Чудотворная Икона "Богоматерь Казанская". Надежда на второе обретение

Т.А.Крючкова, заместитель директора по

фондовой работе АЭМ "Тальцы"

______________________________________________________________

Материал православного альманаха "Иркутский кремль", №1, 2007 год.

  

        ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА "БОГОМАТЕРЬ КАЗАНСКАЯ" В ИРКУТСКЕ

 

 

Образ Богоматери на русской земле пользуется особой любовью. Здесь в честь ее построено большое количество церквей, монастырей, создано множество великих произведений искусства. Православные христиане часто называют Россию "уделом Пресвятой Богородицы".

Первые изображения Богородицы, как повествуется в церковном предании, появились еще при ее жизни. Несколько икон написал апостол Лука, автор одного из Евангелий. На протяжении двух тысячелетий было создано большое количество вариантов ее изображений. В христианской мариологии Россия имеет самую богатую иконографию Богоматери. Знаменитая Сергиевская Минея, изданная в 1901 году, содержит около 700 наименований.

Из множества созданных за два тысячелетия икон некоторые прославились как чудотворные, т.е. наделенные особой божественной благодатью. При обращении к ним с молитвой человек мог исцелиться или получить помощь при жизненных невзгодах.

В Иркутске Богоматерь также особо почиталась. Во имя ее было создано значительное число церквей: Владимирская, Знаменская, Смоленская, Тихвинская, Благовещенская, Покровская, Успенская  и др. Неслучайно в нашем городе во 2-й половине XIX в. практически одновременно было построено два храма во имя Казанской Божией матери: один из них - Казанский собор (освящен в 1894 г.) на бывшей Тихвинской площади (сейчас площадь им. Кирова), уничтоженный в

30-е годы, второй - так называемая в народе Красная церковь в Рабочем предместье (освящена в 1892 г.), которая сохранилась до нашего времени. Кроме отдельно стоящих церквей, носивших название Казанских, в Иркутске были еще два придельных храма: в Соборе Богоявления (освящен в 1764 г.) и в Знаменском монастыре (освящен в 1787 г.). Это объясняется тем, что в Иркутске была особо

почитаемая на протяжении двух столетий чудотворная икона "Богоматерь Казанская".

Первоначальная чудотворная икона Богоматери Казанской была явлена в 1579 г. в г. Казани, от которого и получила свое название. История обретения иконы записана в Минеях. Во сне девочке Матроне явилась Богоматерь и повелела возвестить властям о том, чтобы они вынули из земли, и указывала место, где эта икона была спрятана. Первоначально мать не обратила внимания на рассказ девочки. Но сон повторился несколько раз, мать рассказала о нем местному архиепископу, икона была найдена и торжественно перенесена в церковь. Многие больные жители Казани, обратившиеся к иконе, стали получать исцеления, и икона была объявлена чудотворной. По одним сведениям, эта икона находилась в Казани до 1904 г. и исчезла при ограблении Благовещенского храма. По другим, ее в 1710 г., по воле императора Петра перенесли в Петербург. В начале XIX века в честь нее на Невском проспекте был построен большой Казанский собор, где в 1811 году был помещен чудотворный образ (1).

С этой иконы было создано несколько списков, которые тоже стали чудотворными. Только в Москве к концу XIX в. их насчитывалось более шести. Чудотворными явлениями иконы Казанской Богоматери прославились в Шлиссельбурге, Тамбове, Курске, Вологде, Каргополе, Киеве, а также и в Сибири: в Тобольске (с 1661 г.) и в Иркутске.

Первое упоминание об иконе Богоматери Казанской и желание жителей Иркутска иметь во имя ее храм возникли во время следования в Китай святителя Иннокентия через наш город в 1722 г. Была ли эта икона занесена в Иркутск первыми поселенцами или написана здесь - осталось тайною, хотя Прокопий Громов - известный в Восточной Сибири историк христианства - предпринимал значительные усилия для ее разгадки. В своей книге "Начало христианства в Иркутске" он публикует документ - приходо-расходную книгу Иркутского

