Всенощное бдение в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Архиерейское служение

Всенощное бдение в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Архиерейское служение в соборе Богоявления г. Иркутска

В канун праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии митрополит Иркутский и Ангарский Вадим совершил торжественное всенощное бдение в кафедральном соборе Богоявления г. Иркутска. Владыке Вадиму сослужили: протоиерей Василий Комарницкий, священники Вячеслав Голиков и Андрей Воробьев, протодиакон Антоний Смолин.

___________________________________________________________

Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы совершается 21 сентября (8 сентября по старому стилю) и установлен Церковью в глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Св. равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь Рождества Божией Матери. Другие сведения можно найти в творениях св. Иоанна Златоуста, св. Прокла, св. Епифания и блаж. Августина.

"Бог, снисходящий до человека, чтобы человека сделать Божественным, или, как говорят учителя Церкви, – обожить, сделать причастником Божества. Именно тут, именно в этом потрясающем откровении о подлинной природе, о подлинном призвании человека – источник благодарного, любовного отношения к Марии как нашей связи со Христом, и в Нем – с Богом. И нигде это не раскрывается с большей ясностью, чем в празднике Рождества Богородицы". (Протопресвитер Александр Шмеман "Почему мы празднуем Рождество Богородицы?")

Рождество Пресвятой Богородицы - первый в череде двунадесятых праздников в годовом богослужебном круге и посвящен первому важному событию новозаветной истории - чудесному рождению от неплодных Иоакима и Анны Пресвятой Девы Марии. Празднуемое событие явилось предвестником пришествия Мессии, став частью замысла Божия о спасении человечества. Родилась Богородица - совершится и спасение мира.

"Первый праздник в церковном году - Рождество Пресвятой Богородицы. У Господа и в Церкви ничего нет случайного. И это обстоятельство, что праздники начинаются с Богородичных событий, а не со Спасителя, весьма хорошо и разумно.

С одной стороны, ясно - потому, что Божия Матерь предшествовала Своему Сыну и Сыну Божию.Но есть и другой смысл: к праздникам Господским нужно еще подготовиться, подойти, - а это можно лишь постепенно сделать. Нужно так установить, чтобы великие Господни дни приближались постепенно и издалека, чтобы был перерыв... Так и есть... До рождества еще четыре месяца... А это промежуточное время занято Богородицею: Рождением и Введением Ее в храм. Празднуя Богородицу мы точно вступаем в тенистую аллею, ведущую ко дворцу Господских праздников, виднеющемуся вдали. Через Нее мы прозираем Господа. Однако лишь прозираем, лишь подготавливаемся. А празднуем Ее. И конечно, из Богородичных праздников первый по времени - Рождение Ее. Начало года - начало нашего спасения. ...

На всякий праздник мы слышим призыв радоваться; но иногда он повторяется сильнее, чаще, настойчивее, иногда - слабее, реже... На праздник Рождества Богородицы этот зов слышится довольно часто и в общем создает радостный фон всего богослужения. Даже сравнительно с Успением Божией Матери праздник Рождества Ее носит характер более радостный. Правда там слава Ее выше, но она умеряется и самим фактом смерти, и скорбями апостолов, и молениями о нашем спасении. Здесь этого ничего нет; наоборот, ныне слышим благовестие о разрешении печалей, о приблизившейся радости спасения мира от зол.

Видим: по всей службе - непрерывный призыв радоваться. Но что говорить, если в самой главной песне - в тропаре - эта радость поставлена на первое место: "Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней..."

Поэтому и мы присоединимся душою и воскликнем с Церковью: "Величай, душе моя, преславное Рождество Божия Матере!" (припев 9-й песни). (митр. Вениамин (Федченков) "Размышления о двунадесятых праздниках")


Пресс-служба Иркутской епархии


21.09.2015