Остров Ольхон. Под покровом Пресвятой Богородицы

 Остров Ольхон. Под покровом Пресвятой Богородицы

 

1. Средоточие легенд

2. Духовная брань

3. Боженька идет

4. Парад птиц

5. Генеральша песчаных карьеров

6. Честная вдова

7. Архиерей

8. Под покровом Пресвятой Богородицы

_______________________________________

9. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ                                  

 

1. Средоточие легенд (вернуться к содержанию) 

«…на аспида и василиска наступиши, и попереши

льва и змия. Яко на  Мя упова, и избавлю и:

покрыю и, яко позна имя Мое». (Пс. Каф.12, пс.90)

 Не раз пытался батюшка выкроить время для поездки на Ольхон, но всякий раз приходилось откладывать. Он понимал – Малое море, это место, где последний священник ступал разве что лет сто назад, до революции.  Но, в то время послушание благочинного настоятеля Михаила - Архангельского храма, да и текущие дела прихода со всеми нашими духовными и житейскими проблемами не оставляло батюшке и часа свободного времени.

Работа у рыбаков опасная, Байкал часто непредсказуем. Меня всегда удивляли размеры маленького местного кладбища в деревне Сахюртэ на берегу озера. Местные жители объяснили: «Море забирает». Приехал с Дальнего Востока в гости бывалый моряк и, попросился на рыбалку. Рыбаки предупредили:

- Смотри мол, опасно, вдруг Сарма, или еще какая оказия…

Но, избороздивший морские просторы вдоль и поперек, только лишь усмехнулся:

 - Что мне ваша лужа. Озеро, поди, не океан. Нашли чем пугать.

 На берег он не вернулся, с первого же плавания.  Так и бытует здесь у коренных, местных жителей отношение к Байкалу, как к коварному, непредсказуемому и живому существу. Подпитывается это легендами, сказаниями, берущими начало в бурятских преданиях, а добавляется - необычными историями. Один из рыбаков точно описал летающую тарелку, спустившуюся с небес, прямо перед ботом.  И, если б я не знала, что он не употребляет спиртного, усомнилась, не задумываясь, в правдивости его рассказа. Немало случаев, рассказанных в моем присутствии, по слову очевидцев, констатировали печальные факты - появления нечистой силы. В разговорах с местным населением от услышанного у меня складывалось впечатление, что в этих местах просто разбушевались все стихии потустороннего мира, сосредоточившись вокруг острова Ольхон.  И, наконец, последние два десятилетия принесли на эту землю новые несчастья: наркотики, убийства, насилие, самоубийства. Старые буряты говаривали:

- Пока не сыграют свадьбу молодых влюбленных, не прекратятся несчастья в нашем краю.

Но и сыгранные свадьбы мало что изменили. И шаманов звали, с Забайкальской стороны, видно «особой» силы.  Что только не предпринимали, но продолжала покрываться земля Малого моря пролитой кровью после особо жестоких убийств. И стали разрастаться местные кладбища.

Остров Ольхон называют географическим, историческим и сакральным центром озера – средоточие древних легенд и исторических преданий. Например, поэтическая легенда о происхождении бурятского народа, согласно которой здесь охотник Хоридой женился на небесной деве – лебеди, и у них родились одиннадцать сыновей, ставших родоначальниками хоринских родов. По преданию здесь получил шаманский дар первый бурятский шаман.

В мифах и легендах бурят Ольхон называют обиталищем грозных духов Байкала. Сюда, по преданию спустился с небес главный из ханов, посланный на землю высшими богами. Здесь живет в образе белоголового орла – беркута его сын по имени Хан Шубуу нойон. Сюда на эти земли сбегали монгольские шаманы во время преследования их ламами в эпоху Чингисхана. В силу своей изолированности остров Ольхон стал последним оплотом шаманов Средней Азии. Теперь он провозглашен официально «Главным святилищем, культовым центром общемонгольского и центральноазиатского значения, олицетворяющим сакральную прародину бурят.

