На главную страницу

Русская Православная Церковь Московский Патриархат

Официальный сайт

 
 Иркутская епархия 
 Епархиальное управление 
 Отделы 
 Приходы 
Отдел религиозного образования
Молодежный
Отдел по окормлению заключенных
Социальный
Отдел по борьбе с наркоманией и алкоголизмом
Отдел по связям с общественностью
Отдел по взаимодействию с казачеством
Военный отдел
Миссионерский отдел
Отдел по взаимодействию с правоохранительными органами


 Поиск по сайту





 


Главная / Отделы / Отдел катехизации

22.12.2010 

Защита выпускных работ на курсах по Основам Православной КультурыЗащита выпускных работ на курсах по Основам Православной Культуры

 

10 декабря состоялась защита выпускных работ и вручение дипломов на курсах по Основам православной культуры на кафедре русского, иностранных языков, литературы и МХК Иркутского ИПКРО. На защиту было представлено 18 работ курсантов, обучавшихся в течение двух лет по очно-заочной системе. Дипломы выпускникам курсов вручал руководитель епархиального отдела катехизации протоиерей Владимир Килин.

Школа во все времена и сегодня является посредником, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и традиционная в России религиозная конфессия призваны к сотрудничеству. Образование призвано не только передавать информацию, но и возгревать в юных сердцах устремленность к истине, подлинному нравственному чувству, любви к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре. Именно эта задача стала главной для выпускников курсов в их профессиональной работе.

Слушатели курсов, а это, в основном, учителя общеобразовательных школ области и учителя воскресных школ Иркутской и Ангарской епархии, представили собственные педагогические разработки, которые основаны на Защита выпускных работ на курсах по Основам Православной Культурыпрактической деятельности каждого. Наиболее значительными стали программы, рассчитанные на работу в течение длительного времени.

Свою авторскую педагогическую разработку – Программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в Церковно-приходской школе им. Святителя Софрония Михайло-Архангельского прихода г.Иркутска, представила воспитатель НОУ ЦПШ Головных Елена Дмитриевна. Программа по духовно-нравственному воспитанию является результатом многолетней практической работы воспитателя в составе творческого педагогического коллектива, ориентированного в своей работе на воспитание школьников в соответствии с российской православной традицией в негосударственном бщеобразовательном учреждении, которое изначально мыслится как церковная школа и имеет своим основанием принципы, заложенные в жизни Церкви.

Выпускница курсов по основам православной культуры Е.Д.Головных взяла на себя труд осмыслить существующую в школе практику в свете современных организационных педагогических подходов.

В основе Программы лежит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, систему базовых национальных ценностей, основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также формулирует социальный заказ современной школе.

Защита выпускных работ на курсах по Основам Православной КультурыПедагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в НОУ ЦПШ предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: ЦПШ, семьи, церковного прихода, учреждений дополнительного образования. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании православного уклада школьной жизни принадлежит учредителю ЦПШ, настоятелю Михайло-Архангельского прихода, духовному отцу и наставнику школы протоиерею Каллинику Подлосинскому и педагогическому коллективу.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, утверждаемые в Программе, базируются на официально принятом документе – Концепции. В то же время на первый план выдвигаются ценности, хранимые в религиозных, культурных и семейных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В качестве главной ценности, которая является традиционным источником нравственности, в Программе утверждается любовь к Богу, жизнь по Заповедям Божиим, служение Богу.

Воспитатель Православной женской гимназии г.Иркутска Прихотько Ольга Евгеньевна создала педагогическую разработку, основой которой является авторская Программа учителя гимназии Галины Николаевны Зиновьевой. Защита выпускных работ на курсах по Основам Православной КультурыГ.Н.Зиновьева – одна из подвижников, которые стоят у истоков возрождения православного воспитания и образования в Иркутске. Результатом десятилетнего опыта ее работы по авторской программе стали сотни выпускниц гимназии, научившихся вышивке, создавших в процессе обучения подножное венчальное полотенце и крестильную рубашку (крестильную пеленку). Работы гимназисток и самой Галины Николаевны не раз были представлены на выставках в музее истории города Иркутска, в Доме детского творчества, Центре народного прикладного искусства «Дом ремесел» Министерства культуры и архивов Иркутской области.

