Русская Православная Церковь Московский Патриархат

Официальный сайт

 
 Иркутская епархия 
 История 
 Епархиальное управление 
 Отделы 
 Приходы 


Мониторинг СМИ

Управляющий делами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий: «В обществе озабочены судьбой игумена Софрония»

Владимир Легойда направил А.А. Даниловой соболезнования в связи с безвременной кончиной ее супруга

Москва, 12 сентября. Владимир Легойда направил главному редактору Интернет-издания "Православие и мир" А.А. Даниловой соболезнования в связи с безвременной кончиной ее супруга Анатолия Евгеньевича Данилова.

О современной внешней миссии Русской Православной Церкви

"Второе Крещение Руси". Фильм митрополита Волоколамского Илариона

Татьяна Шишова. Воспитание мальчиков

Православие.ру Будь мужчины всегда такими слабаками, род человеческий давно бы пресекся, ведь на долю мужчин во все времена приходились самые трудные, опасные занятия, самые тяжелые работы. Попробуй повоюй, имея хрупкую, ранимую психику! Или даже поохоться на свирепых зверей, причем без огнестрельного оружия, как делали многие поколения наших предков! А жизнь крестьянина-землепашца? Сколько изнурительной физической работы! Сколько, выражаясь современным языком, стрессов и психотравм!

Максим Лесков. Дым мирового пожара подступает к России

РНЛ (10.07.13) Мировой пожар с новой силой запылал на охваченном природными аномалиями глобусе. Во всех этих событиях при внимательном рассмотрении можно заметить обрывки различных сценариев, пригодных для применения и в России. Турция напомнила о химкинском лесе, Бразилия – о сочинской олимпиаде, Египет – о наших братьях-мусульманах, все чаще забывающих о том, что в русском доме хозяин еще не вымер окончательно.

Алексей Гладков. Кто хочет выкинуть Православие из Европы

Религаре.ру Отношение современных европейских масс-медиа к православной церкви – причем не только в России, но и в Грузии, Сербии, Молдавии, Белоруссии – можно обобщить следующим образом: это неприязнь, граничащая с ненавистью. Конечно, пресловутая политкорректность не дает современным западным журналистам выражаться в стиле девятнадцатого века, когда печать католических и протестантских стран спокойно называла представителей восточной ветви христианства схизматиками. Такого сегодня, конечно, не прочтешь. Используются другие фразы, например: "сила, тормозящая секуляризацию"; "оппоненты реформ", "противники альтернативных стилей жизни".

На космодроме «Плесецк» освящен храм в честь Всех святых

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила благочинный Мирнинского округа Архангельской епархии протоиерей Артемий Эмке освятил в воинской части 14056 на 43-й площадке космодрома «Плесецк» храм в честь Всех святых.

Священник Александр Дьяченко. «Трудно быть Богом, батюшка»

Православие.ру. Моя юность выпала на 80-е годы прошлого века. Мог ли я тогда представить, что через несколько лет нас накроет наркотический девятый вал, и я буду через день отпевать несчастных мальчишек? - Только в страшном сне. А уж то, что главной темой каждого из дней грядущего XXI века станет тема «продвижения в массы» гомосексуализма? - Вообще немыслимо.

Мария Сараджишвили. Сидящая Анастасия

Вера-Эском. Анастасия при­шла из церкви и увидела мёртвого жениха. Она встала перед ним на колени - с этого момента началась её подвижническая жизнь. Она хотела личным подвигом искупить грех самоубийства любимого человека. Люди, приходившие к ней за помощью, впоследствии назвали её «сидящей Анастасией».

Александр Проханов. «Путин пережил колоссальный шок»

Накануне.ру. Публицист, писатель Александр Проханов провел презентацию своей книги "Поступь русской победы" в Челябинске. Встреча прошла в форме живого общения в Челябинском государственном университете. Проханов поделился с присутствующими своими, по его словам, "хаотичными" мыслями, с которыми он живет. Что за "колоссальный шок" пережил Путин, почему Гитлер победил в 1991, а Россия платит репарации, и почему нынешний президент РФ должен отстоять Сирию, чтобы претендовать на переизбрани

Борис Керженцев. Покушение

Литературная газета (26.06.2013) Объективная логика всей европейской истории последних сотен лет оказывается на стороне именно гомосексуалов и трансвеститов, а не защитников традиционной семьи. Абсурдно и непоследовательно, признавая доктрину «прав человека», отказывать человеку-гомосексуалисту в одном из важнейших прав - строить свою частную и личную жизнь по собственному усмотрению.

Родившийся 23 февраля
«Святая Церковь искренне желает, чтобы в нашем обществе возродилось исконное уважение к воинству, понимание тягот и трудностей, переживаемых армией России".

Иеромонах Иов (Гумеров). К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

Православие.ру (12.02.13) Деятельность отца Георгия Кочеткова ведет к конфликтам и нестроениям потому, что его религиозно-философское мировоззрение чуждо Православию, которое основано на богословии и духовном опыте святых отцов. Практика, которая с каждым годом быстро расширяется, представляет серьезную опасность для Православной Церкви.