Но и это еще не все. Например, мыс Хобой избран различными духовными школами для места медитаций. На его северной стороне эти представители оставили на самом видном месте рериховский знак – красный круг с тремя точками внутри.   Множество сект, после 80-х хлынув на территорию России, добрались до самых отдаленных уголков нашей страны. Байкал и его остров всегда притягивал к себе особое внимание. По объяснению представителей оккультных организаций, экстрасенсов, эти места обладают особой силой и энергетикой. Русское население долго пыталось разобраться во всех этих сектантских направлениях по красочно представленным  брошюрам. И окончательно запутывалось. Но одному они оставались верны – это традициям бурятского народа, его обрядам и законам буддизма и шаманизма, по условной поговорке « где живешь, с кем живешь, тех законы и чти». Ведь своей истинной веры они были давно лишены. Сколько поколений уничтожалось самое главное наследие нашего народа – православие.

Во время выступления с лекцией о христианстве в местном кинотеатре в Еланцах, ко мне подошел молодой человек, по национальности бурят, как потом выяснилось – местный шаман. Он предложил мне прорекламировать его книжку о шаманстве, добавляя, что в ней есть пара строчек и про православие. Я даже не нашлась от изумления, что ему ответить. И, если, по словам Андрея Кураева «любимое блюдо нашей интеллигенции – «каша в голове», то, что мы хотим от далеких уголков нашей страны. Воистину, «не ведают, что творят». Одно мне всегда было странно. Почему их богов надо ублажать такими дарами, как водка и сигареты? Ведь в древних языческих ритуалах «поднести» надо было хотя бы барашка? Что это – упрощенный вариант? Дань современности? И льется нескончаемым потоком это «зелье», щедро поливая благословенную Богом землю, и русскими, и бурятами, а порой, к сожалению, и туристами, так же отдающими дань бурятским богам…

2. Духовная брань (вернуться к содержанию)

 Еще каких – то 12- 15 лет назад по маршруту Иркутск – МРС бегал маленький ПАЗик. Начиная с Качугского тракта и до Малого моря. При отсутствии  цивилизованных дорог, но достаточном обилии камней, дорога была такой пыльной, что все ее прелести и тягости ощущались полной мерой внутри салона этого незатейливого автобуса. Тянулась она не менее восьми часов. Многие из сельчан не имели возможность съездить в город - окрестить детей, родителей, привезти батюшку для духовных и бытовых нужд. Не говоря уже об Ольхоне, куда переправа осложнялась климатическими условиями.  

 Живет на Малом море женщина, вдова с двумя детьми. И в беседе со мной поведала мне, как еще в далекие советские времена умирала во время первых родов. Остановка сердца. Спасти ее спасли, но – «где» она была и «что» видела, пронесла в своем сердце до нынешних времен. Я спрашивала ее:

- Почему молчала, не рассказывала людям?

- Так засмеяли бы. И все равно не поверили. Я когда там оказалась, Его голос слышала. Он повелел меня вернуть на землю и добавил: «ей еще детей поднимать». Это мне – то с пороком сердца, едва решившейся на одного ребенка. А вот ведь уже и вторая дочь растет.

Но не торопилась она окреститься, успокаивая себя – успеем. Деревенский уклад жизни, дела по хозяйству засасывают человека, и «единое на потребу» откладывается на неопределенный срок. И не нам, городским, судить их за «нехватку времени». Годы шли, дети росли, пока «другие представители » потустороннего мира не стали наведываться в предрассветные часы. Женщина она была всегда неутомимая, сильная физически и энергичная, всегда готовая прийти любому на помощь, за что ее знали и любили не только в своей деревеньке, но и в Еланцах, и в Хужире.

- Утро раннее. Я вроде и сплю, и бодрствую. Слышу, стук в окно. Выглядываю, он -  бесенок. И говорит мне: «Ты не бойся, я тебе еще больше энергии дам. Горы свернешь». И все бы ничего. За себя я как-то страха не испытывала. Пока мой сын не вырос и не рассказал мне то же самое, но уже  случившееся с ним. Вот тут я испугалась всерьез. 

  Тогда мать с детьми добрались до храма в городе и все окрестились. Жизнь изменилась не только в ее маленькой, но дружной семье, но и по всей деревне. Имея общительный характер, она потянула за собой  остальных селян. А с приездом батюшки, появились в домах у людей и молитвословы, и иконы, и духовная литература.