Богоявленского собора в период его строительства. В ней записаны вклады жителей и гостей города в 1720-е гг. Некоторые из них имели пометки об их целевом назначении, т. е. на строительство храма во имя Богородицы Казанской. Например, «1722 года ноября 23 дня в Богоявленскую Соборную церковь образу Казанской Богородице приложил в приклад Михайло Никифоров цепочку женскую, колчетую, серебреную, золоченую, весом в пятнадесять золотников новую. Устюжанин Алексей Кузнецовский приложил Богородице Казанской два рубли денег» (2). «Много подобных Богородице Казанской вкладов и от других лиц, - из них последний значится в апреле 1731 года от устюжанина посадского Ивана Тихонова Иконникова, и состоял в прикладе к церкви Богоявления Господня и Казанской Богородице пуда воску" (3). Часть вкладов шла в приклад к "церкви Богоявления Господня", из чего можно сделать вывод, что новый кафедральный собор предполагался быть построенным двухпрестольным  во имя Богоявления Господня и Казанской Божией Матери. Придел во имя Богоматери Казанской в Соборе Богоявления был освящен в 1764 г. и чудотворная икона была помещена в иконостасе слева от Царских врат. 28 октября 1794 г. на святую икону "Богоматери Казанской" была возложена серебряная с драгоценными камнями риза, выполненная московскими ювелирами.

Чудотворная икона "Богоматерь Казанская" исцелила множество обращающихся к ней с молитвами иркутян, чудесным образом помогала им в трудные времена. К помощи иконы прибегали в разных ситуациях. Например, в Иркутской летописи описывается крестный ход 23 августа 1797 г. из Собора к колокольному заводу около Крестовоздвиженской церкви, где должен был отливаться большой колокол для Иркутского Богоявленского собора. Уже было сделано две неудачных попытки отлить этот колокол в декабре 1796 и весной 1797 гг. На 3-й раз было усердное моление перед чудотворной иконой, затем крестный ход доставил ее на территорию колокольного завода, где она находилась двое суток, пока отливался колокол. На этот раз все получилось. На протяжении XIX - и двух десятилетий XX в. (до установления Советской власти) икону ежегодно возили по заранее назначенным маршрутам по всей Иркутской епархии, совершали с ней молебны в церквах, в домах прихожан и их на полях и пастбищах.

Большую роль чудотворная икона «Богоматерь Казанская» играла в торжестве прославления мощей Святителя Иннокентия  в г. Иркутске 9 февраля 1805 г. Кульминационным моментом праздника, проходившего в Иркутском Вознесенском монастыре, была встреча мощей Святителя Иннокентия  с чудотворным образом Божией Матери Казанской, который был принесен в монастырь из Собора Богоявления. Когда участники крестного хода, пройдя около 10 верст, приблизились к монастырю, иркутский архиерей Вениамин Багрянский, прибывший сюда вместе с духовенством ранее, прошествовал в Тихвинскую церковь, отслужил молебен, и вместе с монастырскими служителями и почетными гражданами, несшими мощи Святителя Иннокентия,  вышел навстречу крестному ходу. Этот момент изображен на картине небольшого размера, написанной маслом в начале XIX в. неизвестным художником на деревянной доске со шпонками. Картина ныне хранится в Иркутской Крестовоздвиженской церкви (4).

Все усилившееся почитание чудотворной иконы обозначилось построением в г. Иркутске нового кафедрального собора во имя иконы Божией Матери Казанской. Средства на строительство храма выделил иркутский купец, почетный гражданин города Евфимий Андреевич Кузнецов (1783 - 1850). Здание собора было  заложено 17 октября 1875 г. и строилось 19 лет. 25 января 1894 г. состоялось освящение главного придела. Это событие описано в Иркутской летописи. В этот день «была перенесена из старого собора в новый икона Казанской Божией Матери при торжественном колокольном звоне в обоих соборах, архиерейск[ой] и Спасской церквах в сопровождении прибывших к сему времени высокопреосвящен[ного] Тихона, крестных ходов из церквей Спасской, Воскресенской, Чудотворской  По внесении иконы в новый собор  и установлении ее в главном иконостасе совершена была  пред нею похвала Богородице» (5).

Большевистская власть сразу начала борьбу с христианством, его святынями.