Программа Г.Н.Зиновьевой была рассчитана на пятилетнее обучение (с 1 по 5 классы) на уроках по ручной художественной вышивке, которые были включены в учебный план (школьный компонент) как уроки труда.

Программа О.Г.Прихотько предназначена для разновозрастной группы, в которую входят обучающиеся 1-4-х классов гимназии, а по желанию – и учащиеся 5-6-х классов.
Интересна Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в воскресной школе храма Александра Невского г. Иркутска педагогов воскресной школы храма Александра Невского Ереминой К. А., Ереминой М. В., Супруновой О. А. Программа по духовно-равственному воспитанию разработана на основе положения о церковно-приходской воскресной школе Иркутской и Ангарской Епархии.

Коллектив воскресной школы руководствуется в своей работе следующими целями: воспитание учащихся в духе евангельских заповедей с тем, чтобы Закон Божий становился законом их жизни; воцерковление детей и через них - родителей; формирование единой воспитательной среды – храм, воскресная школа, семья.

В программе прописаны конкретные задачи, через которые реализуются поставленные цели. Четырнадцать задач систематизированы по основным направлениям учебной и воспитательной работы.

Стержневой основой программы является учебный курс «Истоки», созданный более десяти лет назад и широко распространенный в России. Этот курс привлек авторов программы методической проработанностью идеи приобщения учащихся к Православию через совместную деятельность ученика и его семьи.

Программа построена по концентрическому принципу: круг полученных в младших группах элементарных понятий расширяется, Защита выпускных работ на курсах по Основам Православной Культурыих смысловое значение углубляется в связи с возрастными особенностями детей. Занятия проводятся в разнообразных формах, включая игровые, но неизменным остается принцип взаимного дополнения учебного материала: если на уроке говорится о православном празднике, то на музыкальном занятии дети знакомятся с тропарем этого праздника.

Программа состоит из четырех блоков: «Слово. Образ. Книга», «Родной очаг. Родные просторы. Труд земной и труд души», «Вера, Надежда, Любовь – дочери Премудрости Божией», «Традиции слова, образа, дела и праздника». Каждый тематический блок структурирован в соответствии с возможностями восприятия и понимания детей, повторение материала связано с его усложнением.

Содержание программы свидетельствует о твердой установке на целенаправленную работу педагогического коллектива с родителями, в социуме.
Учитель русского языка и литературы Новоилимской СОШ Нижнеилимского района Арина Васильевна Лавренева сумела осмыслить существующую в школе практику в свете современных организационных педагогических подходов и создать целостную, концептуально и организационно выверенную программу по духовно-нравственному воспитанию на 2010-2014 годы.

Программа названа «Духовные родники» и само название ориентирует на идеал - обретение и утверждение духовных ценностей в жизни учащихся и их родителей, всех членов педагогического коллектива.

Реализация программы предполагает разнообразные формы деятельности педколлектива и учащихся с родителями: родительский лекторий «Традиции русской семьи», конференции «Воспитательный потенциал современной семьи», «Как слово наше отзовется?»; проведение совместных праздников, выставок, конкурсов «Рождество Христово», «Светлый праздник – Пасха», «Вечер духовной поэзии и музыки»; организацию выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров совместно с детьми; организацию и проведение традиционного спортивного праздника «Мама, папа, я – спортивная семья». Работа в поселковом сообществе проводится на базе ДК «Колос», в МДОУ «Снегурочка», сельской библиотеке.Защита выпускных работ на курсах по Основам Православной Культуры

Целью педагогической разработки «Духовно-нравственное воспитание младшего и среднего звена школьников средствами декоративно-прикладного творчества» педагога дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районный центр дополнительного образования детей» Усть-Илимского района Баженовой Антонины Андреевны является приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, сохранение их духовно-нравственного здоровья, приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры, возрождение и сохранение традиций семейного воспитания. Педагогическая разработка адресована обучающимся начального и среднего звена общеобразовательной школы.