3. Боженька идет (вернуться к содержанию)

Лето жаркое. Засуха. Месяц без дождей. Горит все на корню. Весь огород не польешь, картошку не охватишь. Пошла наша благочестивая вдова с двумя женщинами на Байкал, взяла иконы, молитвослов, а навстречу ей местные буряты. Смеются:

- Шамана привозили, не помог, а ты что слабая женщина сделаешь. Тучи нагонишь? Что Твой Бог на бурятской земле сделать может, когда наши «боги» не помогли…

Посмеялись, да подались в магазин. А вечером хлынул дождь…

И вот, когда батюшка все же «выкроил» время для поездки, то первое, что он отметил - схожесть этой земли с древней Палестиной.    

Второе –  необычную ее красоту.

А земля эта воистину прекрасна, как и все, что сотворено Его милостью. Не раз я слышала от своих друзей и знакомых такую фразу: «Кто побывал на Малом море, тот не забудет его красоты». И если Байкал называют голубым сердцем Сибири, то Ольхон – сердцем Байкала.

«В переводе с бурятского - Нарин Далай означает узкое море. Расположено оно между западным побережьем озера и самым крупным на озере островом Ольхон. Соединяет Малое море с озером пролив Ольхонские ворота. Малое количество осадков, большое количество солнечного света, теплая вода в заливах, красивые горно-таежные и лесные ландшафты сделали его одним из самых популярных мест отдыха. Ольхон – единственный остров Байкала, на котором издревле постоянно живут люди. Он известен своими культурно-историческими памятниками, в частности «монгольскими постройками- древними сооружениями из камней. Одна из них хорошо сохранилась на мысе Шебетей. Остров расположен в центральной части Байкала, вблизи наибольшей отметки глубины(1637).  Длина его – 72 км, ширина – до 15км, площадь 736кв.км высота до 1276м. Территория острова богата археологическими памятниками, по их количеству на 1 кв. км ему нет равных во всем Прибайкалье. Известно 143 археологических объектов (1993). Это могильники, древние городища, остатки каменных стен Курумчанской культуры VI – X вв. Ольхон стал первым островом Байкала, на который ступила нога русского человека. В 1643 году казачий пятидесятник Курбат Иванов с 75 казаками – землепроходцами впервые вышел к Байкалу».         

 Поток туристов в последнее время превзошел все ожидания местного населения. Байкальский осетр, живородящая голомянка, хариус, омуль, сиг – вот небольшой перечень не только для любителей рыбной кухни, но и для профессионалов и любителей хорошей рыбалки. И ничто не может их остановить. Ни коварная Сарма – ветер, рождающийся в Сарминском ущелье, ни опасность зимней рыбалки, подледного улова. Ни какие другие хитрости коварного озера…  Если, например, Сарма унесет неудачного рыболова в открытое море через Ольхонские ворота, то «поминай как звали…», говорят местные жители. Мало, кто вернулся оттуда живым.

Берега Малого моря на всем протяжении и прилегающие к ним территории, включая Ольхон, занимает Прибайкальский природный национальный парк. На острове встречаются степные ландшафты, редкие для Прибайкалья эоловые участки песка с дюнами и холмами, смешанные лиственные леса с участками реликтового ельника, живописные скалы на берегу из мрамора, густо покрытого красными лишайниками. А так же песчаные пляжи и солнце, которого на острове Ольхон больше, чем на черноморских курортах. 300 солнечных дней в году!

Зимняя красота, не смотря на свою суровость, впечатляет не менее летней. Сказочные ледяные дворцы на скалах, блеск скованного льдом Байкала в лучах красного заходящего солнца… Удивительно прозрачные, как хрусталь, иногда с голубым отливом, ледяные торосы…

Пересекая остров поперек, можно побывать во многих климатических зонах. От прибалтийских песчаных дюн, альпийских лугов, лишайниковой растительной тундры, швейцарских скал – гольцов до дремучего алтайского горнего хвойного леса. Под ногами заросли чабреца, и… самое необычное явление, как последняя точка в описании этой изумительной и поражающей своей неординарностью, девственной природной красоты – это, воспетый в легендах и сказаниях – эдельвейс, достать который, можно склонившись просто к земле, не устремляясь к горным вершинам.

