Доклад помощника руководителя Миссионерского отдела Иркутской епархии священника Игоря Зырянова на круглом столе "Хорошо братьям жить вместе" прошедшего в рамках выставки-форума "Православная Русь"

Доклад помощника руководителя Миссионерского отдела Иркутской епархии священника Игоря Зырянова на круглом столе "Хорошо братьям жить вместе" прошедшего в рамках выставки-форума "Православная Русь"

 Христианский мир раздроблен. Это весьма печальное обстоятельство удручает не только христиан, но и многих внешних по отношению к христианству людей. Тысячи направлений протестантизма ( 20 000 деноминаций) сегодня насчитывают около 600 млн. человек по всему миру. Одна из существенных долей (около 200 млн.) протестантов живет в США. Поднимая со всей серьезностью проблему раскола, Православная Церковь, говоря об объединении католичества, протестантизма и православия, уточняет, что речь идет не о проявлении экуменизма в современном его виде, но об том объединении, которое прописано в документе Русской Православной Церкви: "Принципы отношения к инославию":

2.1. Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление Богозаповеданного единства христиан (Ин. 17, 21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной Церкви на всех уровнях ее бытия.

2.2. Безразличие по отношению к этой задаче или отвержение ее - является грехом против заповеди Божией о единстве. По словам святителя Василия Великого, "искренно и истинно работающим для Господа надо о том единственно прилагать старание, чтобы привести опять к единству Церкви, так многочастно между собой разделенные".

2.3. Но, признавая необходимость восстановления нарушенного христианского единства, Православная Церковь утверждает, что подлинное единство возможно лишь в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Все иные "модели" единства представляются неприемлемыми.

Самой быстрорастущей религией в США является Православие. Некоторые епархии, например Антиохийского патриархата и Православной Церкви Америки, имеют прирост прихожан в 300% в год! В США сегодня насчитывается около 1,2 миллионов православных христиан. По данным директора института Патриарха Афинагора в Беркли А. Криндач сегодня из всех американских православных священников 35% составляют бывшие протестанты и католики. По данным опроса, проведенного в американских семинариях, 43% семинаристов являются «обращенными» из протестантизма и католицизма.

Рассмотрим более подробно движение из протестантизма в православие. Возьмем для примера Церковь Антиохийского Патриархата. Переход большого количества протестантов - значительная и удивительная тенденция последних 20 лет. Что представляла собой Антиохийская Православная церковь? Своей историей восходящая к Сирии и Ливану и давно существующая в США, где прихожане в основном из ближневосточных иммигрантов и их потомков, она стала выбором и пристанищем тысяч протестантов североевропейского происхождения.

Так в Антиохийском Патриархате сегодня насчитывается около 250 000 верующих в 250 приходах по стране, из них 80 приходов образовались после 1990 г. в результате перехода протестантских общин в православие, в Антиохийской Церкви примерно 160 000 бывших протестантов. По данным профессора теологии университета North Park в Чикаго Брэдли Нассифа – ведущего исследователя религии – 70% всех антиохийских священников в США – бывшие протестанты, в то время как всего одно-два поколения тому назад этот процент едва достигал 10. О.Иоанн Матусяк, бывший протестантский пастор, отметил, что особенно быстро развиваются православные приходы в пригородах: «Жители Уэтона не были православными просто потому, что там раньше не было православного храма».

Многие обращенные отмечают красоту православной Литургии и твердость богословской традиции, что, несомненно, является очень важным для всех тех, кто ищет пристанища, спасаясь от нескончаемых баталий вокруг толкования Священного Писания. Видимое движение началось в 1987, когда почти 2 000 евангелистов во главе с пастором Питером Гиллквистом и другими выпускниками богословской семинарии Далласа и миссии «Крестовый поход за Христа» обратились в православие. Позже началась целая волна переходов верующих из основных протестантских деноминаций – епископальной и лютеранской церквей. Вот типичный пример: Отец Грегори Мэтьюс-Грин, разочаровавшийся в том, что он назвал ”духовным и богословским хаосом и моральным беспорядком” в Епископальной Церкви, перешел в приход Святого Креста в начале 1993 с 19 прихожанами. Спустя несколько лет приход Святого Креста вырос до 120 человек, почти 2/3 из них были бывшие протестанты, тогда было выкуплено здание: приход располагается в доме, построенном методистами, до последнего времени его занимали пятидесятники корейской Церкви Нового поколения.

