Русская Православная Церковь Московский Патриархат

Официальный сайт

 
 Иркутская епархия 
 Епархиальное управление 
 Отделы 
 Приходы 
Иннокентий Иркутский. Сайт

25.03.2013  13 марта с.с. (26 март н.с.) память сщмч. Михаила Околовича, пресвитер
15.04.2010  БЛАГОВЕЩЕНИЕ. Первый в ряду праздников
12.04.2010  Радоница - особый день поминовения усопших
16.02.2010  Протоиерей Андрей Чесноков. Великий Покаянный Канон преподобного Андрея Критского
12.02.2010  Великий Пост. Чин Прощения (Иеромонах Игнатий (Дмитров))
11.02.2010  Сретение Господне (Иеромонах Игнатий (Дмитров))
25.01.2010  Святая покровительница студентов. (Святая мученица Татиана. 25 января)
18.01.2010  КРЕЩЕНИЕ. О смысле праздника (Протоиерей Андрей Чесноков)
01.01.2010  Время и стереотипы (Об Иоанне Кронштадтском)
24.04.2009  Светлый праздник Пасхи (Свято-Варваринский приход микрорайона Зеленый)
18.04.2009  Великая Суббота
17.04.2009  Великая Пятница
16.04.2009  Великий Четверг
23.01.2009  Богоявление. Проповедь протоиерея Каллиника Подлосинского
22.01.2009  Во очищение душ и телес (в очереди за крещенской водой)
18.01.2009  О Крещенской воде
10.12.2008  Проповедь протоиерея Вячеслава Пушкарева. Иркутский Знаменский женский монастырь. Праздник иконы Божией Матери «Знамение» (2008 год).
06.11.2008  Престольный праздник в Казанском храме г. Иркутска (фоторепортаж)
04.11.2008  ПРАВОСЛАВИЕ ЗА КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКОЙ
17.10.2008  Два Храма. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

 Поиск по сайту



 


Главная / Церковный календарь

23.03.2008 

Проповедь на пассии.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 «Днесь висит на древе, на водах землю повесивый»!

Иеромонах Максимилиан (Клюев)Сегодня мы видим, как исполняется начертанное в Предвечном Совете, как Господь верный обещанию любви, идет на жертвенный подвиг.

Своим страданием Господь создал жертвенник, подобия которому нет. Этот жертвенник вырос в мироздании.  «Долгота его во все времена, широта его по всем местам, высота его до небес и глубина его до бездн адовых»!  Крест Христов стал пробным камнем, через который определяется всякая польза. Через него отделяются «овцы» от «козлов». Через него узнается, кто ученик – кто отступник. И это для нас всех стоящих здесь категорически важно.

Сегодня, собравшись у Распятия, мы думаем о страданиях Господа и каждый по-своему сопереживает. Несомненно, Он страдает физически. Но, не менее того Христос страдает от оставленности,  - оставленности Богом, оставленности людьми. Он испытывает тяжкие нравственные страдания подобные страданиям отца о своих несостоявшихся детях, учителя о своих, не оправдавших надежды, учениках. Господь дал им лучшее, что есть в мире – Евангелие, Благую Весть о блаженной вечности. Но где те обладатели драгоценнейшего дара, те, которых он избрал? Они оставили его. Разбежались! … Предали!

«Егда грешная приношаше миро, тогда ученик соглашашеся беззаконным».

Иуда. Ученик, везде и всюду бывший с Господом. Не бесталанный и не последний. Тот, кому была поручена общая казна.

По слову толкователей Писания, Иуда был болен недугом сребролюбия еще до встречи с Господом. Его вера в Спасителя была земной, расчетливой. Он видел чудеса, мудрость, превосходство Учителя. Но высота учения Господа осталась ему недоступной. Иуда питал надежду на обогащение, славу и честь в новом земном Царстве Израиля, которое должно вот-вот наступить, и где он должен быть где-то рядом с престолом. Отцы говорят: «сребролюбие корень всех зол». Оно охватывает, и оно помрачает. То, чего человек никогда бы не сделал по его представлению в здравом чувстве, с легкостью делает в приступе опасения от потери уже ожидаемой прибыли. Иуда, услышав в последние дни прямые слова Учителя, о страданиях, о неотмирности Его будущего царства, в ужасе понял, что его надежды рушатся. Его внутреннее было поражено, уязвлено, и общество апостолов стало ему ненавистно.  Внешнее приличие переросло в открытую неприязнь. Он решил оставить свой круг. Но… сребролюбие, в плену которого он находился, не пожелало остаться без удовлетворения и повлекло его к врагам Господа, желание заработать хоть что-нибудь породило преступление. И он продает Господа за 30 сребреников.