Батюшка два дня крестил, освящал квартиры, разговаривал с людьми, отвечал на вопросы. На Ольхоне, в поселке Хужир, произошел забавный случай. По улице во главе с воспитательницей шел отряд малышей. Они шли дружно по двое, держась за ручки.  Увидев батюшку, растерялись и начали медленно останавливаться. И вдруг раздалось, сначала тихо, затем все громче и громче:

- Боженька, Боженька, глядите, Сам Боженька идет...

Воспитатель растерялась. Подгоняя ребятишек, она что-то стала им объяснять, но что, этого мы уже не слышали.

 Необъятна Сибирская земля. Трудно охватить священнослужителям все её уголки, и понимая, какая в них нужда, они порой пытаются сделать невозможное – «объять необъятное». А люди тянутся, перемешивая порой веру с суеверием, пытаются понять, разобраться. Откуда могли знать эти малыши - Кто такой Бог? И кто такой священник? В Хужире телевизор – не в каждом доме, электричество – местная станция. Но ведь объединили дети эти два понятия Бог и священник!?  Или все проще – «устами младенцев глаголет истина»? А значит, «где священник, там Господь?»

4. Парад птиц (вернуться к содержанию)

Кажется, прошло уже много времени с той памятной    поездки. Тогда еще не было храма в Хужире, прихода в Еланцах. Тогда еще раба Божья Евгения обивала пороги администрации в Иркутске, обращалась в Иркутскую епархию,  чтоб появилась первая церковь в Ольхонском районе в Еланцах.  Но что такое 10 – 12 лет в истории этого края…Песчинка во времени.  Были еще выезды, но эта поездка, осталась в памяти самой необычной из всех. О том, что произошло с нами, хотелось бы рассказать.     

 Не успели мы отъехать из деревни Сахюртэ, как наш водитель обратил внимание на огромного орла, сидящего на придорожном камне. Он царственно держал голову, провожая нас взглядом. Какой это был красавец! Жаль вот только, что не помню я – была ли у него белая голова? За ним ярко светило солнце.  Кто знает, может, сам Хан Шубуу нойон – Хозяин острова, пожаловал приветствовать православного священника? – в шутку подумала я. Добравшись до Еланцов, батюшка опять крестил, в основном, детей и, мы проследовали дальше. «Прибавилось ангелочков на земле»- мелькнула мысль перед отъездом. Не успели свернуть за поворот после Петрово, не доезжая Косой степи, нам буквально «вывалился» из плотно стоящего леса,  больших размеров - глухарь. Обычно прячась от людей, он редко попадается на глаза, разве что во время токования. Дважды мы разворачивались и проезжали мимо. Дважды проводив нас глазами, он, тихо не спеша, переваливаясь с лапы на лапу, отправился в лес восвояси. Я только сидела и удивлялась. Мы с мужем часто ездили на Малое море - по два раза в месяц, но ни разу не видели такой красоты. Да и птиц этих я увидела в первый раз в своей жизни на дикой природе, а не в зоопарке... Но и это еще не все. Спускаясь с последней горы перед Качугским трактом, у нас состоялась еще одна встреча. Тут уж я, проглядев все глаза, а вдруг что-нибудь еще встретится! узрела…, и  хотите -  верьте, хотите - нет, но это была огромных размеров, белоснежная сова. Днем, при солнце. Она сидела на нижнем суку дерева, стоявшего около дороги. Тут  я уже не выдержала и начала вслух удивляться:

- Да откуда они батюшка, все взялись. Что за парад птиц! Сколько лет с мужем ездим, никогда такого не видели…

- А что наблюдали – спросил батюшка.

- Да одних только сусликов вдоль дороги. Стоят, как столбики. Весной - худые после зимней спячки, а осенью – откормленные.