Профессор Нассиф в статье 2007г. в журнале «Христианство сегодня» предположил, что 21 век может стать веком православия: разочарованные протестанты испытывают потребность вернуться к корням, богословской строгости и социальному консерватизму Восточных христианских деноминаций. А вот тут уже стоит посмотреть ситуацию на местах. Европа благодаря эмиграции XX века православных христиан разных национальностей познакомилась с Православием. Православная литература активно переводилась и издавалась на английском, французском и немецком языках, в меньшей степени – на остальных. Стали популярны иконы, византийские песнопения. Благодаря такому знакомству, а также, не в последнюю очередь, кризису западного христианства, с середины ХХ века в большинстве западноевропейских стран все больше стало случаев обращения протестантов и католиков в Православие, имели место случаи перехода целых католических монастырей. Этот процесс продолжается и сейчас.

В Англии, Франции, Бельгии, Германии, Италии и Венгрии, число протестантов и католиков, перешедших в Православие, составляет около 7 000 человек. Филиппины: католический священник Филимон Кастро перешел в Православную Церковь и была принят под омофор Константинопольского Патриарха. Его трудами в православие перешли более 600 человек из протестантов и католиков. В марте 2008 года стало известно, что, благодаря трудам православных миссионеров Антиохийского Патриархата, сразу две филиппинские деноминации – одна, принадлежавшая Католической Патриархии Востока, а вторая – к протестантам-евангеликам – перешли в православную веру и были приняты в состав Австралийско-Новозеландской епархии Антиохийского Патриархата. Эти деноминации вместе представляли из себя около 40 общин, с 30 священниками и пасторами, Австралийско-Новозеландская архиепископия организовала их православное образование и рукоположение.

Африка: сегодня на Африканском континенте насчитывается свыше тысячи православных храмов и проживает 6 миллионов православных христиан, большая часть которых – представители коренного чернокожего населения и чуть менее половины перешедших из протестантов и католиков. В Австралии и Новой Зеландии из 500 тыс. православных половина является бывшими протестантами. Отец Грегори Мэтьюс-Грин, обратившийся в православие, оставив служение в епископальной церкви, написал исчерпывающую книгу об этом, ”Встреча с Востоком: Паломничество в тайны православия” (Harper One, 2006).

Богословы определяют Православное Священное Предание как богословское единство первых 1000 лет христианской истории. Это единство включается в себя единство в вопросах символа веры, соборов, отцов, молитвы и духовной жизни. В течение последних 20 лет многие ученые и богословы открыли для себя творческую значимость христианского Востока, с его приверженностью авторитетам первых 500 лет христианства. Одно из недавних свидетельств интереса Протестантов к православию – это книга Томаса Одена «Возрождение Православия: Знаки новой жизни в христианстве». Оден выделяет 6 уровней, показывающих пробуждение православия в 21 веке. Эти уровни включают:

1. Свидетельства современников об обращении.

Вот опыт жизни некоторый необычных христиан и известнейших ученых, чьи жизни кардинально изменило обращение к классической богословской традиции. Среди них Ярослав Пеликан и Ричард Суинборн, принявшие православие Отец Максимус Урбанович, это зять и бывший соработник Рейнхарда Бонке, известнейшего протестантского проповедника. Евангелиста который очень эффективно проповедовал в Африке. Созданная Рейнахрдом миссия "Христос для всех народов", является одной из самых больших и нацеленных на проповедь Евангелия служений. Большее влияние на мир из протестантов оказал разве что Билли Грем и Т.Л. Осборн. И вот его зять и тот кто, как надеялись, займет место Рейнахарда, перешел в Православие. Сегодня о. Максимус один из наиболее ярких православных миссионеров в Соединенных Штатах Америки. Он возглавляет миссионерскую организация «Евангелие всем народам» (Gospel to All Nations)

2. Многокультурная природа православия.