Ему, видимо, с большим трудом пришлось выполнить условия сделки – привести воинов в Гефсиманский сад и поцеловать Учителя, совесть всё-таки обличала. Это вызывает внутренний ужас. Иуда, благоговеющий прежде пред Иисусом, целует Его в предательстве. «Радуйся, Равви»! Ужасно! Но серебро требовало отработки.

Когда смертельный приступ сребролюбия у Иуды закончился, и когда уже свершилось непоправимое, диавол не оставил свою жертву жить дальше, но ввергнув его в бездну отчаяния, довел до самоубийства. «Согреших, предав кровь неповинную»! Таково трагическое повествование об ученике-сребролюбце.

Почему мы говорим об Иуде? Ведь все другие, так или иначе, предали или отреклись. Да оставили все, но не покаялся один.

Мы все, крещеные чада Церкви, призваны быть учениками и последователями Господа. Но где миллионы православных? Где они в день воспоминания страданий их Господа? Можно предположить, что они в плену у сребролюбия. Многие из них пришли впервые в Церковь в надежде на преимущества житейские, в ожидании здоровья, успеха, и, конечно, материального благополучия. Но, убедившись в том, что прямой выгоды материальной от веры они не получают, что Господь призывает их идти путем голгофским через несение своего креста, подобно Кресту Господню, они удовлетворяют свои житейские нужды где-то в стороне. Они не в Церкви, пребывающие в озлобленности, разочаровании, в плену ненавистника рода человеческого, подателя сребролюбия. И это очень скорбно.

А что чувствуем мы, стоящие сегодня при Кресте? Каждый, наверное, своё. Но губы шепчут: «недостоин есмь». Глядя на Божественного Страдальца, все же внутренний взгляд устремляется на себя самого, смотришь и чувствуешь, что ты … как Иуда! Ничем не лучше. Сребролюбивый и сластолюбивый, тщеславный, стоящий рядом со Христом и пользующийся Его славой. Постоянно изо дня в день предающий…

По милости Божией мне довелось быть в Страстной Четверг в Иерусалиме. В том месте, где страдал Богочеловек и в тот день, когда это произошло и вспоминается Церковью. Помню, как стоял я на Утрене Великого Пятка при чтении страстей Христовых в монастыре св. Марии Магдалины в Гефсиманском саду, как шел затем по темным улицам крестным ходом из сада на Сион мимо Претории к Голгофе. Как из глаз моих весь вечер текли слезы, и как неотступна была мысль, что я подобен Иуде во всех своих отступлениях. Я шел в крестном ходе, и чувства благодарности Господу переполняли меня. Я благодарил за то, что я здесь, что Он не отринул меня, что дал возможность осознать, прочувствовать, очистится слезами в покаянии.

Мы не ведаем о величии суда Божия, не ведаем о бездне милосердия Божия! Нам это не открыто пока. Мы не знаем, как Господь поступит с Иудой в вечности, что будет с подобными ему вероотступниками-сребролюбцами. Каждый человек надеется, что Бог его простит. Но, надежда на последнюю милость Бога не должна затмевать в нас благоразумия, показанного нам разбойником, перед смертью своей возопившего: «Помяни мя Господи егда приидеши во Царствии Твоем»! Как хочется подобно Петру прейти от погибельного отречения к доброму житию. И хоть в конце жизни услышать от Господа прощающее – «Симоне Ионин любиши ли мя»?! Услышать слова прощения и всыновления. Аминь.

иеромонах Максимилиан (Клюев)

Знаменский монастырь. г.Иркутск

Возврат к общему списку





© 2005-2012 Иркутская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна, при публикации в сети интернет обязательна гиперссылка на официальный сайт Иркутской епархии

Яндекс.Метрика

e-mail: Редакция сайта Иркутской епархии