Страницы истории Иркутской епархии

Страницы истории Иркутской епархии

26 марта (13 марта по старому стилю - память) священномученика Михаила Околовича

Священномученик Михаил родился 15 октября 1888 г. в городе Полоцке Витебской губернии в семье священника, служившего в Спасо-Евфросиниевском монастыре, Федора Околовича. В 1899 г. Михаил окончил начальную школу и поступил в Полоцкое духовное училище. В 1904 г. он поступил в Витебскую Духовную семинарию, а по завершении обучения в ней поступил в 1910 г. в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую окончил по первому разряду в 1914 г.

Родители Михаила предполагали, что он примет монашеский постриг и займет какой-либо из церковно-административных постов, но вышло иначе. В 1913 г. он познакомился со студенткой Бестужевских курсов Марией Максимовной Мастрюкович, уроженкой города Моршанска Тамбовской губернии. В 1914 г. Михаил Федорович и Мария Максимовна обвенчались. 30 сентября 1914 г. Учебный комитет при Святейшем Синоде постановил назначить на должность законоучителя и инспектора Иркутского духовного училища «Михаила Околовича с принятием им священнического сана».

23 ноября 1914 г. Михаил Федорович был рукоположен во священника к училищному храму, в марте 1915 г. был избран членом училищного совета, а в июне 1917 г. – членом Иркутского епархиального училищного совета. В том же году на собрании духовенства и мирян Иркутской епархии о. Михаил был избран делегатом на Всероссийский Поместный церковный собор.

В 1918 г., после прихода к власти безбожников, духовное училище было закрыто, и о. Михаил был назначен служить священником в Крестовоздвиженскую церковь в Иркутске. К этому времени он стал одним из известных и уважаемых пастырей города – его полюбили за истовое благоговейное служение, глубокую, сердечную проповедь, сострадание к людям, готовность всегда прийти на помощь. Из-за популярности священника Иркутская ЧК установила за ним постоянное наблюдение.

В феврале 1921 г. сотрудники ЧК произвели на чердаке Крестовоздвиженского храма обыск и нашли патроны, порох и одну гранату. Отец Михаил и сторож храма были обвинены в хранении оружия. Обвиняемые отказались признать себя виновными.

26 мая 1921 г. состоялось заседание Революционного трибунала, который не смог доказать виновность священника и сторожа в хранении оружия, и они были освобождены. Отец Михаил вернулся служить в Крестовоздвиженский храм.

Епархия переживала тяжелое время, так как в это время церковную власть при поддержке безбожных властей пытались захватить обновленцы, и о. Михаил решением духовенства Иркутской епархии был направлен в Москву к Патриарху Тихону. Он поставил в известность Патриарха о положении дел в епархии во время отсутствия на кафедре православного архиерея и выразил Святейшему твердое суждение иркутского православного духовенства и паствы, что с обновленцами, как с предателями веры, не следует вступать ни в какие переговоры.

Осенью 1924 г. Иркутск посетил один из основателей обновленчества, сложивший с себя сан священника, Калиновский. Для участия в диспуте с ним были приглашены епископ Нижнеудинский Кирилл (Соколов), многие известные священники Иркутска, и в частности о. Михаил Околович.

 

ОГПУ пристально наблюдало за церковной жизнью в городе и за каждым сколько-нибудь выдающимся пастырем. Отца Михаила неоднократно в те годы вызывали в ОГПУ, предлагали снять сан, поменять деятельность священника на деятельность педагога, предлагали стать осведомителем, поддержать обновленцев, обещая высокое положение в обновленческой иерархии, но все эти предложения священник категорически отверг; и власти приняли решение его арестовать. Незадолго перед арестом о. Михаил был возведен в сан протоиерея.

17 февраля 1925 г. о. Михаил вместе с некоторыми другими выдающимися пастырями города был арестован и заключен в иркутскую тюрьму. 13 ноября 1925 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священников, и среди них протоиерея Михаила, к трем годам заключения в концлагерь. Они были направлены в распоряжение управления Соловецких лагерей особого назначения, которое отправило их отбывать заключение в Вишерское отделение Соловецких лагерей.

В лагере о. Михаил некоторое время исполнял должность табельщика и счетовода. Поскольку по окончании срока ему было запрещено жить в Иркутске, о. Михаил поселился в Минусинске, куда прибыл в июне 1928 г. Сначала он мало кого здесь знал, но затем познакомился с епископом Минусинским Димитрием (Вологодским) и местным духовенством. Сюда к нему приехала жена, оставив дочь Анну на попечение близких. Служить в храме власти ему запретили, на светскую работу его не принимали как священника, и он пел в храме на клиросе, а жили тем, что продавали последние оставшиеся у них вещи.

В начале тридцатых годов поднялась новая волна гонений на Русскую Православную Церковь, направленная, в частности, на уничтожение остатков епархиального управления, для чего арестовывались, прежде всего, правящие архиереи и близкое к ним духовенство. Такие аресты прошли и в Минусинске, и 26 февраля 1933 г. среди других был арестован и о. Михаил. Всего по делу было арестовано 82 человека.

Одним из главных обвинений священникам было то, что они, «вербуя членов для контрреволюционной организации, вели борьбу против проводимых партией и правительством мероприятий в деревне, в особенности против колхозов, подрывающих основу религии».

Вызванный на допрос о. Михаил виновным себя не признал.

10 июня 1933 г. тройка Полномочного Представительства ОГПУ приговорила протоиерея Михаила к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и он был отправлен в 4-е отделение Дальлага НКВД Паха, в лагпункт Балынь, заключенные которого занимались строительством Комсомольска-на-Амуре.

В 1937-1938 годах началось новое гонение на духовенство, коснувшееся и тех, кто находился в тюрьмах и концлагерях. В лагере о. Михаил оказался в одном бараке с учителем из Ишима и крестьянином из Тамбова, с которыми у него сложились хорошие отношения.

 

7 марта осведомитель написал в донесении к оперуполномоченному, что эти трое заключенных находятся в хороших отношениях, что Околович, как священник, говорил, что все, что написано в Библии, сбывается, другие же поддакивали ему.

Были вызваны дежурные свидетели, которые показали, что о. Михаил и два его сокамерника тесно сдружились, защищают друг друга; оправдываясь преклонными годами, стараются найти работу полегче; пользуясь большим скоплением людей, ведут контрреволюционную работу.

11 марта о. Михаил был вызван на допрос. В предъявленном обвинении виновным он себя не признал.

26 марта 1938 г. тройка НКВД приговорила о. Михаила и двух его сокамерников к расстрелу. Протоиерей Михаил Околович был расстрелян в тот же день, 26 марта, и погребен в общей безвестной могиле.

5 октября 1956 года был реабилитирован президиумом Хабаровского краевого суда по 1938 году репрессий. 15 ноября 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Красноярского края по 1933 году репрессий. 13 февраля 1995 года был реабилитирован Прокуратурой Иркутской обл. по 1925 году репрессий.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 мая 2003 года.

Пресс-служба Иркутской епархии по материалам:

Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Март». Тверь. 2006. С. 167-180

http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...336

26.03.2021