Новизна работы в ее комплексном подходе, в формировании у школьников основ целостной мировоззренческой культуры посредством декоративно-прикладного творчества детей. На занятиях осуществляется возможность ознакомления с основами православной культуры в процессе творческой работы: знания интегрируются в творческий труд детей.

Содержание учебного материала курса изложено систематично, тематически связано с событиями и явлениями, изложенными в Ветхом и Новом Завете.

Свою выпускную работу учитель русского языка и литературы МОУ «Янгелевская СОШ» Нижнеилимского района Екатерина Владимировна Шмидт представила в виде осмысления собственного опыта работы. В своей педагогической практике Е.В.Шмидт активно внедряет новое для школы содержание, связанное с утверждением православной традиции в российской культуре и литературе.Защита выпускных работ на курсах по Основам Православной Культуры

Этот аспект уже достаточно осмыслен в филологической науке и в методике преподавания классической литературы в школе, но пока еще не часто встречается в учительской практике. Причина - мировоззренческая узость круга людей, полагающих духовную жизнь и нравственное воспитание за рамками современного общества, видящих перспективы развития отечественного образования только в контексте атеистической идеологии.

На своих уроках по литературе и русскому языку учитель через содержание произведений русских писателей, изучение этимологической основы русского слова, осмысление действий героев в контексте православных представлений о нравственности утверждает национальный воспитательный идеал, делая это не в прямом назидании, а через творческую созидательную деятельность учащихся.

Материалы, представленные учителем, свидетельствуют об этом.
Из всех выпускных работ выделялся проект Людмилы Викторовны Тиссен - тематическая городская экскурсия для людей с ограниченными возможностями «Дорога к церкви Успения Божией Матери в г. Братск». Цель экскурсии - изучение на примере храма явления православной культуры со времен начала освоения Сибири и до наших дней, просвещение людей с ограниченными возможностями через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православной церкви.

Выпускная работа представлена подробным описанием содержания экскурсии, описанием методики проведения экскурсии, в которой прописывается маршрут, объекты показа, время, даются организационные и методические указания, а также приложением. СЗащита выпускных работ на курсах по Основам Православной Культурыодержание учебного материала экскурсии изложено систематично. Системность достигается выбором определенной последовательности развертывания материала: сначала предлагается знакомство с историей г.Братска и истории Свято-Успенской церкви, с формированием церковной общины, затем с внешним и внутренним устройством Православного храма, с православным пониманием иконы «Успение Богородицы»; предлагается знакомство с правилами поведения в храме, наконец, посещение храма.

Контрольный текст экскурсии содержит в себе необходимый учебный материал. В приложение к авторской педагогической разработке входит богатый иллюстративный материал, список и схема размещения икон в храме Успения Божией Матери, фотографии основателей общины, список литературы.

Известный историк педагогической науки XIX в. Л. Н. Модзалевский писал:

«Истинный прогресс и истинное воспитание возможны только при гармоническом развитии человечества, как в умственном, научном, так и в религиозно-нравственном отношениях, между которыми необходимо то же равновесие, какое необходимо между умом и чувством каждого отдельного человека».

Отрадно, что современные учителя разделяют мысль русского ученого и реализуют ее на практике.


Шахерова О.Н., зав.кафедрой русского,
иностранных языков, литературы и МХК Иркутского ИПКРО

   

фото Ольги Долбня

 Защита выпускных работ на курсах по Основам Православной Культуры

 

(скачать фотографию большого размера)

Возврат к общему списку




e-mail: Редакция сайта Иркутской епархии

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна, при публикации в сети интернет обязательна гиперссылка на официальный сайт Иркутской епархии.

© 2005-2012 Иркутская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата

Яндекс.Метрика