Все засмеялись. В тот день я поняла. На эту обетованную землю ступил представитель Церкви Христовой, и навстречу ему вышли, приветствуя его не только люди, но и как в райских кущах когда-то -  всякая Божья тварь. Всю дорогу после крещения детей, нас сопровождала двойная радуга вокруг солнца. Было ощущение ликования самой природы. Видно и земля устает от человеческих беззаконий, приветствуя Божью благодать…

5. Генеральша песчаных карьеров (вернуться к содержанию)

 Обратимся к истории этого края. С 1861 года в Иркутской губернии начинает свое существование христианская миссия, основной задачей которой было обращение местного населения, исповедовавшего в основном шаманизм, в православную веру. В 1867 году в Ольхонское инородческое ведомство, ввиду удаленности его от других ведомств, был назначен миссионер. В этот период насчитывалось до 150 человек крещенных, и остро вставал вопрос о построении храма для привлечения бурят к православию. Так появилась первая Церковь в Еланцах. Она была освящена 24 января 1871 года. В 1915 году в приходе значилось более 570 крещенных, кроме того, 4393 человек продолжали исповедовать шаманизм.

В приходе церкви были прикреплены 4 часовни. На берегу Байкала в честь свт. Иннокентия Иркутского.  Она была возведена в 1870-е годы.

Вторая в честь свт. Николая Угодника, ближе к острову Ольхон. Достроена была в связи с приездом цесаревича Николая Александровича по Иркутскому краю в 1892году в улусе Кутульский.

Третья на острове Ольхон в честь свт. Иннокентия Иркутского в улусе Семисосенском в 1897году.

Четвертая в честь свт. Николая Угодника, так же на острове Ольхон у Шаманки, с которой связано множество местных легенд. По верованиям местных бурят считалось, что в пещере и рядом с шаманским камнем не только нельзя бывать, но и проезжать мимо опасно, поскольку можно было навлечь на себя гнев богов и духов.

Шаман – скала, одна из девяти святынь Азии (ранее именовалась  камень – храм), расположена вблизи пос. Хужир. Наиболее почитаемым местом на Байкале была пещера в скале этого мыса - Шаманка, которой приносили жертвы и давали обеты со времени появления первых шаманов. Первые исследователи Байкала XVIII – XIX вв. отличали, что эта пещера вызывала «особенно суеверный ужас всех прибайкальских бурят». По преданию здесь было местопребывание самого хозяина Ольхона и свято почиталось. После ламаизма бурят, в ней находился алтарь Будды. Скалу стали называть Бурхан – мыс – «Бог», «Будда». В первом десятилетии XX века для молебствия съезжались сотни лам из дацанов Забайкалья. Монахи верили, что в пещере мыса живет монгольский бог, переселившийся из Монголии в незапамятные времена, ища спасения. Сюда и направлялись в паломничество верующие буряты со всего Прибайкалья.

Чтоб искоренить шаманскую веру и ламаизм и утвердить на острове Православие, у подножия Шаманского камня и была установлена четвертая часовня в честь свт. Николая Чудотворца. Построена она была примерно в 1915 году. А местными бурятами была приобретена для нее икона свт. Николая Угодника. Иркутский архиепископ Иоанн собственноручно установил икону в часовне. Но недолго пришлось ей простоять. Входил в силу ХХ век.

За время Советской власти на остров ссылали татар, украинцев, немцев, литовцев, эстонцев, латышей. Имелся свой Ольхонский ГУЛАГ. Ссыльные католики тайком пытались крестить местное население, выходя в поселок. Местные жители помогали и подкармливали ссыльных кто, чем мог. Трудное было время.

С тех пор на месте ГУЛАГА остался барак и его хозяйка. «Екатерину Ивановну Карнапольцеву не коснулись проверки с раздеваниями, холодные бани на пересылках. Она не ходила по этапу, но долгие годы тянула невод бок о бок со ссыльными. В те же телогрейки без карманов была одета, те же ботинки из свиной кожи носила. Она долго прожила в закрытой зоне, что к жизни по «другую сторону» забора приспособиться так и не смогла. И по сей день обитающая в лагерном бараке баба Катя не знает: ссыльная она или свободная. Только однажды в году баба Катя достает из шкафа парадный шерстяной костюм – 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий. Опираясь на палку, поднимается в тяжелых ботинках на песчаную гору к поселковому кладбищу, где среди обычных русских надгробий стоят высокие католические кресты. Деревня Песчанка, где долгое время располагался ГУЛАГ, давно бы исчезла с карты острова Ольхон, что посередине Байкала, если бы не задержалась в песках одна – единственная…», потому и прозванная в газете «Московский комсомолец» - «Генеральшей песчаных карьеров».  Свидетельница тех страшных времен, не идет на общение с людьми. Безмолвие окружающей природы,  нарушаемое,  разве что воем ветра, да шумом морских волн, а может и страшное эхо сталинских репрессий – наложили печать на уста и на сердце единственной хозяйки этих берегов.