УЭК: Регионы не поставили на карту

Газета.ру (12.02.13) Проект по обеспечению граждан универсальными электронными картами слишком затратен, посчитали в Минсвязи. Обязательная раздача карт с 2014 года отменяется: они будут выдаваться только по заявлениям граждан. С 1 января основному инициатору проекта — Сбербанку — поступило 13 тысяч заявлений на выдачу. Но проект может затормозиться из-за регионов: полностью к выдаче карт готовы только пять из них. А сама карта пока ничем не отличается от банковской: расширенный функционал по оплате госуслуг может появиться только в апреле.

Поиск по сайту



"Восточно-Сибирская правда"

Ресурсы духовного возрождения

Уже год Русская православная церковь живёт с новым патриархом. Каким он был, этот год, что изменилось и какие события наиболее сильно повлияли на жизнь Церкви – с этими вопросами мы обратились к благочинному Верхнеленского округа, руководителю миссионерского отдела Иркутской епархии РПЦ протоиерею Вячеславу Пушкарёву.

– Почти год назад, когда Церковь избирала нового предстоятеля, в тогдашнем интервью вы сказали: «Особых перемен курса движения Церкви не предвидится. Единственное, что может измениться, так это скорость и качество движения». Спустя год как, на ваш взгляд, изменились скорость и качество? По-моему, очевидно, что с избранием патриархом Кирилла Церковь стала более активно заниматься проповедью.

– Как я и предположил в нашей беседе, ничего особенного не произошло, разве что более активно стал развиваться проект привлечения нашей Церкви к вопросам жизни страны, что крайне выгодно государству и очень важно для Церкви. Тут у нас консенсус, оттого и взаимодействие усилилось и приносит видимые плоды. Если же о проповеди, то та активность, о которой вы говорите, – это активность за пределами Федерации, а внутри страны всё идёт своим чередом. Мы мало-помалу возвращаем наши народы в лоно Церкви и смысла в спешке здесь не видим. Почему? Потому что государство у нас многонациональное да ещё и многоконфессиональное, что налагает на миссионеров и проповедников особенные обязанности, сопряжённые с серьёзной ответственностью  за сказанное и сделанное.  Так что здесь всё идёт своим чередом.

– А как вам показался прошедший год в смысле светско-государственной жизни? Какие проблемы, на ваш взгляд, наиболее животрепещущи сегодня?

– Вы знаете, по сути всё как всегда. На мой взгляд, год был довольно продуктивным в смысле борьбы с кризисом, если он, конечно, существует. Вроде мы не сильно обеднели, и даже сохранена социальная направленность госполитики. Я рад, что рождаемость превысила смертность. Это очень важно для нашей страны. Плохо только, что, постоянно говоря о научно-технической модернизации,  наше правительство ни слова не промолвит о модернизации или даже замене духовно-нравственной парадигмы жизни нашей нации. В кадровой политике превалируют полумеры. А в этой сфере осторожность чревата тем, что мы будем  по пять раз наступать на одни и те же грабли. Вот действительно животрепещущая проблема всей нации!

Взгляните хотя бы на систему взаимоотношений внутри государственного аппарата. На чём она зиждется? В большей степени на грубости, унижении старшими младших, оскорблениях, матерщине, пьянстве, круговой поруке, подхалимстве, которые уже превратились в национальную государственно-корпоративную традицию, без соблюдения «норм» которой невозможно двигаться по карьерной лестнице. Может ли из этого что-то доброе вырасти? Ни за что! Это болото, которое надо полностью осушать, очищать дно, исправлять берега и наполнять новыми водами – людьми. При заявленных полумерах ничего не получится. Именно поэтому, несмотря на оптимистические заявления руководителей страны, мне видится, что в перспективе любая модернизация в нашей сегодняшней стране… бесперспективна.  Обольщаться не стоит. Хотим как лучше, а получится, скорее всего, как всегда.  

– А что вы подразумеваете под заменой духовной парадигмы? Речь, я так понимаю, идёт о базовой государствообразующей идеологии?

– Всё верно, и я об этом уже говорил. У России нет другой реальной позитивной перспективы, кроме как вернуться на духовно-нравственный фундамент православия, где всем народам и всем мечтам есть место, где нет бесчеловечного угнетения человека человеком.

– Вы действительно думаете, что сегодня реально вернуть страну на фундамент православия?  Вы в это верите?

– Чему быть, того не миновать. Я не думаю. Я верю в то, что всё именно так и будет.  Это предрекли нашей державе  все великие российские прозорливцы, и у меня нет повода не доверять святым. К тому же я своими собственными глазами вижу, как медленно, словно бы от тяжкого запойного сна, но всё же пробуждается наш народ.

– Давайте возьмём наш регион. Право-славных у нас совсем немного, священников мало. На главном епархиальном сайте работают, по всей видимости, человек пять. По сути, нет даже управления по связям с общественностью. Извините, но при отсутствии чёткой, отлаженной системы взаимосвязи с обществом о какой замене духовной парадигмы можно говорить?

