2 сентября 2011 г. в Сибэкспоцентре в  рамках I  межрегиональной выставки «Православная Русь» был проведен круглый стол «Православие в образовании: перспективы развития» с протоиереем Владимиром Килиным и И. О. зам. министра образования Иркутской области Красновой Н. К.

 На «круглом» столе присутствовали директор МОУ ДПО ЦИМПО Яловицкая Н.И., директор религиозного центра образования Швец И. В., директор Православной школы г. Ангарска Рублик В. И., директор Воскресной школы при храме Александра Невского Косолапова, директор МОУ СОШ № 23 г. Иркутска Бобенко Г. М и научный консультант Самойличенко Н. В., методисты МОУ ДПО ЦИМПО, заместители директоров ОУ, педагоги.

Присутствующие делились опытом работы по духовно — нравственному воспитанию. Участники «круглого» стола были согласны во мнении, чтобы понять, что такое культура России, понять вообще историю нашего Отечества невозможно без знания основ Православия.

Преподавание основ православной культуры должно быть неразрывно связано с изучением духовной составляющей Православия. Основы православной культуры невозможно понять без живого соприкосновения с духовным опытом Православия, тем опытом, который вдохновлял лучших представителей Православия, таких, как преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, праведный Иоанн Кронштадтский, и многих других к осуществлению в своей личной жизни Евангелия, а посредством их преображал духовно-нравственную жизнь и окружавших их людей. Когда мы говорим о бездуховности, о развитии в нашей стране наркомании, о растлении молодежи — что стоит за всем этим? Только ли дело в том, что молодежь незнакома с внешними атрибутами Православия? Что вообще такое бездуховность и какого духа нет у современного общества? В этом отношении нам подсказывают уже упомянутые нами святые отцы, что человеческой душе не хватает Духа Божия, Святого Духа, стяжание которого доставляет сердцу удивительную свободу, ясность, чистоту и радость. Собственно, сама духовная жизнь, о которой должна идти речь на уроках основ православной культуры, согласно святым отцам, и есть стяжание Духа Святого.

Среди возможных путей обретения духовности детьми педагоги называют художественное образование — приобщение к литературе, искусству, музыке, этике, эстетике, учебным предметам гуманитарного («человеческого») цикла.

Другой путь к духовности — использование возможностей дополнительного образования, внеклассной работы, такая целостная организация жизни обучающихся, при которой ребенок невольно осмысливает и «вочеловечивает» все явления окружающего мира, и тем самым становится причастным этому миру. 

Участники круглого стола поднимали вопрос и о нравственном примере педагога. Для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей. Первый шаг на этом пути — понимание недостаточности своего культурного кругозора. Следующим шагом должна стать попытка изменить свой внутренний мир, наполнив его новым содержанием. Необходимо дать толчок личностному саморазвитию (лучше, если это побуждение будет внутренним, а не внешним). Развиваясь духовно, педагог «вочеловечивает» всю сферу своих отношений с реальностью, одухотворяет ее, воспринимает любой объект действительности как часть своего внутреннего мира, оценивает действительность сквозь призму духовных ценностей, развивает «родственное внимание» к миру.

Курсы «Основы религиозных культур и светской этики» призваны обеспечить психологическую перестройку кадров, их соответствующую психолого-педагогическую подготовку, развитие профессионально-педагогической направленности и гуманизации ценностно-ориентационной сферы, диалогизации педагогического общения.

 Методист ЦИМПО Прокофьева Н.В.

09.10.2011