 

6. Честная вдова (вернуться к содержанию)

  В 2000 году, весной порог иркутского храма Ксении Блаженной переступила женщина. Мы разговорились.  Недавно она похоронила мужа. Продав свою квартиру в Иркутске, она приобрела в Хужире дом и собиралась начать строительство храма на Ольхоне! Пути Господни неисповедимы! Я боялась поверить в услышанное. На Малом море будет храм! И это еще не все. Назовется он в честь Пресвятой Богородицы «Державная»!!! Это потом, в день освящения я узнала, что этой благочестивой вдове было явление Самой Царицы Небесной, указавшей этой женщине, что она должна делать. Продать квартиру, купить дом и начать строительство храма… И вот теперь, взяв благословение у настоятеля  прот. Каллиника, она отправилась к отцу Вячеславу для оформления нужных бумаг.

  В то же лето, когда мы вновь встретились, но уже на Байкале, она рассказала о необычном явлении. Подходил великий праздник - Преображение Господне. Решили прочитать акафист. Собрались женщины, прочли.  День был ясный, солнечный. И здесь, кто-то поднял голову. Каково же было их удивление, когда на небе над всем островом выстроился крест из облаков…

 Конечно, ее денег не хватило бы на полное строительство храма, но толчок был дан, и работа началась. Храм было решено строить на месте старой котельной, над которой когда-то возвышалось кафе. Кафе сгорело, котельная была заброшена. Только стены напоминали о ней. И окна были на восток.

Когда по деревне пошли собирать подписи на построение храма, не пропустили ни одного дома, ни одного хозяйства. Кто-то соглашался, кто-то не ставил подписей, но не один человек не высказался против! За ныне уже стоящим храмом, стоял навес, где и служились первые молебны, исполнялись первые требы, шла молитва и призывалась помощь Божья и Пресвятой Богородицы. Во время воскресных дней, несмотря на болезни, усталость, немощные бабушки шли, чтоб поддержать в молитве остальных. Многих уж нет – вспоминают  женщины.      

 Строительство продолжалось 6 лет. Возводили церковь всем миром. Как вспоминает прот. Вячеслав Пушкарев, окормлявший весь Ольхонский район:  «Один начальник помог оформить стоящие голые стены, другой продал кирпич по меньшей цене, православные жертвовали кто двери, кто окна, кто решетки… Иностранцы, когда узнали, что мы храм строим, приходили и давали деньги. А для сербов это было чудо, приходить  и молиться, как в паломничестве. На остров только пару лет назад провели электричество. В общем, сложностей хватало. Каждый батюшка внес свою лепту – кто крышу клал, кто красил, кто на что горазд, тот тем и помогал».

Галина – художник из Москвы, отдохнув на острове, призналась в своем  желании - вернуться опять и помочь в оформлении иконостаса. Получив благословение о. Вячеслава, она принялась за работу. Верхний ряд, вместе с иконой Божьей Матери «Державная» выполнен ее руками. 

 Вот так постепенно возвращалось Православие на эту, Богом благословенную землю.

