, которая устоит в любых обстоятельствах и принесет прекрасный плод любви Богу. Достойные примеры нам показали наши земляки – новомученики и исповедники земли Иркутской. Спаси, Господь!

 

Мария Фогель

По материалам сайтов http://ksenia-irk.ru/, http://narodrad.ru/, http://radiovera.ru/


31.03.2014