– Много не много, а более сотни тысяч православных будет, и это только верных. Если говорить о людях интересующихся, которые приходят в храм Божий по большим праздникам, то таковых примерно раза в три больше. Это наш резерв и наша надежда,  наша поддержка во всех общественных начинаниях, они объект нашей миссии. Наша тактика не в «навяливании» кому-либо своих идей, а в постепенном размывании всего лишнего, что мешает воплощению в жизнь Божественного промысла. Мы как река, которая начинается ручейком, а заканчивается океаном. Наша сила в смирении, терпении, умении работать во всякое время не покладая рук, в умении ждать. Нам не нужны заорганизованные отделы.

Православие – это не религия толпы, а религия самоопределившейся свободы. Мы работаем не посредством сугубой пропаганды везде, где можно (хотя и не без этого), но более от сердца к сердцу – через личный пример и через слова, обращённые к конкретной личности. Такой подход долог по времени, но зато качествен и беспроигрышен. Вот о таком способе замены парадигмы мы и говорим.

– Церковь чисто физически в силах взять и понести огромную нагрузку по просвещению, не говорю всего народа, но хотя бы населения нашего конкретного региона? Есть кому этим заниматься?

– Теперь уже  мы уверенно можем сказать «да». Нам только надо помочь материально инсталлироваться в региональном пространстве для выполнения в скором времени этих конкретных задач. Мы, конечно, и без особой помощи всё это делаем день за днём, но с продуманной государственной помощью это всё будет возможно сделать и проще, и быстрее.

– Наверняка массу трудностей православная миссия встречает в Усть-Ордынском округе?

– Вы знаете, не очень много. И раньше особых проблем не было, и сегодня, кроме того, что население округа в 90-х годах «подзаразили» национализмом, у нас проблем в Усть-Орде нет.  Мало-помалу народ возвращается в лоно православия. Вот буквально перед Рождеством Христовым мы перевели в православие через таинство покаяния и крещения две группы местных неопятидесятников, среди которых есть и буряты. Они дружно изъявили желание отказаться от своих заблуждений и воссоединиться с нами.  Мы окормляем в округе детские учреждения и даже бозойские ИТК. С властями у нас неплохое взаимопонимание. Спасибо им.

– Если говорить о нашей области, чем отличается духовное состояние города и деревни? Где сегодня лучше?

– В деревне в духовном смысле, наверное, получше будет, ведь, как говорится в старой русской пословице, «где просто, там ангелов сто, а где мудрено – нет ни одного». Народ попроще, потому  и грешит более «невинно».  Другое дело, что из дальних деревень сбежали в большинстве своём все думающие и ищущие люди. В этом смысле городу легче, и нашим священникам в городах приходится меньше трудиться на ниве разъяснения православных истин. А в деревнях нужно по 100 раз говорить одно и то же, пока люди не услышат, не осознают и не примут. Опять же простота в деле восприятия информации селянами избавляет деревню от умножения ересей и глупостей. Если деревенский народ во что поверил, то не мудрствуя лукаво и надолго.  

– Так ведь деревня у нас просто спивается. Этот «невинный» грех ставит под угрозу физическое выживание многих и многих людей. Думаете, будет иметь успех антиалкогольная кампания, инициированная РПЦ? К сожалению,  на уровне государства дальше деклараций дело не идёт. Думаете, Церковь одна справится?

– Я думаю, что успех  вполне возможен. Пьянство – это не национальная черта русского человека. На мой взгляд, пьяницы не знают разницы в национальностях и они все одной национальности – алкоголики. И страна у них общая – дно. Другое дело, насколько этот успех возможен сегодня. Мне видится, что в стране, где большая  часть  государственного аппарата не способна решать проблемы без бутылки, при этом заявившей о начале борьбы с пьянством, все потуги Русской Православной Церкви сведутся к исправлению от недуга пьянства только некоторого количества стремящихся к этому людей. Общее состояние останется прежним. Церковь одна не справится. Да и как ей справиться, когда великолепно режиссированная, отлично отснятая новогодняя программа Первого канала, которую действительно интересно было смотреть, к нашему общему сожалению, полностью была пронизана несознательной, но очень талантливой пропагандой пьянства. Парадигму всеобщего воспитания и образования надо менять, и только в этом случае будет обеспечен почти полный успех антиалкогольной программы. 

– Исходя из вашего пастырского опыта, в чём наша главная беда? Вы видите подвижки к лучшему?

– Наша главная беда – в подавляющем неверии... Мы в большинстве своём ни во что не верим. Мы мало кому верим. Мы себе не доверяем. А это даёт нам повод жить только одним днём, быть временщиками и халтурщиками, чей вечный девиз – «После нас хоть потоп». Духовно-нравственную парадигму надо менять, дорогие братья и сестры. Если коротко, все наши беды от того, что народ наш растерял дарованные ему Богом веру, надежду, любовь.

Беседовала Елена ТРИФОНОВА, «Восточно-Сибирская правда»


Возврат к списку


© 2005-2012 Иркутская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна, при публикации в сети интернет обязательна гиперссылка на официальный сайт Иркутской епархии

e-mail: Редакция сайта Иркутской епархии