 Оказывается, еще до строительства, вынашивались планы появления часовни - семьей Бенчаровых Никитой и Натальей. Совместная молитва, материальная помощь, выручка при решении любых вопросов, в том числе организаторских, активное участие во всем, а главное - миссионерская работа среди местного населения – вот малый перечень этой православной семьи. Наташа,  москвичка, когда-то познакомилась со  своим мужем в Москве, где они уже, будучи православными, были знакомы с прот. Федором Соколовым. Каждый из них вносил свою лепту в духовную, просветительскую работу на острове. Организовывали православные праздники, принимали участие в молитве, затем, празднуя вместе, встречали  Рождество, Пасху. Устраивались выставки поделок среди местного населения.  Воскресной школы официально не было, но работа с детьми велась. Ставились спектакли - к  православным праздникам, на тему народного эпоса, сказки, где участие  принимала молодежь. Для них же проходили лекции на тему православия отцом Вячеславом и приходскими женщинами. Приглашались местные жители на обучение иностранных языков, для чего и приезжали из-за границы волонтеры. С молодежью занимались – теннисом, фехтованием, рукопашным боем. Дополнительно приглашались тренера. Теннис преподавал сам Никита Бенчаров, в прошлом чемпион страны. Местному населению давалась возможность поработать на базе Бенчаровых для дополнительного заработка в помощь семье и для возможности поехать за границу. Есть такая группа при базе под названием «Беркут», где  проводятся занятия по экологическим вопросам. Претворяя  теорию в практику, они чистят берега Байкала от захламления мусором, развешивают плакаты, призывая к чистоте. Именно Беркут дает возможность местным ребятам принимать участие в спектаклях и возможность посетить с ними другие страны.  И все это организовано семьей Бенчаровых Никитой и Натальей, которые смогли практически доказать свою любовь к ольхонской земле и к ее людям. Добавлю, что все, что делалось ими, делалось бескорыстно.

 

7. Архиерей (вернуться к содержанию)

И вот храм построен. Пришло время его освящать. Декабрь, 2006-го года. Семь дней штормило море, семь дней гулял сильный ветер и стоял холод. Рыбаки отсиживались по домам, не рискуя выходить в бушующий Байкал. Наступил день освящения, и из города выехала группа священников во главе с Владыкой. При подъезде к парому гостей из Иркутской епархии море затихло. Во время Литургии  стояла такая тишина, что казалось, сама природа замерла во время великого таинства. Ни дуновения ветра, ни шелеста волны. Байкал лежал, как зеркало, без малейшей ряби…

«Событие действительное значимое для острова Ольхон. Значимое именно потому, что здесь впервые воздвигнут и освящен полноценный храм, храм, где будет совершаться бескровная жертва – Святая Евхаристия. И в этой связи нам очень радостно, что еще одна лампада зажглась на небосклоне Русской Православной Церкви, что еще одна Богом благословенная кадильница воскуряет свой фимиам престолу Бога Нашего, вознося все наши молитвы о мире и любви Богу Отцу и Сыну и Святому Духу…»

«Здесь не должно быть отношения непочтительного к иноверцам как таковым, а должно быть отношение, которое доказывало бы превосходство Православия и красоту его, его величие. Чтобы сам человек, размышляя о нем, подобно князю Владимиру, устремил свои стопы в этот святой храм» (из проповеди Архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима на освящении храма).

 После праздника освящения храма, Владыка, покинув остров, переправился на пароме. И тут море начало потихоньку оживать. Снова задули ветры, и поднялась волна. Обо всем этом, мы узнали от местного населения, покинув Хужир позднее, когда Владыка был уже далеко от ольхонской земли.

Произошло действительное великое событие. Нет сомнений, что Сама Пречистая управила строительство храма на этой Богом благословенной земле и люди приложили здесь не только свои силы, желание, помощь, время… Они вложили в этот долгожданный храм свое сердце, свою душу, свою любовь, веру и надежду на помощь о спасении себя и своих близких, родных  и всех живущих на этой земле, людей. Желая, чтоб свет Божественной Любви осветил их сердца, как освящает своими лучами солнце каждый камешек, каждую песчинку этого острова, они с помощью Божьей сделали все возможное в их человеческих силах и невозможное, чтоб помочь этим людям, их детям и семьям.

 

8. Под покровом Пресвятой Богородицы (вернуться к содержанию)

И Матерь Божья посетила сию обитель, посвященную Ей. Сама Державная Пресвятая Богородица со своим крестным ходом  «Под Звездой Богородицы», шествующий через всю страну от Владивостока до Москвы, пришла в Иркутск, ознаменовав  радугой, как милостью Божьей, наш город. А затем ступила на древнюю байкальскую землю, чтоб освятить Свой храм Своим присутствием, выстроенный по Ее указанию, с Ее же помощью и под Ее всемилостивым покровом. И была служба, и причастились все участники крестного хода, посетившие остров Ольхон, увозя в своей памяти суровую, зимнюю красоту этих мест.