Ни один мультикультурализм не сравнится по глубине и богатству и многокультурностью античности. Многокультурное богатство ранней церкви в наши дни становится все более очевидным.

3. Твердые границы веры.

После десятилетий некритической вседозволенности в церкви, мы становимся свидетелями того, как с новой силой и мощью вырисовываются границы в вопросах веры. Тысячи верных вновь вместе учатся тому, как сказать «нет» ереси и сказать уверенное «да» классической правде православия.

4. Возвращение к общим корням.

Проблема традиционного восприятия протестантами Священного Предания заключается в том, что между тем, как обращаются к Св. Преданию протестанты и отношением к нему православных существуют значительные расхождения. Для большинства протестантов Предание представляет из себя своего рода библиотеку, где можно найти книгу, которая в данный момент наиболее необходима. Можно выкинуть из этой библиотеки книги, которые кажутся устаревшими и выбрать другие, ценность которых проверена временем.

Так что же заставляет меня думать, что возобновление интереса к Св. Преданию может вести к присоединению всё большего количества христиан к восточной ветви – Православию, или, по крайней мере, принятию христианами протестантских деноминаций православного видения многих вопросов? Проще говоря, я думаю, что все больше и больше людей увидят живую связь между основными течениями и проблемами, которыми жила Христианская древность и основой восточной Православной Церкви, откуда эти течения и взяли свое начало. Православная Церковь сохранила преемственность по отношению к древней церкви, что особенно заметно в двух аспектах, которые как раз и вызывают наибольший интерес у растущего числа христиан.

1. Писание.

Несомненно, что Богодухновенность Писания – это основа для Церковного учения. Предание только охраняет и корректирует само себя, опираясь на подлинность того, о чем говорит Библия. Но Церковь первых веков христианства (как Западная, так и Восточная) отобрала тексты, которые должны были войти в канон Св. Писания, основываясь на подлинности их происхождения от св. апостолов и на всеобщем принятии текстов христианской общиной. Наверное, правильнее будет сказать, что канон Св. Писания был не просто установлен самими верующими – это было сделано ими под водительством Св.Духа. Тем не менее, канон был сформирован внутри самой первохристианской общины ее непосредственными членами. Писание никогда не было чем-то внешним по отношению к общине. Поэтому, независимо от того, признают ли протестанты это или нет, каждый раз, когда они берут в руки Библию, они выражают свое доверие суждению Церкви, которое было вынесено ею по важнейшему вопросу о каноничности. Я верю, что все больше людей, увлеченных историей ранней Церкви, увидят, что Св. Дух, Св. Писание, Предание и реальные, исторически сложившиеся церкви были неразрывно связаны, тогда и сейчас.

2. Историческая непрерывность.

Для меня очевидно и очевидность эта подтверждена многократным опытом, что чем больше протестанты будут погружаться в историю Церкви, тем реже они станут относить понятие «ортодоксия» к первым пяти столетиям или первому тысячелетию христианства. Постепенно они смогут воспринять всю историю христианства в целом, а не только те ее фрагменты, которые нравятся лично им. Они обнаружат, что истинное христианство во всей полноте не исчезло из церкви в определенный момент истории, а продолжает жить в «сознании Церкви», как об этом писал Георгий Флоровский, а Иоанн Мейендорф называл это «живой традицией». Протестанты увидят, что богословская и институциональная история Св. Предания напрямую связана с Великой Церковью, а именно с современными Православными Церквами Востока и Греции, России и Восточной Европы, а также их ветвями на Западе. Моя точка зрения состоит в том, что те, кому дорога исконная вера, постепенно будут объединяться с Православной Церковью, в которой Св. Предание сохраняется как живая традиция. Немного найдется историков, готовых поспорить с тем, что в сравнении с 20 000 протестантских деноминаций, именно Православная церковь сохранила Св. Предание во всей полноте. Конечно, эти предсказания носят спекулятивный характер. Возможно, им не суждено сбыться так, как я на это надеюсь. Однако, я вижу признаки того, что XXI век может действительно стать веком Православия.

 

 

10.10.2011