ОПК, Религиоведение и политология в Приангарье. Атеистический крен школьного образования выравнивается

ОПК, религиоведение и политология  в Приангарье. Атеистический крен школьного  образования выравнивается


      Школьники Приангарья будут изучать религиоведение, ОПК и политологию. С 1 сентября 2008 года в учебных планах школ Приангарья появятся три новых предмета: религиоведение, ОПК и политология. С помощью этих дисциплин государство и церковь намерены бороться с социально-политической, мировоззренческой и духовной безграмотностью современной молодежи, а также с религиозным экстремизмом, влияние которого всё более ощущается со стороны новых религиозных течений оккультных организаций. Преподавать их будут не обычные учителя, но обязательно прошедшие курсы повышения квалификации или получившие второе высшее образование по данным направлениям. Планируется, что внедрение религиоведения, ОПК  и политологии в школьные расписания займет несколько лет. Это связано не только с издержками образовательного процесса, но и с неготовностью общества к таким резким «идеологическим нововведениям».

      В нашем Байкальском регионе, впервые в стране, для решения этих вопросов в конце прошлого года был создан межведомственный проблемный совет при губернаторе Иркутской области А.Г. Тишанине по социально-духовному образованию студентов и школьников. В минувший понедельник под его эгидой прошла областная научно-практическая конференция по проблемам методики преподавания политологии и религиоведения в школах Приангарья. Ее участниками стали около 150 человек - представители Иркутской епархии, муниципальных органов образования, педагогических колледжей и вузов региона.

       Информацию о том, что с нового учебного года у учащихся школ региона появятся три новых предмета, подтвердил заместитель директора департамента образования Иркутской области Евгений Корнев. При этом он подчеркнул, что введение этих дисциплин в образовательный процесс будет осуществляться постепенно:

- Сейчас мы завершаем разработку соответствующей нормативно-правовой базы. Уже определены площадки для подготовки учителей политологии и религиоведения: это иркутский государственный педагогический колледж №1 и педколледж № 2. Высшее образование по этим направлениям и совершенно новому   направлению ОПК сегодня можно получить в ИГУ на кафедре философии и религиоведения. Преподаватели ИГУ, кстати, сейчас работают над созданием учебно-методических комплектов по новым дисциплинам для школ. На самом деле подготовка кадров для столь серьезного нововведения в Приангарье началась еще три года назад. В частности, первые специалисты по политологии выйдут из стен иркутского педколледжа №1 уже в следующем году, а религиоведы через два года.  А в ближайшее время на базе этого учебного заведения будет создан сетевой педагогический колледж. С его помощью преподаватели и студенты всех педколледжей региона смогут виртуально обмениваться своими наработками в области новых дисциплин, а учителя школ получат открытый доступ к учебно-методическим материалам.

      Необходимость введения политологии и религиоведения в школьные расписания директор педколледжа №1 Виктор Колесников объяснил философски:

- В современном мире, где правят бал высокие технологии и научно-технический прогресс, происходит отчуждение человека от человека, растет эгоистичность людей. Когда человек начинает делать нравственно-этический выбор в жизни; выбор между добром и злом, геройством и предательством, честью и позором, ему необходима помощь. Это и будет прерогативой новых предметов.

        В свою очередь руководитель миссионерского отдела Иркутской епархии и по совместительству аспирант и преподаватель кафедры философии и религиоведения ИГУ протоиерей Вячеслав Пушкарев отметил, что религиоведение, ОПК и политология - это своего рода,  крайне необходимые,  связующие звенья в сознании учащихся между остальными школьными предметами.

- То, что сегодня ребенок изучает на разных уроках, должно связываться в его голове и сердце воедино наследием русской  духовной культуры, традиционным способом позитивной классификации и обработки информации. Стремясь помочь детям усвоить широкую и разностороннюю картину мира, иркутские педагоги, сознательно, все чаще стали обращаться к культурному наследию и искать в нем те  незаслуженно забытые  религиозные ценности, которые в новых условиях смогли бы способствовать позитивному и объёмному духовному развитию учащихся.

     По словам отца Вячеслава, новоявленные религиоведы будут давать детям знания о глубинных движениях внутри всех значимых религий, а это значит и о самой сути народного миросозерцания.

      Вопрос о политологии до сих пор вызывает споры у специалистов: 

- Что именно даст выпускникам колледжа дополнительная подготовка по политологии? Расширит ли это их профессиональные возможности, ведь различные аспекты политической жизни в средней школе изучаются в рамках курса «Обществознание»? Или же во главу угла должны быть поставлены более универсальные цели, например, воспитание всесторонне развитого, социализированного гражданина, имеющего на основании этого больше шансов для самореализации? -  спрашивает доцент кафедры отечественной истории и политологии ИГУ Лариса Метелкина. Ответы на эти и другие вопросы искали участники конференции на секции по политологии.

     А вот извечную проблему «школа и религия», уже не первый год вызывающую в обществе жаркие споры, обсуждали на секции по религиоведению. По мнению заведующего отделением философии и религиоведения ИГУ Юрия Абрамова, это противоречие порождено, с одной стороны, несовершенством законодательства, а с другой, ростом всего российского общества и активизацией образовательной деятельности религиозных объединений.

- Проблема заключается в том, что религиоведческое, или светское, образование не должно преследовать приобщение к той или иной вере, не должно ставить задачи формирования того или иного мировоззрения у учащихся. Это задача религиозного, или богословского, образования, которое вполне способно планомерно заменить образование религиоведческое в ближайшем будущем. Сегодня, мы внедряем в школу именно религиоведческое образование, которое на данном переходном этапе трансформации российского общества способствует получению научных знаний о религии как духовном, социальном и культурном явлении, ее месте в духовной жизни общества, в истории конкретных народов. Религиоведческое образование включает в себя широкий комплекс дисциплин, рассматривающих религию в историческом, философском, социологическом, политологическом, психологическом, педагогическом и культурологическом аспектах.

       Нужно отметить, что впечатление от конференции было вполне ожидаемым. Иркутская епархия и кафедра философии и религиоведения ИГУ уже несколько лет ведут подготовительную работу к началу внедрения данных образовательных дисциплин в школьную программу. Информация о процессах религиизации народного образования очень часта и вполне доступна всем. Именно поэтому, в целом реакция участников была положительной, а их сотрудничество в ходе работы предметных секций подаёт создателям данного проекта «...большие надежды»,  так сказал об  этом на процедуре закрытии заведующий отделением философии и религиоведения ИГУ, доктор философских наук, профессор Юрий Фёдорович Абрамов.

Оксана Хлебникова

31.03.2008