Посещая Хужир во время всех этих событий, я часто задумывалась, почему мне на память приходят мысли о другой, более далекой земле в Греции – острове Афон. Постоянные ассоциации этих двух мест, чем-то связанных между собой не давали мне покоя. Два одинаковых острова? Не смотря на небольшие различия в объемах, вытянуты они одинаково с более низкой части одного конца и высокой, с другого. И внешне этих два острова все-таки похожи – каменистой местностью, горной возвышенностью. Но интуитивно я понимала, что дело не в этом. Когда же коснулась истории Ольхона, то смогла сравнить - расцвет языческих культур, идолопоклонство, поклонение оккультизму и множество капищ на прекраснейших в мире островах, созданных Творцом, был когда-то идентичен. Но именно Царица Небесная милостиво взяла эти древние земли под Свой Покров и Свою защиту. 

Еремеев Сергей, работник Хужирского храма, отправившись в Улан-Удэ по приглашению на рождественские праздники, задержался по некоторым    причинам. В это время настоятель Улан-Удэнского храма, решил поменять звонницу. Требовались колокола с более мощным звучанием. Встретившись с Сергеем, он уступил предыдущие для храма Державной Божьей Матери.  И вот радость – целая звонница перевозилась с одного берега Байкала на другой, чтоб возрадовать своим колокольным звоном ольхонскую землю. С Улан – Удэ в Иркутск, с Иркутска на Малое море, и вот машины съехав на переправу, медленно отправились через ледяную пустыню. Раздавался глухой гул и рокот льда, как будто из далеких недр земли. В первый раз, с перегруженной колоколами машиной, ехать было жутковато, пришлось открыть переднюю дверь, в пример о. Алексию - настоятелю храма в Еланцах. Уж если местный батюшка перестраховывается, то тем более молодым не пристало без опаски гарцевать по ледяной дороге, где то и дело трещал лед. И вот под колесами твердая земля Ольхона. Перед прибытием машины с колоколами, в самом начале Хужира встал целый столб из цветов радуги.  Опять радуга - пред вечерним закатом, зимой. Чего только не насмотришься в связи с событиями, происходящими на этой земле. И тогда начинаешь понимать, как смешон был страх перед ледяной переправой, когда над тобой Покров Пречистой, заботящейся об устроении Своего храма! Прости нас, Матушка, за наше маловерие…

Отслужили всенощную, на утро, попытались вручную поднять колокола и пригласить местное население на литургию небольшим колокольным звоном. После службы – молебен Покровителю Сибири -  свт. Иннокентию Иркутскому, а, немного отдохнув, проследовали по Ольхону  до когда-то существовавшего здесь ГУЛАГа. Может быть, в первый раз здесь, именно на этой земле, спустя столько лет, прозвучала заупокойная лития обо всех пострадавших и отдавших свою жизнь во времена репрессий.   

В этой колонне машин с группой священников приехал на Малое море интересный человек.  Он был по происхождению – француз, получивший русское гражданство из рук президента страны.  Его духовным наставником был сам архимандрит Софроний Сахаров, написавший книгу о своем духовном отце – великом святом – Силуане Афонском. Насельник Валаамского монастыря, он в течение нескольких дней пребывания на древней ольхонской земле, написал акафист Пресвятой Богородице – Валаамской. Ночами он сидел над своим трудом, а утром приходил на литургию. И акафист был завершен.

Что еще можно было бы здесь добавить. Храм построен, освящен, в недалеком будущем возведется колокольня. И понесут ольхонские ветры колокольный звон до самых дальних уголков острова и далее в синеву самого прекрасного озера на земле, где зачастую исчезает горизонт, давая слиться во единое небесам и воде…. И не существует разделения, как не существует его между земной и небесной Церковью, глава которой Наш Господь. И главное, чтоб дошел этот звон до сердца каждого живущего на этой земле, призывая его к вечному и незыблемому, к Его истине и любви.  

   

Ирина Дмитриева

24.03.2008 год

День свт. Софрония Иерусалимского 

_____________________________________________

9. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ (вернуться к содержанию)

Жемчужина Сибири, о. Ольхон, обрел православный храм Царицы Небесной

Обсудить статью на форуме 

 

 

14.06.2008