10 апреля 1922 г. Серебряный оклад с чудотворной иконы святыни был снят комисией по изьятию церковных ценностей (под председательством С. Огнетова) (6) и, вероятно, вместе с другими 2023 предметами из драгоценных металлов, изъятых из иркутских храмов (7), был отправлен в Москву. О дальнейшей его судьбе нам

ничего не известно. Сама икона "Казанской Богоматери" была оставлена в Иркутске. После снятия оклада, наверняка, потребовалась реставрация красочного слоя иконы, так как он,  подвергаясь резким перепадам температуры во время ношения иконы по Иркутской епархии, должен был быть в руинированном состоянии. Последнее упоминание об икон, известное нам, относится к 1928 г. Правление общины при Иркутских Богоявленском и Казанском кафедральных соборах 24 ноября 1928 г. обратилось в Иркутский окружной административный отдел с просьбой " разрешить хождение по Иркутскому округу с иконой Казанской Божией матери, с служением молебнов", на что получила отказ, подписанный помощником начальника ОАО Поляковым и инспектором Адмнадзора Попрыкиным (8).

В фондах Иркутского областного художественного музея хранятся две иконы

"Богоматери Казанской", написанные на досках, близких по размеру к чудотворной иконе (9) : 1) 159 х 121, инв. N И-45; 2) 158 х 122, инв. N И-46. 28.05.2002 г. в реставрационной мастерской Иркутского областного художественного музея обе иконы были осмотрены старшим научным сотрудником сектора древнерусского искусства Музея им. Андрея Рублева (г. Москва) Натальей Николаевной Чугреевой в присутствии реставраторов и научных сотрудников ИОХМ.

Икона с инвентарным № И-45  по всем признакам была написана в XIX веке. Возможно, она была выполнена тогда, когда чудотворную икону из Богоявленского собора перенесли во вновь построенный Казанский собор и чтобы не оставлять пустого места в иконостасе Богоявленского собора, написали близкую по размерам новую икону "Богоматери Казанской".

А вот на иконе с инв. № И-46 обнаружены остатки кожаных креплений, которые использовались для переноса иконы. Верхний красочный слой представляет из себя ремесленную живопись начала XX века, которую выполнил иркутский художнику Н. Померанцев, что зафиксировано надписью на нижнем поле иконы. Видимо, ему поручили реставрацию иконы после снятия с нее драгоценного оклада. Он залевкасил авторский слой и переписал икону.

Пробные расчистки иконы, выполненные реставратором-иконописцем С.Н. Фроловым во время осмотра иконы  в 2002 г., выявили наличие древнего красочного слоя, что дает надежду на то, что перед нами та самая чудотворная икона «Богоматерь Казанская», защитница и гордость иркутян.

 

 

                  ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы с изложением

   пророчеств и прообразований, относящихся к ней, учения церкви о

   ней и чудотворных икон ее, на основании священного писания,

   свидетельств св.Отцов и церковных преданий.- М., 1904 (Репринтное

   воспроизведение издания 1904 г.).- С.291, 293.

2. Громов П. Начало христианства в Иркутске и святой Иннокентий

   первый епископ иркутский. Его служение, управление, кончина,

   чудеса и прославление. - Иркутск, 1868. - С.404.

3. Там же, с. 405.

4. Неизвестный художник.  «Перенесение мощей святителя Иннокентия» // Земля Иркутская. (Иркутск).- 2005, № 2 (28). – C. 2-я стр. обложки

5. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. - Иркутск, 1994.- С.301.

6. Иркутская летопись. - Иркутск, 1911.- С.135

7. ГАИО, ф.50,оп.1, д.14774, л.12об.-14

8. На полях Описи церковного имущества Иркутского Казанского

    собора за 1913 г.  прочитывается запись: "Риза с камнями снята

    10/IV-22 Огнетов" - ГАИО, ф.50, оп.1, д.14774, л.12об.

9. Размер иконы указан в описи церковного имущества Иркутского Казанского собора за 1913 г.:  " Местная икона на левой стороне Царских врат"Казанской Богоматери" в сребропозлащенной ризе, длиною 2 ар[шина] 4 вер[шка], шириною 1 ар[шин] 12 верш[ков]» , т.е. 160 х 124 см.

04.11.2007