Защита выпускных работ на курсах по Основам Православной Культуры

 

10 декабря состоялась защита выпускных работ и вручение дипломов на курсах по Основам православной культуры на кафедре русского, иностранных языков, литературы и МХК Иркутского ИПКРО. На защиту было представлено 18 работ курсантов, обучавшихся в течение двух лет по очно-заочной системе. Дипломы выпускникам курсов вручал руководитель епархиального отдела катехизации протоиерей Владимир Килин.

Школа во все времена и сегодня является посредником, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и традиционная в России религиозная конфессия призваны к сотрудничеству. Образование призвано не только передавать информацию, но и возгревать в юных сердцах устремленность к истине, подлинному нравственному чувству, любви к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре. Именно эта задача стала главной для выпускников курсов в их профессиональной работе.

Слушатели курсов, а это, в основном, учителя общеобразовательных школ области и учителя воскресных школ Иркутской и Ангарской епархии, представили собственные педагогические разработки, которые основаны на практической деятельности каждого. Наиболее значительными стали программы, рассчитанные на работу в течение длительного времени.

Свою авторскую педагогическую разработку – Программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в Церковно-приходской школе им. Святителя Софрония Михайло-Архангельского прихода г.Иркутска, представила воспитатель НОУ ЦПШ Головных Елена Дмитриевна. Программа по духовно-нравственному воспитанию является результатом многолетней практической работы воспитателя в составе творческого педагогического коллектива, ориентированного в своей работе на воспитание школьников в соответствии с российской православной традицией в негосударственном бщеобразовательном учреждении, которое изначально мыслится как церковная школа и имеет своим основанием принципы, заложенные в жизни Церкви.

Выпускница курсов по основам православной культуры Е.Д.Головных взяла на себя труд осмыслить существующую в школе практику в свете современных организационных педагогических подходов.

В основе Программы лежит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, систему базовых национальных ценностей, основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также формулирует социальный заказ современной школе.

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в НОУ ЦПШ предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: ЦПШ, семьи, церковного прихода, учреждений дополнительного образования. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании православного уклада школьной жизни принадлежит учредителю ЦПШ, настоятелю Михайло-Архангельского прихода, духовному отцу и наставнику школы протоиерею Каллинику Подлосинскому и педагогическому коллективу.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, утверждаемые в Программе, базируются на официально принятом документе – Концепции. В то же время на первый план выдвигаются ценности, хранимые в религиозных, культурных и семейных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В качестве главной ценности, которая является традиционным источником нравственности, в Программе утверждается любовь к Богу, жизнь по Заповедям Божиим, служение Богу.

Воспитатель Православной женской гимназии г.Иркутска Прихотько Ольга Евгеньевна создала педагогическую разработку, основой которой является авторская Программа учителя гимназии Галины Николаевны Зиновьевой. Г.Н.Зиновьева – одна из подвижников, которые стоят у истоков возрождения православного воспитания и образования в Иркутске. Результатом десятилетнего опыта ее работы по авторской программе стали сотни выпускниц гимназии, научившихся вышивке, создавших в процессе обучения подножное венчальное полотенце и крестильную рубашку (крестильную пеленку). Работы гимназисток и самой Галины Николаевны не раз были представлены на выставках в музее истории города Иркутска, в Доме детского творчества, Центре народного прикладного искусства «Дом ремесел» Министерства культуры и архивов Иркутской области.

Программа Г.Н.Зиновьевой была рассчитана на пятилетнее обучение (с 1 по 5 классы) на уроках по ручной художественной вышивке, которые были включены в учебный план (школьный компонент) как уроки труда.

Программа О.Г.Прихотько предназначена для разновозрастной группы, в которую входят обучающиеся 1-4-х классов гимназии, а по желанию – и учащиеся 5-6-х классов.
Интересна Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в воскресной школе храма Александра Невского г. Иркутска педагогов воскресной школы храма Александра Невского Ереминой К. А., Ереминой М. В., Супруновой О. А. Программа по духовно-равственному воспитанию разработана на основе положения о церковно-приходской воскресной школе Иркутской и Ангарской Епархии.

Коллектив воскресной школы руководствуется в своей работе следующими целями: воспитание учащихся в духе евангельских заповедей с тем, чтобы Закон Божий становился законом их жизни; воцерковление детей и через них - родителей; формирование единой воспитательной среды – храм, воскресная школа, семья.

В программе прописаны конкретные задачи, через которые реализуются поставленные цели. Четырнадцать задач систематизированы по основным направлениям учебной и воспитательной работы.

Стержневой основой программы является учебный курс «Истоки», созданный более десяти лет назад и широко распространенный в России. Этот курс привлек авторов программы методической проработанностью идеи приобщения учащихся к Православию через совместную деятельность ученика и его семьи.

Программа построена по концентрическому принципу: круг полученных в младших группах элементарных понятий расширяется, их смысловое значение углубляется в связи с возрастными особенностями детей. Занятия проводятся в разнообразных формах, включая игровые, но неизменным остается принцип взаимного дополнения учебного материала: если на уроке говорится о православном празднике, то на музыкальном занятии дети знакомятся с тропарем этого праздника.

Программа состоит из четырех блоков: «Слово. Образ. Книга», «Родной очаг. Родные просторы. Труд земной и труд души», «Вера, Надежда, Любовь – дочери Премудрости Божией», «Традиции слова, образа, дела и праздника». Каждый тематический блок структурирован в соответствии с возможностями восприятия и понимания детей, повторение материала связано с его усложнением.

Содержание программы свидетельствует о твердой установке на целенаправленную работу педагогического коллектива с родителями, в социуме.
Учитель русского языка и литературы Новоилимской СОШ Нижнеилимского района Арина Васильевна Лавренева сумела осмыслить существующую в школе практику в свете современных организационных педагогических подходов и создать целостную, концептуально и организационно выверенную программу по духовно-нравственному воспитанию на 2010-2014 годы.

Программа названа «Духовные родники» и само название ориентирует на идеал - обретение и утверждение духовных ценностей в жизни учащихся и их родителей, всех членов педагогического коллектива.

Реализация программы предполагает разнообразные формы деятельности педколлектива и учащихся с родителями: родительский лекторий «Традиции русской семьи», конференции «Воспитательный потенциал современной семьи», «Как слово наше отзовется?»; проведение совместных праздников, выставок, конкурсов «Рождество Христово», «Светлый праздник – Пасха», «Вечер духовной поэзии и музыки»; организацию выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров совместно с детьми; организацию и проведение традиционного спортивного праздника «Мама, папа, я – спортивная семья». Работа в поселковом сообществе проводится на базе ДК «Колос», в МДОУ «Снегурочка», сельской библиотеке.

Целью педагогической разработки «Духовно-нравственное воспитание младшего и среднего звена школьников средствами декоративно-прикладного творчества» педагога дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районный центр дополнительного образования детей» Усть-Илимского района Баженовой Антонины Андреевны является приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, сохранение их духовно-нравственного здоровья, приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры, возрождение и сохранение традиций семейного воспитания. Педагогическая разработка адресована обучающимся начального и среднего звена общеобразовательной школы.

Новизна работы в ее комплексном подходе, в формировании у школьников основ целостной мировоззренческой культуры посредством декоративно-прикладного творчества детей. На занятиях осуществляется возможность ознакомления с основами православной культуры в процессе творческой работы: знания интегрируются в творческий труд детей.

Содержание учебного материала курса изложено систематично, тематически связано с событиями и явлениями, изложенными в Ветхом и Новом Завете.

Свою выпускную работу учитель русского языка и литературы МОУ «Янгелевская СОШ» Нижнеилимского района Екатерина Владимировна Шмидт представила в виде осмысления собственного опыта работы. В своей педагогической практике Е.В.Шмидт активно внедряет новое для школы содержание, связанное с утверждением православной традиции в российской культуре и литературе.

Этот аспект уже достаточно осмыслен в филологической науке и в методике преподавания классической литературы в школе, но пока еще не часто встречается в учительской практике. Причина - мировоззренческая узость круга людей, полагающих духовную жизнь и нравственное воспитание за рамками современного общества, видящих перспективы развития отечественного образования только в контексте атеистической идеологии.

На своих уроках по литературе и русскому языку учитель через содержание произведений русских писателей, изучение этимологической основы русского слова, осмысление действий героев в контексте православных представлений о нравственности утверждает национальный воспитательный идеал, делая это не в прямом назидании, а через творческую созидательную деятельность учащихся.

Материалы, представленные учителем, свидетельствуют об этом.
Из всех выпускных работ выделялся проект Людмилы Викторовны Тиссен - тематическая городская экскурсия для людей с ограниченными возможностями «Дорога к церкви Успения Божией Матери в г. Братск». Цель экскурсии - изучение на примере храма явления православной культуры со времен начала освоения Сибири и до наших дней, просвещение людей с ограниченными возможностями через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православной церкви.

Выпускная работа представлена подробным описанием содержания экскурсии, описанием методики проведения экскурсии, в которой прописывается маршрут, объекты показа, время, даются организационные и методические указания, а также приложением. Содержание учебного материала экскурсии изложено систематично. Системность достигается выбором определенной последовательности развертывания материала: сначала предлагается знакомство с историей г.Братска и истории Свято-Успенской церкви, с формированием церковной общины, затем с внешним и внутренним устройством Православного храма, с православным пониманием иконы «Успение Богородицы»; предлагается знакомство с правилами поведения в храме, наконец, посещение храма.

Контрольный текст экскурсии содержит в себе необходимый учебный материал. В приложение к авторской педагогической разработке входит богатый иллюстративный материал, список и схема размещения икон в храме Успения Божией Матери, фотографии основателей общины, список литературы.

Известный историк педагогической науки XIX в. Л. Н. Модзалевский писал:

«Истинный прогресс и истинное воспитание возможны только при гармоническом развитии человечества, как в умственном, научном, так и в религиозно-нравственном отношениях, между которыми необходимо то же равновесие, какое необходимо между умом и чувством каждого отдельного человека».

Отрадно, что современные учителя разделяют мысль русского ученого и реализуют ее на практике.


Шахерова О.Н., зав.кафедрой русского,
иностранных языков, литературы и МХК Иркутского ИПКРО

   

фото Ольги Долбня

 

 

(скачать фотографию большого размера)

22.12.2010